Конспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки

Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки

Есипенок Наталья Геннадьевна,
преподаватель по классу балалайки
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»


Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки
Задачи урока:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;
закрепить понятие «жанра» в музыке;
освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.
развивающие:
активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;
совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;
развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;
развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.
воспитательные:
воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Жанр урока: творческая лаборатория.
ТСО:
балалайка – 2 шт.;
фортепиано – 1 шт.;
пюпитр – 1 шт.;
персональный компьютер, выход в сеть Интернет.
Место проведения: ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», кабинет индивидуальных занятий.

Методическое обеспечение:
рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»;
конспект урока;
конструкт и структура урока;
мультимедийная разработка урока.
Учебные пособия:
Хрестоматия для балалайка, 1-3 классы ДМШ: уч.пособие. [Ноты]./ В.Д. Глейхман. – М.: Кифара, 2004. – С.63.
Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ П.И. Нечепоренко, В.И. Мельников. – М.: Музыка, 1994. – С.151, С.175.
Цветков В. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ В. Цветков. – М.: МОУМЦ, 2000. – С.59.
Дидактический материал:
«Дневник музыкальных впечатлений»;
мини-тест «Собери цветок»;
план анализа музыкального произведения;
презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;
«Словарь музыкальных терминов»;
«Таблица-анализ музыкального произведения».
Наглядный материал:
иллюстрация «Полька»;
карточки «Ритмические формулы».
Раздаточный материал:
планшет «Средства музыкальной выразительности».
Диагностический материал:
диагностическая карта № 2
Музыкальный материал:
Гамма До мажор.
Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
Иванов Аз. «Полька».
Шапорин Ю. «Колыбельная».
План проведения урока

Организационный момент:
Представление обучающегося.
Создание благоприятной психологической атмосферы.
Настройка инструмента.
Подготовка к основному этапу урока.
Организация правильной посадки за инструментом.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Проверка выполнения домашнего задания:
Исполнение Гаммы До мажор - организация игровых движений (мелкая моторика, координация движений, постановка рук).
Работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности».
Исполнение Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
Основной этап урока.
Выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки посредством проведения ряда экспериментов (на примере пьесы Аз. Иванова «Полька»).
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с наглядным материалом.
Элементарный анализ музыкального произведения:
Работа с раздаточным материалом «План анализа музыкальных произведений».
Работа с планшетом «Средства музыкальной выразительности».
Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока (мини-лекция).
Мини-тест «Собери цветок»
Инструктаж домашнего задания.





Ход урока

Педагог:
Здравствуй, Арина. Проходи, пожалуйста. Приготовь всё, необходимое для урока.

учебные принадлежности: ноты, дневник, ручка,
нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов

Педагог:
Сегодня мы продолжим работу над пьесами, которые мы с тобой представим на академическом концерте в декабре. Скажи, что тебе было задано на дом?

Ученица:
На дом было задано: выучить на память «Польку», выразительно исполнять динамику, этюд подготовить к сдаче. На уроке мы разобрали пьесу «Колыбельная», дома нужно закрепить пьесу, обратить внимание на исполнение штрихов «legato» и срывы пальцами левой руки.

Педагог:
Всё верно. По традиции мы начнём урок с исполнения гаммы. Как ты считаешь: для чего нужно играть гаммы, упражнения и этюды?

Ученица:
Для того чтобы развивать технику, укреплять пальцы.

Педагог:
Правильно. Но кроме этого, при работе над гаммами и упражнениями мы ещё узнаём и закрепляем аппликатурные закономерности, новые приёмы звукоизвлечения, ритмическую организацию длительностей и затем применяем их в пьесах. Поэтому при самостоятельном разборе музыкального произведения у тебя не возникает ритмических, аппликатурных трудностей.
Сейчас, пожалуйста, исполни гамму До мажор.

педагог инструктирует исполнение гаммы:
умеренный темп, длительности затем
далее исполнить гамму «гитарным» приёмом.
ученица исполняет гамму До мажор
педагог контролирует посадку, корректирует движения рук, пальцев ученицы

Педагог:
Молодец, Арина! Ответь, пожалуйста, мне на такой вопрос: что изменялось в звучании гаммы при движении вверх и вниз?

Ученица:
Вверх я играла крещендо, а вниз – диминуэндо.

Педагог:
Верно. Подумай и ответь: изменился ли характер звучания при изменении ритма?

Ученица:
Да, изменился. Сначала было похоже на марш, а потом на танец.

Педагог:
Молодец! Арина, ритм, темп, динамика – каким определением мы можем объединить все эти понятия?

Ученица:
Это средства музыкальной выразительности.

Педагог:
Верно. «Средства музыкальной выразительности – как основа развития музыки» - тема нашего урока. Мы с тобой вспомним, что ещё относится к средствам выразительности в музыке, проведём небольшой эксперимент, раскроем значение средств выразительности в развитии музыки. Но в начале, предлагаю тебе разгадать небольшой кроссворд.

работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности»
ученица разгадывает кроссворд

Педагог:
Всё правильно. Итак, к средствам музыкальной выразительности мы относим: мелодию, ритм, динамику, лад, регистр, темп, тембр и всё начинается с интонации.
Одним из творческих заданий на дом было придумать название, рассказать о характере и изобразить музыку «Этюда-глиссандо» в рисунке.

