Диагностические методики изучения классного коллектива
Диагностические методики изучения классного коллектива
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.
Социометрия. Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Фотография класса. Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры. Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.
Письмо островитянину. Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудна, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Фильм о моём классе. Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.п. Чтобы ребятам было легче снять фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
Как называется фильм?
Где происходит действие фильма?
Кто является главным героем фильма?
Кто играет второстепенные роли в фильме?
Каким является фильм по жанру?
Каков финал фильма?
В каком цвете снимался фильм?
Сочинение.Учащимся класса предлагается написать сочинение на следующие темы: Ода моему классу; Мой класс через 5 лет; Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс; Удивительные истории моего класса; Болезни роста нашего класса;. Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчиво педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем
. Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
Самый близкий мне человек в классе, это...
Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное отучебы время, это...
Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе понеобходимости, это...
Ребята, интересы которых мне чужды, это...
Ребята, которые мне неприятны, это...
Ребята, которых я избегаю, это...
Тест-опросник родительского отношения к детям
Опросник состоит из 5 шкал.
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель (РО) уважает индивидуальность ребенка (РЕ), симпатизирует ему. РО стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: РО воспринимает своего РЕ плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что РЕ не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет РЕ и не уважает его
«Кооперация»- социально- желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: РО заинтересован в делах и планах РЕ, старается во всем помочь РЕ, сочувствует ему. РО высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности РЕ, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность РЕ, старается быть с ним на равных. РО доверяет РЕ, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с РЕ. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что РО стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: РО ощущает себя с РЕ единым целым, стремится удовлетворить все потребности РЕ, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. РО постоянно ощущает тревогу за РЕ, РЕ кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога РО повышается, когда РЕ начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по воле РО не предоставляет РЕ самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением РЕ. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. РО требует от РЕ безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать РЕ во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия РЕ сурово наказывают. РО пристально следит за социальными достижениями РЕ и требует социального успеха. При этом РО хорошо знает РЕ, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
«Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия РЕ родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать РЕ, приписать ему личную и социальную несостоятельность. РО видит РЕ младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства РЕ кажутся РО детскими, несерьёзными. РЕ представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. РО не доверяет своему РЕ, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим РО старается оградить РЕ от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
На вопросы отвечать «да» или «нет».
Вопросы для родителей
я всегда сочувствую своему ребенку.
я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
я уважаю своего ребенка.
мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
я испытываю к ребенку чувство расположения.
хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
мой ребенок часто неприятен мне.
я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
для своего возраста мой РЕ немножко незрелый.
мой РЕ ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
мой РЕ впитывает все дурное, как губка.
моего РЕ трудно научить хорошим манерам.
РЕ следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
я люблю, когда друзья моего РЕ приходят к нам в дом.
я принимаю участие в своем РЕ.
к моему РЕ «липнет» все дурное.
мой РЕ не добьется успеха в жизни.
когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой РЕ не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
я жалею своего РЕ.
когда я сравниваю своего РЕ со сверстниками, они кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.
я с удовольствием провожу с РЕ все свое свободное время.
я часто жалею о том, что мой РЕ растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
я часто ловлю себя на враждебном отношении к РЕ.
я мечтаю о том, чтобы мой РЕ достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
РО должны приспосабливаться к РЕ, а не только требовать этого от него.
я стараюсь выполнять все просьбы моего РЕ.
при принятии семейных решений следует учитывать мнение РЕ.
я очень интересуюсь жизнью своего РЕ.
в конфликте с РЕ я часто могу признать, что он по-своему прав.
дети рано узнают, что РО могут ошибаться.
я всегда считаюсь с РЕ.
я испытываю к РЕ дружеские чувства.
основные причины капризов моего РЕ – эгоизм, упрямство и лень.
невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с РЕ.
самое главное – чтобы у РЕ было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
иногда мне кажется, что мой РЕ не способен ни на что хорошее.
я разделяю увлечения своего РЕ.
мой РЕ может вывести из себя кого угодно.
я понимаю огорчения своего РЕ.
мой РЕ часто раздражает меня.
воспитание РЕ – сплошная нервотрепка.
строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
я не доверяю своему РЕ.
за строгое воспитание дети потом благодарят.
иногда мне кажется, что ненавижу своего РЕ.
в моем РЕ больше недостатков, чем достоинств.
я разделяю интересы своего РЕ.
мой РЕ не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
мой РЕ вырастет неприспособленным к жизни.
мой РЕ нравится мне таким, какой он есть.
я тщательно слежу за состоянием здоровья моего РЕ.
нередко я восхищаюсь своим РЕ.
РЕ не должен иметь секретов от РО.
я невысокого мнения о способностях моего РЕ и не скрываю этого от него.
очень желательно, чтобы РЕ дружил с теми детьми, которые нравятся его РО.
Ключи к опроснику
«Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60
Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,33,34,35,36
«Симбиоз»:1,5,7,28,32,41,58
«Авторитарная гиперсоциализация»:2,19,30,48,50,57,59
«Маленький неудачник»:9,11,13,17,22,28,54,61
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1шкала-отвержение,
2шкала-социальная желательность,
3шкала-симбиоз,
4шкала-гиперсоциализация,
5шкала-инфантилизация.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
1 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Процентный ранг
0
0
0
0
0
0
0,63
3,79
12,02
31,01
53,79
68,35
77,21
84,17
88,6
90,5
92,4
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
93,67
94,3
95,5
97,46
98,1
98,73
99,36
100
100
100
100
100
100
100
100
100
2 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Процентный ранг
1,57
3,46
5,67
7,88
9,77
12,29
19,22
31,19
48,82
80.33
3 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
Процентный ранг
4,41
19,53
39,06
57,96
74,97
86,63
92,93
95,65
4 шкала
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
Процентный ранг
4,41
13,86
32,13
53,87
69,3
83,79
95,74
5 шкала
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Процентный балл
14,55
45,57
70,25
84,81
93,04
96,83
99,37
99, 83
100
Когда нынешние восьмиклассники были в шестом классе я вместе с Татьяной Ивановной (психологом школы) проводила пед. консилиум для учителей, работающих в классе. В задачи консилиума входило:
Ї коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся класса с помощью школьной психологической службы
Ї выявление причин, вызывающих резкое снижение успеваемости
Ї разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин
Ї выявить учащихся с определенными наклонностями в обучении: гуманитарно- естественного, политехнического, спортивного и эстетического.
Участники: психолог, классный руководитель, учителя, работающие в классе
Подготовительная работа:
1. изучение успеваемости в классе
2. психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения
3. подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога
4. изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям
5. составление карты здоровья учащихся
Все учителя были поделены на группы:
Д науки гуманитарно-естественного цикла (можно разделить)
Д цикл движение и гармония
Д науки политехнического цикла
По ходу заседания каждый учитель заполнил анкету по своему направлению.
Вопросы анкеты:
1. ребята высокого уровня
2. справляются с программой (соответствуют стандарту)
3. ребята, которым необходима помощь (предмет)
4. какая требуется помощь со стороны родителей
5. рекомендации родителям от учителей
15