Рабочая программа мастерской для 2 класса с экологическим направлением Удивительная планета
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»
Проверено:
Руководитель МО ___________________
«_____» __________________2011 г.
Согласовано:
Зам. директора
___________________
«_____» ___________________2011 г.
Утверждаю:
Директор
_________________________
«_____» ___________2011 г.
Рабочая программа
Мастерской «Удивительная планета»
для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель начальных классов
Жидова А. А.
Педстаж 4 года
Соответствие занимаемой должности.
2015 год
Пояснительная записка
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе, и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Программа экологического кружка «Живая планета» формирует у детей интерес к окружающему миру, учит в нем жить, а не существовать. Считаю, что экология и нравственность тесно связаны между собой. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть и слышать ее.
Цель программы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе, создание условий для интеллектуального, физического и эмоционального отдыха детей.
В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Воспитывать потребность в общении с природой.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:
Учитель для ученика, а не ученик для учителя
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Нет пределов совершенствования
Учет психофизических особенностей детей
Создание атмосферы успеха.
Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.
Основная научная идея
(стержневая линия)
Название модульной программы
Количество
часов
Семестр
Вводное занятие. Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
1. «Введение в экологию»
6
I, II
Вводное занятие. Дети учатся общаться с братьями меньшими.
2. «Молчаливые соседи»
5
III
Вводное занятие. Дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.
3. «Пернатые друзья»
6
IV
Вводное занятие. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
4. «Досуговые мероприятия»
6
V
Модульная программа «Введение в экологию». 6 часов.
Содержательный модуль.
Модульная программа направлена на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
усвоить основы экологической культуры;
углубить знания о значении человека для природы;
обогащать имеющийся опыт ребенка правил поведения в природе.
Воспитательный аспект:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Развивающий аспект:
развивать творческое воображение, познавательные возможности детей
развивать и формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Краткое содержание изучаемого материала:
Понятие экология. Формирование начал экологической культуры.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Введение в экологию» учащиеся должны:
знать определение понятия экология;
уметь различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
развивать познавательный интерес, умение работать индивидуально и коллективно;
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужных идей по изготовлению изделий на заданную тематику.
коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Изготовление поделок из природного материала:
Ежик
Лисичка
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Введение в экологию».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
I, II
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
1
Знакомство с модульной программой. «Почему мы часто слышим слово экология?»
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужных, идей по изготовлению изделий на заданную тематику .
коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками.
2
Веселое путешествие в природу
Беседа
Работа в группах
Практическая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта.
-оценка качества своей проектной деятельности;
-рефлексия.
3
Я и мир вокруг.
Индивидуальна практическая работа по изготовлению поделок из природного материала
4
Введение в проектную деятельность.
Выбор темы проекта.
Беседа
Работа в группах
5
План защиты проекта.
Коллективная работа
Итоговая часть
6
С любовью к природе.
Презентация готовых проек-тов.
Модульная программа «Молчаливые соседи». 5 часов.
Программа направлена на формирование умения общаться с братьями меньшими .
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
познакомить детей с необходимыми знаниями и практическими навыками наблюдения за домашними питомцами;
научить использовать многие природные закономерности;
Воспитательный аспект:
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
2. Содержание изучаемого материала:
Наблюдения за домашними животными.
Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Молчаливые соседи» обучающиеся должны:
знать: формы ухода за домашними питомцами;
уметь: ухаживать за домашними питомцами;
развивать познавательный интерес, умение работать в коллективе и индивидуально.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации;
коммуникативные: развивать сотрудничество сверстниками.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Рассказ-описание «Мой любимец».
Коллаж «Братья наши меньшие».
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Молчаливые соседи».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
III
5
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о средствах художественной выразительности.
1
Знакомство с модульной программой. Беседа о домашних животных.
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
Сбор иллюстраций. Работа с энциклопеди-ческой литературой.
Беседа
Работа в группах
Практическая часть часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
3
«Мой любимец»
Индивидуальная практическая работа.
4
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом.
Беседа
Работа в группах
Защита проекта.
-оценка качества своей проектной деятельности;
-рефлексия.
5
Презентация готовых проектов.
Модульная программа «Пернатые друзья». 6 часов.
Программа направлена на наблюдение за птицами.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
формировать активную по наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
формировать умение устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательный аспект:
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.
2. Содержание изучаемого материала: формирование психологического контакта с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Пернатые друзья» обучающиеся должны:
знать: понятия «зимующие и перелетные птицы», особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время;
уметь: устанавливают причинно-следственные отношения.
развивать познавательный интерес, умение работать в коллективе и индивидуально.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Изготовление кормушек для птиц
.
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Пернатые друзья».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
IV
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о роли слова в тексте и в нашей речи.
1
Знакомство с модульной программой. «Мы – друзья птиц».
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу.
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей.
познавательные: осуществлять поиск нужной информации.
коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
« Перелетные птицы»
Практическая работа по выполнению корму-шек для птиц.
3
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.
Беседа. Работа в группах.
4
План защиты проекта. Работа над проектом.
Деловая игра
Диалогичес-
кая часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта:
Оценка качества своей проектной деятельности.
5
Предзащита проектов.
6
Презентация готовых работ.
Модульная программа «Досуговые мероприятия». 6 часов.
Программа направлена на познание в интересной игровой форме окружающего мира, приобретение опыта поведения в природной среде, формирование экологической культуры детей.
.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
формировать экологическую культуру детей;
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Воспитательный аспект:
научить ребенка через трудовую деятельность способствовать формированию нравственных представлений;
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.
2. Содержание изучаемого материала:
Формирование экологической культуры детей.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Досуговые мероприятия» обучающиеся должны:
знать: правила поведения в природной среде;
уметь: сформировать свой замысел;
развивать: эстетическое чувство прекрасного через восприятие природных образов.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации для творческой работы.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество со сверстниками.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Рисунки, газеты, плакаты на тему - «Я эколог».
Викторина с экологическими заданиями.
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Досуговые мероприятия».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
V
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о нравственности, чему учат нас сказки..
1
Знакомство с модульной программой. Значение трудовой деятельности в жизни человека.
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение, обобщать, делать выводы.
коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
«Посвящение в экологи».
Беседа
Работа в группах
Диалогичес-
кая часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
3
«Праздник друзей природы» - изготовление рисунков, газет, плакатов.
Практическая деятельность.
4
Введение в проектную деятельность. План защиты проекта.
Беседа
5
Работа над проектом.
Предзащита проекта.
Защита проекта:
- оценка качества своей проектной деятельности.
6
Презентация готовых проектов.
Литература для учителя
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) В.В. Рынькова Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания.
5) В. В. Смирнова. Н. И. Балуева. Тропинка в природу.
13PAGE 15
13PAGE 142115
Заголовок 1Заголовок 215