ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЙ-ИНВАЛИДОВ
ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Автухова Р.З., заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ «Детский сад № 27» ЗАТО Северск
Можно считать дистанционное образование, организуемое для детей-инвалидов, как явление позитивное и вероятно, что оно станет новым приоритетным направлением в развитии российского образования. Каково значение данного направления в образовании для самого инвалида? Сами инвалиды позитивно оценивают дистанционное образование, но считают, что очное обучение гораздо лучше подходит для интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Дистанционное образование позволит получить качественное образование, и, как следствие, обеспечит их полноценную интеграцию в общество.
В наших образовательных учреждениях вы не увидите скатов, пандусов, поручней, всюду ступени. Для инвалида-«колясочника» это серьезное препятствие. Поэтому создание инфраструктуры для дистанционного обучения вполне логичный шаг. Такой вид обучения становится все более популярным сегодня.
Дистанционное обучение – это первый шаг к открытому образованию. Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят сделать образование открытым и доступным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное обучение позволит получать образование независимо от состояния здоровья. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.
Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придаст процессу обучения целостность и личностную направленность.
Дистанционное образование позволит комбинировать различные формы образования. Согласно закону РФ «Об образовании» «с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в разных формах, пускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы». Индивидуальный план занятий, сроки обучения позволят придать учебным курсам и программам гибкость. Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использованиянаглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике, модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся. Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.
Необходимо ли дистанционное обучение для больных детей, детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих детей проблему образования. Однако не стоит спешить с категоричными ответами. Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости - как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.
Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать детям с ограниченными возможностями полноценное образование наравне со здоровыми детьми? А вы попробуйте устроить ребенка-инвалида в обычную школу. Если его даже и возьмут, никто не сумеет предоставить необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А инвалид-«колясочник» даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях не предусмотрены.
Из сказанного становится ясным ответ на вопрос, поставленный в начале статьи: дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.
Иными словами, нужно поставить вопрос более широко - о проектировании и создании образовательной среды для детей с ограниченными возможностями, внутри которой будет рассматриваться проблема дистанционного обучения. И только осознав важнейшие характеристики такой образовательной среды, можно говорить о содержательных и технологических сторонах дистанционного обучения.