Результаты диагностики Оценка сформированности предметных , познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Стартовая психолого – педагогическая диагностика первоклассников. (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова)
Оценка сформированности предметных , познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Школа МОУ «Пеневичская основная школа», класс 1
№
Фамилия Имя
Месяц, год рождения
№ заданий
Всего
Примечания*
Внутренняя позиция школьника
Уровень мотивации
1
2
3
4
5
6
7
1
Глушенкова
14.04.
2005
2
3
3
3
3
1
0
15
Сформирована
III
2
Леонов
03.04.
2005
1
2
3
3
3
1
0
13
Не сформирована
IV
3
Манохина
26.04.
2005
2
1
3
3
3
1
0
13
Не сформирована
III
Итог
по классу
5
6
9
9
9
3
0
41
Уровни сформированности предметных , познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у каждого ребенка:
– пространственного восприятия (задание 2);
– зрительного восприятия (задание 1);
– представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
– фонематического слуха и восприятия (задание 6);
– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове(7);
– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).
– умение концентрировать и удерживать внимание ( задание 2)
3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.
Полученные результаты учащихся 1 класса свидетельствуют о среднем уровне готовности к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
Предложения.
У всех учащихся 1 класса наблюдается сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, снижен уровень зрительно-моторных координаций.
У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.
Если уровень развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень, и это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов, что требует внесения существенных корректив в методику обучения.
Определение мотивов учебной деятельности
(М.Р. Гинзбург)
Цель: Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива
Форма проведения: индивидуальная. Ответы (выбор определённой картинки).Глушенкова Анастасия
Выборы
Мотив № 1Внешний
Мотив № 2Учебный
Мотив № 3Игровой
Мотив № 4Позиционный
Мотив № 5Социальный
Мотив № 6Оценка
I выбор
2
II выбор
2
III выбор
5
Контрольныйвыбор
5
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации. Общее количество баллов 14.
Ответы (выбор определённой картинки). Леонов Александр.
Выборы
Мотив № 1Внешний
Мотив № 2Учебный
Мотив № 3Игровой
Мотив № 4Позиционный
Мотив № 5Социальный
Мотив № 6Оценка
I выбор
5
II выбор
1
III выбор
2
Контрольныйвыбор
5
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации. Общее количество баллов 13.
Ответы (выбор определённой картинки). Манохина Мария
Выборы
Мотив № 1Внешний
Мотив № 2Учебный
Мотив № 3Игровой
Мотив № 4Позиционный
Мотив № 5Социальный
Мотив № 6Оценка
I выбор
5
II выбор
5
III выбор
2
Контрольныйвыбор
2
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации. Общее количество баллов 14.
Внешний мотив - 0 баллов; Игровой мотив - 1 балл; Получение отметки - 2 балла;Позиционный мотив - 3 балла; Социальный мотив - 4 балла; Учебный мотив - 5 баллов.
Количественный: I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Качественный: Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
У двух учащихся ( Глушенковой А, Манохиной М.) наблюдается преобладание учебных мотивов, а также оценочный мотив, что свидетельствует о нормальном уровне мотивации, данным учащимся нравится учиться, нравится посещать школу, нравится зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
У одного учащийся (Леонов А.) не наблюдается преобладание ни одного из мотивов, что свидетельствует о сниженном уровне мотивации, данному учащимся нравится учиться, нравится посещать школу, нравится зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель, нравится играть, гулять, общаться с детьми.
О сформированности позиции школьника.
Информация о детях получена, путём анкетирование родителей, а также на основе наблюдений учителя
У большинства учащихся не сформирована позиция школьника, поэтому не стоит с первых дней предъявлять к ним требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода. Не стоит ждать, что после произнесенной учителем фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Толя, и Светочка...»
Данным учащимся необходима эмоциональная поддержка, не нужно дожидаться, когда у таких детей появится «синдром беспомощности», – их нужно почаще поддерживать, вселять в них уверенность в своих силах, постепенно приучая к самостоятельности.
15