Доклад Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей первоклассника традиционно связано с проблемой готовности к успешному обучению в школе. Редкий родитель не задаётся вопросом, готов ли ребёнок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей, беспокойство за ребёнка, социальные страхи, родительские амбиции и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьёзно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности и беспокойство за качество обучения. Эти вопросы особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных ресурсов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности. Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог.
Приходя в школу, ребёнок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Всё это создаётся педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребёнок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определённые стартовые умения метапредметного характера.
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей в школе. Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси» совместно с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова. разработали диагностические тетради и методические рекомендации по мониторингу в начальной школе. Началом моей системной диагностической работы явились рекомендации школьного психолога Мотиной Н.К. и программа «Школьный старт».
«Школьный старт» позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать работу с детьми;
- получить профессиональную консультацию по вопросам обучения ряда детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)
Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Диагностику педагогической готовности я проводила в сентябре, в течение 3 и 4 недели обучения. Задания выполнялись ежедневно со вторника по четверг, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут. Все упражнения заданий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. выполняли под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Хорошо читающие ученики легко пользовались текстами заданий. Задания выстроены на основе рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц «Оценка». Баллы заносятся в сводную таблицу. По каждому ребенку была получена диагностическая информация по инструментальной готовности и по личностной готовности. А также получена диагностическая информация по классу в целом. У меня класс многонациональный. Двое очень плохо говорили на русском языке. Поэтому диагностику с ними проводила индивидуально, с пометкой об этом в таблице.
Стартовая готовность ребёнка к школьному обучению и к обучению по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, в частности складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют личностную готовность.
Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность умений в дошкольном детстве, позволяющих ребёнку:
- осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем,
- осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно- образном уровне,
- осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образа и инструкции, данных взрослым,
- вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития.
Я получила такие результаты, что у 48% детей инструментальная готовность была на базовом уровне, а у 52% - на низком.
Все дети справились с заданием на восприятие знакомого объекта как целого в условиях фрагментарного предъявления. От 80 до 96% при выполнении заданий на умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта, на соотношение результата с образцом, определение отношения типа «род-вид» между понятиями, на удержание в памяти учебной информации. Но только 8% детей показали базовый уровень при определении закономерностей в изучаемой информации и умение следовать инструкции при выполнении учебных действий.
Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношению к школе, а также важного для системы развивающего обучения Л.В.Занкова показателя, отражающего готовность ребёнка обучаться на повышенном уровне сложности. В целом уровень личностной готовности позволяет понять:
- сформировано ли у ребёнка ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности,
- сформировано ли у ребёнка эмоционально- положительное отношение к школе,
- является ли для ребёнка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.
В моем классе у 50% детей личностная готовность была на базовом уровне, 50% - на низком уровне. Причем, более высокий уровень показали те дети, у которых была инструментальная готовность низкая.
Сумма баллов по инструментальной готовности (от 0 до 30 баллов). 30 баллов набрала только 1 ученица.
Сумма баллов по личностной готовности (от 0 до 4 баллов).
Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на её основе - коррекция и индивидуализация процесса обучения. Ведь ребёнок, которому были созданы оптимальные условия в начале обучения, быстрее адаптируется к школьной жизни.
Если уровень готовности низкий, ребёнку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, Как правило, нужны специальные занятия, которые позволят развить те или иные психологические процессы.
Дальнейший путь ребёнка в образовательном пространстве начальной школы также нуждается в оценке, а зачастую в корректировке. Успешность этого пути учитель может измерять мониторингом развития метапредметных универсальных действий. Первый этап этого мониторинга проводится уже в первом классе, ближе к концу учебного года. Во втором классе мониторинг будет продолжен с помощью нового комплекта диагностических материалов
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка
Заголовок 115