Методические рекомендации учителя-логопеда к проведению стартовой диагностики первоклассников по готовности к обучению в гимназии «Лаборатория Салахова»
Методические рекомендации учителя-логопеда
к проведению стартовой диагностики первоклассников по готовности к обучению в гимназии «Лаборатория Салахова»
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях».
Осознав свои достоинства и недостатки,
растущий человек сам начнёт сознательно
влиять на своё развитие»
К. Д. Ушинский
Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель.
Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.
Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. К психологическим предпосылкам обучения в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Плохо развитая речь обуславливается разными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Не различение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.
Цель стартовой диагностики: получение начальной информации о готовности первоклассников к обучению в школе, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся.
Задачи:
сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе;
разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям.
Диагностика проводится в один этап:
1 этап – стартовая диагностика (сентябрь)
Диагностика включает следующие разделы:
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– умение слышать и выполнять словесную инструкцию
Организация диагностики
Проведение любого обследования ребенка (психолого-педагогического в частности) возможно только при условии согласия его родителей (законных представителей)
Часть методик можно проводить не только индивидуально, но и фронтально (25 чел.). Это позволит сократить общее время обследования детей.
Технологии стартовой диагностики
Индивидуально
Фронтально
Исследование фонетической стороны речи по методике З.А.Репиной
Методика Гуткиной «Звуковые прятки» служит для обследования фонематического слуха и восприятия;
Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).
Методика «Определи наличие звука» служит для овладения звуковым анализом и синтезом.
Методика «Классификация» служит для выявления умений классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
Диагностика проводится в два этапа:
I этап – индивидуальное обследование. Во время индивидуального обследования логопед выявляет нарушение звукопроизношения (изолированно, в словах, фразовая речь). Диагностирование произношения производиться на основе зрительной опоры и слухового восприятия.
II этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени.
У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (0 баллов). У этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, снижен уровень зрительно-моторных координаций.
У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.
Низкий уровень по отдельным параметрам, например: нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.
Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.
Содержание инструкций и заданий,
предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.
Задание 1 Исследование фонематического слуха(по методике Гуткиной) «Звуковые прятки
Цель: проверить фонематический слух.
Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
Слова к методике "Звуковые Прятки»
"О"
"А"
кошка
палец
стул
краски
цепочка
индюк
пирог
ведро
песня
тетрадь
"Ш"
"С"
шарик
станция
почта
зубы
каштан
цапля
сук
песок
карандаш
голос
Оценка выполнения задания:
- 0 баллов – отсутствие способности выделять звук на фоне слова или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (затруднения в выделении гласных и согласных звуков на фоне слов)
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочное выделение звуков в других позициях слова)
3 балла – правильное выполнение задания
Задание 2
Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.
Если ребенок ошибся в выполнении этого задания во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задается вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснения дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белки живут на деревьях») – значит, ребенок ещё не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.
Задание 3
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения:
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла – правильное выполнение задания
Задание 4
Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Оценка выполнения:
0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк);
3 балла – правильное выполнение задания.
После проведения групповой работы учитель получит данные о развитии каждого ребёнка.
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
– фонематического слуха и восприятия (задание 6);
– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Автором диагностики рекомендовано учителю на следующий день провести индивидуальную встречу с каждым учеником для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.
Анализ результатов
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.
Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Результаты диагностики используются для создания информационного письма обучающегося, формирования индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося, обеспечения условий для адаптации первоклассников к школе, а также для выработки управленческих решений на уровне образовательного учреждения.
Разработала учитель-логопед: Гержина Тамара Ивановна
Рисунок 11Заголовок 115