Урок русского языка в 6 классе по теме Этимология
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: Этимология слов
Цели:
обучающая: познакомить учащихся с этимологией как разделом языковедческой науки; формировать умение анализировать происхождение слов, работать с этимологическим словарем; производить морфемный и словообразовательный разбор.
развивающая: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;
воспитательная: воспитывать интерес к происхождению слов родного языка, прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
Ход урока
ОргмоментНаша сегодняшняя тема очень интересная. На уроке мы узнаем, откуда происходят отдельные слова, выясним, почему мы так говорим. Будем историками, переводчиками и станем знатоками родного слова. Будем учиться мыслить самостоятельно.
(далее записывается число, классная работа, тема называется после первого выполненного задания)
Самоопреление к деятельности
Записать в столбик два слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): пешеходный, хлебоуборочный
- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н-). Они похожи по составу, как близнецы.
- А как быть со словом однокашник? Что оно обозначает? Как было образовано? Связан ли корень –каш- с наименованием всем известной каши?
Найти ответы на эти вопросы поможет нам наука этимология. (Запись темы в тетради)
Работа по теме урока
У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатый родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука – этимология. Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.
Чтение материала учебника на с.100, §34.
Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Так древние греки считали, что все слова имели божественно правильные значения. С годами истинность этого божьего слова стирается, а этимологам предстоит восстанавливать ее. Порой в помощь ученым приходит мифология.ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.
Запись в тетради определения
Этимология – наука, изучающая происхождение слов, их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.
Чтение материала учебника на с.100, §34.
- Какие три вида разбора слов различают в русском языке?
Сегодня нас интересует этимологический разбор слова, но, как вы увидите, без двух других обойтись будет невозможно. Сейчас мы познакомимся с одним из примеров этимологического разбора слова. Вернемся к нашему слову «однокашник»
Значение слова Однокашник по Ефремовой:
Однокашник - Товарищ по совместному с кем-л. обучению, воспитанию.
Значение слова Однокашник по Ожегову:
Однокашник - Товарищ по учению, по воспитанию
Значение слова Однокашник по словарю Ушакова:
ОДНОКАШНИК, однокашника, м., чей, или с кем (разг. устар.). товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе (собственно - товарищ по столу, по питанию).
Этимологические словари русского языка Шанского (ЭСРЯ):
ОДНОКАШНИК. Искон. Суф.-преф. производное на базе одной каши, ср. одноклассник, единоверец. Буквально — "питавшийся или еще питающийся одной кашей, т. е. за одним столом".
(Далее обсуждение. Дети делают вывод об исторических связах слов и необходимости пользоваться толковым и этимологическими словарями)Задание1: сравнить современное строение слов с историческим, работа у доски и в тетради с использованием статей «Этимологического словаря» Н.М.Шанского и «Школьного словообразовательного словаря» А.Н.Тихонова.
Пар-ень (искон) -- парень (совр)
О-шелом-и-ть (искон) – ошелом-и-ть (совр)
Па-смур-н-ый (искон) – пасмурн-ый(совр)
Мес-яц(искон) – месяц(совр)
по-душ-ка (искон) – подушк-а(совр)
о-хот-а(искон) – охот-а(совр)
Дети делают вывод об удивительном и неожиданном происхождении слов, их современном строении. Для закрепления материала можно предложить детям найти в словарях еще ряд слов, современный состав которых не совпадает с историческим (невеста, отшельник, очки, падчерица, подноготная, подол и т.д.)
Задание2. Ученикам предлагаются 5 слов с интересной этимологией. Сначала дети делают предположения об происхождении этой пятерки, а потом учитель дает ответ:
Хулиган
Слово хулиган — английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.
Мошенник
Древняя Русь не знала тюркского слова «карман», ведь деньги носили тогда в особых кошельках — мошнах. От слова «мошна» и произведено «мошенник» — специалист по кражам из мошон.
Небеса
Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» — буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula).
Сланцы
В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».
ГалиматьяВ конце 17 веке французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками.
Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте.
Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало — целительная шутка, каламбур.
Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.
Задание3.
- Как вы думаете, что должен знать этимолог, чтобы заниматься лингвистическим и этимологическим анализом слов русского языка?
Учащиеся замечают, что для такого учёного необходимо:
знание законов развития родного языка (исторической грамматики)
знание современного языка
языковое чутьё, наблюдательность, терпение
знание иностранных языков (как называют человека, владеющего несколькими иностранными языками? – пример из таблицы «Ключик к тайне…» )знание истории и культуры как своего, так и других народов.
- С какими науками связана этимология? С историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.
Рефлексия
Мы с вами убедились на личном опыте, как важно знать и понимать историю своего народа, своего языка. Человеку мало понимать, ЧТО значит то или иное слово. Человек желает знать, ПОЧЕМУ оно значит именно это. Этимология отвечает на эти вопросы, проясняете значение слов и помогает в его написании. А сам учёный-этимолог должен быть хорошо образован, эрудирован, терпелив и наблюдателен.
- Что понравилось на уроке?
- Происхождение каких слов вас удивило? И происхождение каких слов вы хотели бы узнать?
Оценки, домашнее задание.
1) §34, упр.179, подготовить сообщения о значении имен каждого ученика.