«Введение в образовательную программу. История канзаши. Изготовление цветов с круглыми лепестками
конспект занятия в образовательной программе
«Ткань и фантазия»
Возраст 12-16 лет, 2 года обучения
Оборудование учебного занятия: синтетическая ткань, карандаш, ножницы, бусины для декора, свеча или зажигалка, нитки, иголка, презентация, демонстрация, инструкционные карты
Тема учебного занятия: «Введение в образовательную программу. История канзаши. Изготовление цветов с круглыми лепестками.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие, практическая работа
Цели и задачи:
образовательная: ознакомить учащихся содержанием образовательной программой, с историей «Канзаши», научить изготавливать украшение для волос цветок с круглыми лепестками;
воспитательная: воспитывать трудолюбие, инициативу самоконтроля, чувство взаимопомощи;
развивающая: развивать трудовые навыки, точность и аккуратность
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация, инструкционные карты), практические (мастер-класс)
Ход занятия:
Организационный момент: знакомство с учащимися (заполнение анкет, беседа)
Знакомство с новым материалом:
Знакомство с содержанием образовательной программы
Культура нашей страны велика и многообразна, со своими особенностями, которые необходимо знать каждому гражданину нашей Родины. Однако современный мир в эпоху толерантности не возможен без знания культур других народов мира. Культура Японии одна из интереснейших культур мира, а творческий подход самый интересный способ знакомства с ней.
СЛ. Канзаши (яп., в транскрипции ромадзи kanzashi) украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах.Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме taregami, а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы шпильки, палочки, гребни.
СЛ. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса.
СЛ. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже сколько у нее детей.
Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
СЛ. С середины периода Edo (1603-1867) эта техника ремесла традиционно использовалась служанками в имперском суде как их хобби! В конечном счете, эта красивая техника была признана японским обществом, и затем начала использоваться для шпилек, женского белья и вообще для украшения.
В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако, с некоторых пор наблюдается возрождение традиций канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
СЛ. Особое место среди канзаши занимают цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.
Замужние дамы цветочные канзаши в таком количестве не носят - для них прилично один-два небольших цветка, а вот молоденькие девушки... Не только "мэйко" носят их сегодня, канзаши - это украшения на свадьбы, Новый Год, на специальный детский праздник и просто так. Поэтому, таких шпилек и цветочков великое множество.
СЛ. 15 ноября по всей Японии проводится праздник "Сити-го-сан". По нашему "7-5-3" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Эти цифры, конечно, магические и много всякого означают, но главное - это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый "оби", и проходят церемонию "перемены пояса" - то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы. С распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творения рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Именно поэтому я разработала программу дополнительно образования где можно было бы синтезировать научный подход с творческим.
Как мы можем использовать «канзаши» сейчас? (идет демонстрация готовых работ)
Как вы думаете, что нужно, чтобы заниматься искусством «канзаши»?
Синтетическая ткань
Ручка или карандаш
Свеча или зажигалка
Нитки в цвет ткани
Иголка
Бусины для украшения
Для того, чтобы творческий процесс был безопасным, необходимо знать технику безопасности
Требования безопасности во время занятий
1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
2.Быть осторожным с колющими и режущими инструментами, передавать их только ручкой вперед.
3. После работы все инструменты убрать в определенное место, во время шитья и после работы иглы должны находиться в игольнице.
4.Инструменты применять только по назначению и в соответствии с правилами.
5.Не вытирать глаза грязными руками.
6.Работать без резких движений, не мешая окружающим.
7.Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1..При возникновении аварийных ситуаций (пожар) покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке без паники.
2.В случаи получения травмы обратитесь к педагогу за помощью.
3.При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу.
Требования безопасности при окончании занятий
1. Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выкинуть в мусорный контейнер.
2. Привести после занятия свое рабочее место в порядок.
3. Уходить из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
4. Убрать ножницы, клей, булавки в специально отведенное место.
Требования безопасности во время работы с иглами
Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.
Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.
Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.
Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности во время работы с ножницами
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Передавать кольцами вперёд с сомкнутыми концами.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Не играть ножницами и не брать их в рот.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом
Заряженный стержнем клеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимости от пистолета).
Когда клей разогрелся и стал жидким, подносим клеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу.
Самое неприятное, что может быть в клеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.
Требования безопасности во время работы с клеем
Клей «Момент» очень токсичен, поэтому детям им пользоваться в хорошо проветриваемом помещении.
Не открывать клей зубами.
Наносить клей кисточкой или палочкой для клея.
При работе с клеем пользоваться салфеткой.
Не допускать попадания клея на одежду, руки и лицо; в случае попадания тщательно промыть водой.
Требования безопасности во время работы электровыжигателем
Перед включением проверить исправность прибора; убедиться в целостности ручки электровыжигателя и шнура.
Включать выжигатель в сеть и выключать из нее только сухими руками за вилку, а не за шнур.
При кратковременных перерывах в работе стержень выжигателя ставить в стакан.
При работе следить за тем, чтобы нагретый стержень не касался электрического шнура.
Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей прибора.
Во избежание пожара, не оставлять включенный в сеть выжигатель без присмотра.
Следить за нормальной работой прибора, не давать ему перегреваться.
Требования безопасности при работе со стеклом
Основные правила работы со стеклом просты и не требуют особых пояснений. В то же время именно несоблюдение элементарных мер предосторожности служит причиной большинства травм
Стекло хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Поэтому стекло не должно падать или его не должны бросать!
Категорически запрещается использовать стекло, имеющую трещины или отбитые края.
Осколки разбитой посуды убирают только с помощью щетки и совка, но ни в коем случае не руками.
После того, как прослушали технику безопасности – учащимся раздаются памятки с техникой безопасности
Далее, учащимся проводится мастер-класс выполнения цветов канзаши с круглыми лепестками (1 вариант), после чего идет работа по инструкционным картам.
Домашнее задание: на следующее занятие необходимо принести синтетическую ткань (возможно использование подкладочной ткани), нитки в цвет ткани, иголка, клеевой пистолет или клей – момент прозрачный, бусины для украшения серединки, свеча или зажигалка
Подведение итогов:
Что вам понравилось или не понравилось?
Что нового вы узнали?
Пожелания.
13PAGE 15
13PAGE 14715