Диагностические методики изучения детского коллектива


Диагностические методики изучения детского коллектива
1 классУрок физкультурыУчащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры (расположить квадратики с именами учащихся в определенной последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.Данная методика позволяет определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.Солнце, тучка, дождик.Каждый ученик класса получает лист бумаги, на которых нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся дополнить предложения рисунками.Возможный вариант ответа: В классе мне - Дома мне - С друзьями мне -
2 классПьедесталУчащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.Дом, в котором я живуУчащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.СоциометрияУчащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листе бумаги. Учащиеся должны назвать трех своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:1.Если ты знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом на корабле.
3 классКруги на водеРебятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано пять кругов, один в другом. Учащемуся в каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.Мультфильм о нашем классеУчащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листу). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обязательно обратить внимание на следующие моменты:1.Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, доброй, смешной и т.д.)?4.Какие проблемы поднимает мультфильм?АукционУчащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.
4 классСамые памятные события из жизни моего классаУчащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.Продолжи предложениеУчащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:1.Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это..2.Ребята, с которыми я не дружу в классе, это3.Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это4.Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это5.Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это6.Ребята, без которых мне было бы трудно, этоНеобитаемый островУчащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: Ваш класс совершает морское путешествие на корабле. Корабль терпит крушение, и вы попадаете на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на необитаемом острове.Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень четко разделяют функции каждого на острове. При этом выделяют лидеров класса, а также тех, кто не участвует в жизни коллектива по разным причинам.Портретная галерея нашего классаКлассный руководитель обращается к учащимся класса со следующими словами: В этом году вы заканчиваете четвертый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память альбом с вашими портретами, словесными и нарисованными. Сейчас вы попробуете составить свой словесный портрет и нарисовать себя.Таким образом, учащиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет.Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной характеристике, на определение своей роли в классе.

Распределение поручений в классе
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Если классный руководитель младших школьников уделяет внимание этой проблеме в работе с классом, то и на средней и старшей ступенях обучения дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Поручения в классе можно распределить, обыгрывая следующую ситуацию. Ребята продумывают названия стране – классу, определяют органы управления в стране и поручения, которые они могут выполнять в своем классе.
Игровую ситуацию можно назвать так: «Каким министром я хочу быть?». Для того, чтобы ребятам было проще совершить этот выбор, названия министерств можно записать на доске:
Министерство здравоохранения
Министерство информации
Министерство культуры
Министерство образования
Министерство физкультуры и спорта
Министерство финансов
Министерство охраны законности и порядка
Министерство охраны природы
Министерство творчества
Министерство охраны законности и порядка представляют ребята, которые выполняют следующие поручения: дежурство по классу, по школе, по этажам, по столовой и гардеробу. В функцию ребят входит не только организация и выполнение этой работы, но изучение отношения ребят к выполнению своих обязанностей, выпуск газет по результатам дежурства, организация сюрпризных моментов во время дежурства.
Министерство здравоохранения – ребята фиксируют пропуски занятий учащихся класса, сотрудничают с медицинским кабинетом школы, информируют о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома, готовят устные журналы и газеты, собирают интересную информацию под рубрикой «Это важно знать», готовят сообщения для ребят во время эпидемий, болезней.
Министерство информации – подготовка информации из жизни класса для школьной разработки сценариев, конкурсов, ведение летописи класса, выпуск-фото и видеосюжетов из жизни класса, оформление альбомов из жизни класса. К примеру, «Четыре года жизни 4 «А» в фотографиях и стихах».
Министерство культуры – учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желают участвовать в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, изучают афиши театров и кино, заботятся о билетах, анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.
Министерство финансов – сохранность и ремонт мебели класса, ведение копилки класса, обеспечение класса в экскурсиях, поездках и походах и подготовка к ним, оказание шефской помощи больным и престарелым людям, ремонт школы (что по силам детям).
Министерство охраны природы – забота о земных насаждениях в классе и в школе, разведение зеленых насаждений, природоведческие исследования по заданию учителя, организация и проведение экскурсий в природу, организация живых уголков, подготовка «зеленых сюрпризов» к дням рождения одноклассников и педагогов.
Министерство творчества – подбор материалов для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, информационных часов, участие в планировании жизни класса совместно с классным руководителем.
Министерство образования – помощь в учебной работе отстающим одноклассникам, анализ причин отставания учащихся, помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство досуга – организация досуга учащихся класса. Классные дискотеки, праздники, беседы о музыке и музыкантах, организация музыкальных викторин и конкурсов, участие в них в школе и в районе.
Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений и поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.
Поощрять успехи учащихся можно по-разному: вручать грамоты, дипломы и сюрпризы, вносить фамилии учащихся в классную книгу почета. Хорошей формой поощрения может быть чествование активистов класса, которые делают жизнь в классе интересной и разнообразной..Интересной формой поощрения может стать вручение памятных медалей, которые изготовляют сами ребята для своих товарищей. Медали можно выполнять по-разному: писать добрые пожелания, рисовать портрет учащихся и использовать его на медали. Очень доброй формой поощрения учащихся может стать письмо родителям учащихся с благодарностью за поведение ребенка.
Записи с благодарностью учащимся за активную работу в классе должны регулярно появляться в школьном дневнике. Это тоже является хорошим стимулом для учащихся.
Не менее важным событием может стать объявление приказа по школе за активное участие в жизни класса и школы. Это очень нравится детям и является важным событием в жизни школы.

Способы повышения интереса к учебному материалу
Способ 1. Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.
При объяснении нового материала учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. Урок природоведения. Тема «Вода». Учитель: как-то раз в одной из африканских школ проходил урок на тему «Вода», и учитель рассказал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил! Такая страна действительно существует! А теперь представьте себе зимний день. Что такое снег? Это тоже вода. Только мы так привыкли к этому, что не замечаем, что на самом деле ходим по воде!
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Способ 2. Фантастическая добавка
При объяснении материала учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой: переносить ситуацию на фантастическую планету; изменить значение какого-либо параметра, который имеет обычно постоянное значение; придумать фантастический персонаж; рассмотреть изучаемую ситуацию глазами инопланетянина или древнего человека.
Способ 3. Лови ошибку!
При объяснении материала учитель намеренно допускает ошибки. Дети (в начальной школе) сначала предупреждаются об этом, далее учитель подсказывает им «опасные» места интонацией или жестом. При этом учитель должен научить детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком (быстро поднять руку) и пояснить суть ошибки. Хотя случаи, когда дети не предупреждены о намеренной ошибке, тоже не бесполезны.
Пример. Урок математики. Учитель записывает на доске условие задачи, в котором намеренно допустил ошибку, и просит учеников решить задачу за определенное время (например, 10 минут). Далее: ни у кого из учеников не получается решить задачу. Когда проходит заданное время, дети начинают жаловаться, что задача не решается. Кто-то из учеников догадывается, что в условии задачи допущена ошибка. Ошибку в условии можно было обнаружить сразу, если бы кто-нибудь из учеников предложил проверить условие и удостовериться в правильности задачи.