ученица демонстрирует рисунок,
рассказывает о придуманном ею художественном образе

Ученица:
Характер у пьесы весёлый, жизнерадостный, шутливый. Композитор использовал мажорный лад, подвижный темп, чёткий ритм, динамические оттенки f, mf, штрих «staccato», красочные приёмы игры «глиссандо», срывы пальцами левой руки. Я нарисовала рисунок и дала ему название - «После дождя».

Педагог:
У тебя получился замечательный рисунок, и ты все правильно рассказала о характере пьесы и средствах выразительности используемых композитором. А сейчас исполни, пожалуйста, «Этюд-глиссандо».

ученица исполняет В.Панин «Этюд-глиссандо» без нот с аккомпанементом,
педагог наблюдает

Педагог:
Молодец! Продолжаем урок. Сейчас я предлагаю тебе исполнить «Польку» и проследить, какие средства выразительности использует композитор в раскрытии содержания пьесы. Задание понятно?

Ученица:
Да, понятно.

ученица исполняет пьесу Азария Иванова «Полька» с аккомпанементом,
педагог наблюдает и контролирует точное исполнение штрихов,
соблюдение аппликатуры, чёткость воспроизведения акцентов,
корректирует работу игрового аппарата, посадку ученицы

Педагог:
Спасибо, Арина! Мне понравилось твое исполнение.
Давай немного поговорим о пьесе. Посмотри на иллюстрацию картины «Полька». Давай вспомним, что такое полька?

педагог демонстрирует иллюстрацию и фотографию танца

Ученица:
Полька – это старинный чешский танец, жанр танцевальной музыки. Характер у польки быстрый, живой, размер 2/4, исполняется легко с опорой на сильную долю.

Педагог:
Всё верно. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для воплощения характера польки?
Чтобы тебе было легче анализировать произведение, я для тебя составила план анализа.

ученица работает с раздаточным материалом:
«План анализа музыкального произведения» и
планшет «Средства музыкальной выразительности»

Ученица:
«Полька» пьеса авторская, по жанру это танец, характер веселый, темп подвижный, ритм четкий, лад мажорный, динамика f, mf, штрих - «staccato».

Педагог:
Верно! Арина, как ты считаешь, изменится ли характер польки, если изменить хотя бы одно средство выразительности?

Ученица:
Думаю, что изменится.

Педагог:
Чтобы проверить это, мы с тобой проведём небольшой эксперимент.
Исполни, пожалуйста, польку в миноре.

эксперимент 1: ученица исполняет «Польку» в ля миноре

Педагог:
Спасибо! Арина, какой образ возник в твоем воображении, характер пьесы остался прежним или изменился?

Ученица:
Полька стала не весёлой, а грустной.

Педагог:
Так, а если изменить ритмический рисунок и темп?

педагог инструктирует выполнение заданий:
эксперимент 2: исполнить пьесу в миноре, в медленном темпе, ровными длительностями
эксперимент 3: исполнить пьесу в основной тональности, но в другом ритме

ученица исполняет «Польку»

Ученица:
В первом случае Полька прозвучала как песня, а во втором – как марш.

Педагог:
Хорошо, продолжим эксперимент: изменим динамику и лад. Исполни всё произведение на p и mp. Что получится?

педагог инструктирует выполнение задания:
эксперимент 4: исполнить пьесу в миноре и умеренной динамикой
ученица исполняет «Польку» в ля миноре на p и mp

Ученица:
В этот раз движение музыки как будто бы остановилось.

Педагог:
Спасибо, Арина! Мы убедились, что в музыке каждый образ или характер создаётся определённым сочетанием средств выразительности. У других видов искусств также есть свой язык, свои выразительные средства, с помощью которых поэт, писатель, художник или композитор выражает или изображает картины природы, радость или печаль. Например, в живописи основными выразительными средствами являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танца являются движения и жесты. Композитор грозный характер передаёт яркой динамикой, низким регистром в сочетании со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Каждое из средств выразительности имеет большое значение в развитии музыки, передаче образа или характера. Сегодня на уроке мы с тобой в этом убедились.
Арина, к сожалению, урок подходит к концу. Давай вспомним и обобщим, что мы делали на уроке, что тебе понравилось, может какие возникли в ходе урока проблемы?

Ученица:
На уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых мы раскрываем характер исполняемых пьес, их музыкальный образ. Провели эксперимент, научились анализировать музыкальное произведение.

Педагог:
Всё верно, Арина. И завершая урок, давай ещё раз повторим средства музыкальной выразительности. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери цветок».

педагог инструктирует условия игры:
необходимо составить цветок из отдельных лепестков, на каждом из которых написано название одного из средств выразительности;
педагог даёт определение средству выразительности,
ученица выбирает лепесток с соответствующим названием и составляет из них цветок

Педагог:

Молодец, Арина! Ты справилась с поставленной задачей.
Арина, хочу поблагодарить тебя за совместное творчество. Ты сегодня очень хорошо и плодотворно поработала на уроке, заслужила саму высокую отметку «отлично».
А сейчас - задание на дом:
Гамму До мажор и «Этюд-глиссандо» подготовить к сдаче на техническом зачёте.
«Полька» - контролировать четкость исполнения ритма, акцентов, стараться максимально точно воспроизвести музыкальный образ, характер пьесы.
«Колыбельная» – провести анализ пьесы, используя «План анализа музыкального произведения», записать его в «Таблицу-анализ восприятия музыкального произведения», продолжить отработку штрихов, уделить внимание технически сложным местам.
Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений».

педагог проводит инструктаж домашнего задания,
записывает его в дневник ученицы

Педагог:
На этом наш урок окончен. До свидания.









)ђ Заголовок 115