Конспект урока литературного чтения С. В. Михалков Мой щенок 2 класс
Урок литературного чтения
Тема: С. В. Михалков «Мой щенок»
Цель:
Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.
Задачи:
Обучать самостоятельной работе с текстом.
Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с творческим заданием, смайлики для рефлексии, презентация, диск с произведениями.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и мысленно подарите добрые слова, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.
Садитесь.
- Ребята, посмотрите на картину. Что вы видите? Кто видел восход солнца?
Когда мы можем его увидеть? (утром)
- Значит это начало нового дня. А новый день приносит всегда что – то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания.
Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
( портфель)
II. Актуализация знаний
- Ребята, вы обратили внимание на выставку книг?
Творчеству какого писателя она посвящена?
- Догадались, с каким писателем мы встретимся на уроке?
- Верно. Тема урока: С.В.Михалков
Портрет поэта.
-Что вы уже знаете о Михалкове? (ответы детей)
- Майсова Даша поработала с дополнительной литературой и хочет сообщить нам некоторые сведения о С. В. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича прошло в Подмосковье. Ходить в школу было далеко, поэтому начальное образование он получил дома. В обычную школу Михалков пошёл с четвёртого класса после переезда семьи в Москву.
Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. А в 15 лет его стихотворение «Дорога» напечатали в журнале.
За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.
В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.
Умер Сергей Владимирович в 2009 году, в возрасте 96 лет. С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Также Михалков написал Гимн России.
Его произведения знают во всём мире.
-– За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал для вас много разных произведений.
- На этом этапе урока вы получили новые знания? Что нового узнали?
( кладём знания в портфель)
Рассматривание выставки книг С. В. Михалкова.
-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?
- Узнайте произведения по ключевым словам.
1. Страна Фантазий, держава детства, секрет, багаж. («Мой секрет»)
2. темнота, свет, страх, сила воли, молодец, трус. («Сила воли»).
3. В доме 8, дробь один у Заставы Ильича
Жил высокий гражданин по прозванью Каланча.
4. Юля плохо кушает, Никого не слушает.(«Про девочку, которая плохо кушала»)
5.В этой речке утром рано, утонули два барана. («Бараны»)
6. Раз - котенок самый белый,
Два - котенок самый смелый,
Три - котенок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять - похож на Три и Два -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке. («Котята»)
7. На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог. («Трезор»)
- О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)
4.Подготовительная беседа.
- Сейчас мы с вами совершим путешествие к домашним животным. Першева Ангелина выяснила, у кого из класса есть животные и заботятся ли ученики о своих питомцах).
В классе 24 человека
Имеют кошек – 12 человек.
Имеют собак – 4 человека.
Имеют кроликов – 1 человек.
Имеют черепах – 2 человека.
Имеют рыбок - 1 человек.
Имеют морскую свинку – 1 человек.
Имеют попугаев – 4 человека
Больше всего у ребят нашего класса кошек.
- Встаньте те, у кого собаки.
Расскажите, как вы их любите?
- На этом этапе урока вы узнали что – то новое? (положим новые знания в портфель)
Постановка цели урока.
- С. В. Михалков тоже любил собак.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича.
- Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.
( КОНЕЩ ЙОМ)
- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»
-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока.
III.Изучение нового материала
1)
-Можем ли мы по названию узнать кто главный герой в произведении?
- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок. Кто такой щенок?
( детёныш собаки)
Чем щенок отличается от взрослого пса?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Щенок
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и 3 кивка,
два – направо голова,
Три – налево поворот» -
И помчались до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
2) Работа с учебником
- Откройте учебники на стр. 35. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит?
Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.
3) Смотрите на экран и слушайте произведение.
- Кто главный герой стихотворения? (щенок)
- Какой он? Составьте словесный портрет щенка. (Он маленький, забавный, весёлый)
- Как ведёт себя щенок? (шалит, проказничает)
- А почему он себя так ведёт? (чтобы обратили на него внимание)
- Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли.
- Почему девочка грустит?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
- Что предшествовало этому? Что было с утра?
- Как долго девочка ждала щенка?
- Прочитайте ее размышления во время ожидания.
- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
- Как вы думаете, где был щенок? Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?
- Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?
- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?
( погулять со щенком, закрывать дверь)
- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? ( написать объявление)
- Откройте рабочие тетради на стр. 61. попробуем написать объявление о пропаже щенка.
Работа в тетрадях страница 61, упр. 5. Пишем объявление. Правильно ли написано объявление?
(указать адрес или телефон).
(образец «Обращаться по адресу улица Щорса, дом, квартира)
- Чему научились? (писать объявление)
(кладём новые знания в портфель)
6) Повторное чтение с целью выявления трудных и непонятных по значению слов.
( чтение цепочкой)
7) Словарная работа
–Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем что надо сделать? ( обратиться к словарю или к справочнику.
(даются справочники)
- Пользуясь справочником, найдите сами значение слова или выражения.
- Работа в группах (найти значение слов)
ЖБАН – кувшин с крышкой
КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые
СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит вытянувшись, не двигаясь
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел
- Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов)
7.Закрепление пройденного материала.
1) Составление картинного плана.
- Сколько частей выделили? (4)
-Какие части?
Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).
- Для чего мы составляли картинный план? (он помогает пересказывать,
восстановить события)
- Определим отношение автора к героям.
- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)
- Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)
Выразительное чтение стихотворения по частям.
- Чему научились? (составлять картинный план, определять настроение, с которым надо читать произведение)
Физкультминутка:
для глаз (электронная)
3) На доске слова писатель поэт композитор
- Найти лишнее слово (композитор - человек, который пишет музыку)
- Можно с помощью музыки выразить своё настроение?
-А сейчас мы с вами познакомимся с произведением великого композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал целый альбом детских музыкальных произведений. Мы прослушаем одно из произведений .
- Прослушайте и определите характер музыкального произведения
(грустная, весёлая, печальная, задорная)
-Подходит ли это музыкальное произведение к нашему произведению? Какие моменты из произведения подходят?
- Определим, как называется это музыкальное произведение?
Анаграмма
4 35 67 1 2 2 3 5 1 4
ЕЛЗНЬБО УКЫКЛ
А у нас заболел щенок.
- Давайте поможем девочке вылечить щенка.
У вас на столах лежат карточки
Вставьте подходящие слова в стихотворный текст.
_______ нос и ____ глазки,
_____ лекарство мой щенок.
Не прожить ему без _____ ,
Он со мной не _____.
Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)
Проверка по образцу.
- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)
6.Итог урока.
Откроем тетрадь на стр. 60
- Кто автор произведения?
- Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали?
- Какой из заголовков соответствует теме стихотворения, главной мысли, героям произведения.
-Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении?
Любите животных!
7.Рефлексия:
-А теперь подведем итог работы на уроке.
- Давайте возьмём наш портфель знаний и посмотрим на него. Он пополнился знаниями? (да)
1. Сегодня на уроке я научился2.Сегодня на уроке было интересно 3. Сегодня на уроке было трудно4. Сегодня на уроке я понял, что
5.Мне захотелось
- Сделаем вывод: - Учиться – всегда пригодиться!
- А сейчас покажите мне своё настроение ( зелёная карточка - хорошее настроение, жёлтая – не очень хорошее, красная – плохое)
8. Самооценка.
Раздать детям картинки с изображением щенка. Дома раскрасьте картинки и помните, о чем мы говорили сегодня на уроке.
(Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения,
Оценки.
15