Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся начальных классов

Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся начальных классов
 
1-й класс.
            ДИАГНОСТИКА № 1. «Рамочка для фотографии».
            Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
ДИАГНОСТИКА №2. «Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38
·, 39
·,40
·,41
·(цифры записывает на доске). Нормальная температура человека-36,6
·. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35
·. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
            русский язык –39
·
            математика –36,6
· и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
2-й класс.
            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №1. «Настроение»
            Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Например,
Математика- :)
Физкультура - :( и т.д.
            Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность классному руководителю использовать ее в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Школа будущего»
            Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствуют формированию положительной учебной мотивации.



 
3 класс
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1 «Ранжирование»
            Учащимся предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в третьем классе, и обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т.д. это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2 «Лесная школа»
            Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться на 1-сентября в лесную школу. После «посещения» лесной школы ребята должны рассказать о том, что они увидели в лесной школе, ответив на следующие вопросы:
1.      Как выглядит лесная школа?
2.      Какие предметы есть в расписании лесной школы?
3.      Кто учит зверят в лесной школе?
4.      Какой он - учитель в лесной школе?
5.      Какие отметки ставят в лесной школе?
6.      Как учатся зверята в лесной школе?
Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и сове восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.



4 класс
В четвертом классе успешно используются проективные методики изучения мотивации и сочинения.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №1 «Сочинение»
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:
-         Что я знаю о языке?
-         Что я знаю о математике?
-         Мой самый любимый предмет.
-         Мое любимое занятие.
-         Мой самый грустный день в школе.
-         Мой самый счастливый день в школе.
-         Мой выходной день.
-         Что я думаю о моей учебе в школе.
-         Как я хочу закончить четвертый класс.
-         Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное -  чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2
Проективная методика изучения школьной мотивации.
-         хорошая школа – это
-         плохая школа – это
-         хороший класс – это
-         плохой класс – это
-         хороший ученик  – это
-         плохой ученик – это
-         хороший учитель – это
-         плохой учитель – это
-         хороший урок – это
-         плохой урок – это
-         хороший ответ – это
-         плохой ответ – это
Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.
 

15