Внеклассное занятие по русскому языку по теме Этимология слов


Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс.
Тема : Этимология слов
Цель: 1. познакомиться со значением и написанием некоторых новых непроверяемых слов, уточнить значение уже знакомых слов;
2.сформировать первичное представление об этимологии, научиться использовать этимологические справки для объяснения написания труднопроверяемых слов;
3.воспитывать интерес к строению, происхождению слов, к русскому языку как одному из богатых языков мира.
Ход урока.
1.Орфографическое чтение.
Прочитать слова по слогам, запомнить выделенные буквы.
Аквариум, афоризм. бахрома, бадминтон, бензин, вернисаж, винегрет, гирлянда, гладиолус, гипотеза.
Придумать с данными словами словосочетание и предложение.
2.Знакомство с новым словарным словом "традиция."
Словарную работу проводит ученик по плану:
1.Подобрать родственные слова к данному слову;
2.Найти в словаре лексическое значение;
3.Рассказать о происхождении слов.
3.Слово учителя. Этимология.
Этимологическая справка раскрывает многие орфографические секреты. Часто слова, происходящие от одного корня, в современном языке не воспринимаются как родственные. Однако буквенный облик слов часто сохраняется почти неизменным, и поэтому исторические связи слов помогают объяснить правописание.
4. Закрепление.
1. Дать историческую справку слова"традиция"
2.Вставить пропущенные буквы , используя этимологическую справку.
Н...важдениеН...ктюрнОб...яниеП...рашютП...триотизм3.Выписать сначала русские, а потом заимствованные слова.
Багульник, гладиолус, вагон, конопатить, кокошник, касатка, паштет, картавый, мотылёк, мародёр, пингвин, ориентироваться, шеренга, ветчина, волокита.
4. Составить 3-5 слов, используя следующие международные словообразовательные элементы:
Агро, авто, био, архе, аэро, библио, грамма, графы, дром, метр, микро, моно.
5.Списать слова, группируя их в зависимости от того, из какого языка они заимствованы:
Шейпинг, семафор, шлагбаум, эпопея, лосьон, блокбастер, гастроли, гауптвахта, браслет, интервал, кокетка, бомонд, рекламация, интернет, имидж.
6. Игра"Соотнеси со значением".
Компания
Экскаватор
Эскалатор
Комплимент
Империя
Миссия
Партер
( Объединение людей, похвала, места в зрительном зале, конвейер в виде лестницы, землеройная машина, монархическое государство, ответственное задание.)
5. Итог
Что мы узнали о разделе"Языкознание?"
Дайте этимологическую справку слов" мозаика", "колорит".
6. Домашнее задание.
1.Индивидуальное задание: словарная работа - "орнамент, оранжерея."
2. Упр.72 ( дополнительно), дать историческую справку словам.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Лексическое значение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Цель: 1. выявить уровень владения словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями;
2. познакомить детей со значением и написанием новых непроверяемых слов, уточнить значение уже знакомых слов;
3. воспитывать чуткое бережное отношение к слову.
Ход урока
1. Выявление уровня владения словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Тест
1. В каких словах пишется а?
К...вычкиВ...ол...нчельК...нцертШл...гбаумБл..кнотПр...в...катор2. В каких словах пропущенную букву нельзя проверить?
Ст...листика
Книг...люб
Тал...сманК...нонадаСтр...фа
При..ритет3. В каких словах допущены ошибки?
ПрограмкаГумманизмАкомпаниментРежисёрКомментарий
Беллетристика
4. Значение какого слова определено неверно?
Традиция - напевная речь в вокально- музыкальном произведении.
Дифирамб - преувеличенная, восторженная похвала.
Макраме - вид рукоделия: изготовление вещей путём плетения.
2.Знакомство с новыми словарными словами. Запись их в тематический словарь.
1. Нигилизм - отрицание всего.
Приоритет - первенствующее значение.
Бенефис - юбилейный спектакль в театре.
2. Лексический разбор слов (по плану).
3. Подобрать к данным словам однокоренные, выделить общий корень, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные.
4. Составить словосочетания или предложения с приведёнными выше словами.
3. Повторение лексического значения словарных слов, уже знакомых детям.
1.Найти многозначные слова.
Пейзаж, ориентир, министр, коттедж, аудитория, критика, консилиум, канонада, клиника, композиция, вестибюль.
2. СЛС соответствует слову:
комическое подражание...
краткое изложение содержания...
внутреннее расположение к кому- либо...
общепринятый образец для воспроизведения...
благовоспитанный человек...
3. Слово, употреблённое в несвойственном ему значении в предложении...
На стене висели эстампы и картинки, что придавало помещению современный вид.
По данным опроса лишь 20 респондентов в качестве жизненной цели назвали здоровый образ жизни.
Юная балерина осваивает технику танца в паре с болеро.
4. К каким тематическим группам относятся данные слова?
Полиомиелит, кариес, пародонтоз-...
Бухгалтер, дирижёр, инженер-...
Сельдерей, морковь, баклажан-..
5. Пользуясь словами для справок, вставьте в предложенные пословицы подходящие по смыслу слова.
...приходит во время еды.
Без... и дом сирота.
Близок ...да не укусишь.
На чужой... каравай рот не разевай.
Слова для справок: локоть, каравай, аппетит, платок, хозяин.
4. Итог.
1. Какие тематические группы слов повторили?
2. Составьте небольшой рассказ со словарными словами одной из тематических групп.
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд со словарными словами на тему " Спорт".