Рабочая программа ОБЖ девушки, основы медицинских знаний.
Пояснительная записка
Как установлено – здоровье зависит на 50% от условий и образа жизни, на 20-25% от экологических факторов, до 20% от генетических факторов и только на 8-10% от состояния здравоохранения.
Старшее школьное звено – это период, когда происходит биологическое созревание организма человека, а также социальное развитие личности. Все это сопровождается перенапряжением систем организма, развитием функциональных нарушений и состояний предболезни, появлении новых болезней снижением устойчивости к инфекциям. Подросток слабо ощущает будущее время, если в данный момент он чувствует себя хорошо, то подсознательно он убежден, что это будет и впредь.
Основа курса – биологическая закономерность зависимости уровня здоровья от фундаментального состояния организма человека, от его способности сохранять стабильную внутреннюю среду – гомеостаз. Умение оказывать первую доврачебную помощь и принимать решения в экстремальных ситуациях.
Значительное место занимает практическая деятельность учащихся – лабораторный практикум, который включает деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют сформировать оценки: соматометрии учащихся, их работоспособности, режима питания, ритмического характера жизненных функций, а так же основам доврачебных знаний по оказании первой помощи пострадавшим.
Программа составлена на основе программы А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности». Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, с учетом возрастных особенностей учащихся. Внимание направлено на вопросы здорового образа жизни и формирование умений по оказанию первой помощи при неотложных состояниях. Умению правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Главные цели:
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями действовать в чрезвычайных ситуациях; оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим, а так же:
показать основные механизмы, управляющие здоровьем: регулирующие системы организма (нервная, гуморальная), физиологические механизмы обеспечения здоровья, профилактику заболеваний, рациональное питание, вредные привычки, нетрадиционные виды лечения заболеваний, научить слышать свой организм;
развивать чувство личной ответственности за свое здоровье.
Основные задачи курса:
Формирование у учащихся понятия целостности здоровья, состоящего из взаимозависимых аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения двигательных режимов, повышающих функциональное состояние, а значить способствующих укреплению здоровья человека.
Формирование навыков оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и в чрезвычайных ситуациях.
Изучение учебного предмета «ОБЖ. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» проводится в рамках предмета ОБЖ, для девушек и учащихся, освобожденных от строевой подготовки, в соответствии с учебным планом МАОУ «Молчановская СОШ № 1» в 10 и 11 классах в количестве 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю, том числе в 10 классе промежуточное тестирование – 2, практические занятия - 14; в 11 классе промежуточное тестирование, контрольные занятия – 4, практические занятия - 14.
В 11 класс, материал рассматривается более широко, с соблюдением преемственности изучаемого в 10 классе.
Всего по курсу за 10 – 11 класс – 68 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения ученик должен:
Знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
соблюдать правила безопасности дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
оказывать первую помощь пострадавшим
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
оказания первой доврачебной медицинской помощи;
действий в чрезвычайных ситуациях;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Учебно-тематический план
10 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
6
5
1
2.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
7
4
3
3.
Первая помощь при неотложных состояниях.
21
11
10
Итого:
34
20
14
Учебно-тематический план
11 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы здорового образа жизни.
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Основы здорового образа жизни
11
4
7
2
Профилактика заболеваний
3
2
1
3
Нравственность и здоровье
4
4
4
Семья в современном обществе
6
4
2
5
Первая помощь при неотложных состояниях
10
4
6
Итого:
34
18
16
Перечень используемой литературы и источников
Латчук В.Н., Марков В.В. « Основы безопасности жизни» 10 класс, Дрофа 2008 г., « Основы безопасности жизни» 11 класс, Дрофа 2008 г.,
Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. учеб. / Н.М. Киршин, «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», ИЦ «Академия», 2011. - 320с.
Ястребов Г.С., учеб. пособие «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 397с.
Отвагина Т.В., учеб. «Неотложная медицинская помощь», Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 251с.
Глыбочко П.В., Николенко В.Н., Карнаухов Г.М., Алексеев Е.А. учебное пособие Первая медицинская помощь, ИЦ «Академия», 2010. - 240с.
Тен Е.Е. «Основы медицинских знаний», ОИЦ "Академия", 2009
Учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, М., Просвещений, 2015г. – 256 с.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний», учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, Астель, 2005 г. – 253 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тематическое планирование учебного материала
по ОБЖ – основы медицинских знаний и здорового образа жизни в 10 классе
1 час в неделю, 34 часа за год.
№ урока
Тема
Количество
уроков
Содержание
Планируемый результат
Вид контроля, практические работы
Работа с детьми ОВЗ
Примерные сроки изучения
Фактические сроки изучения
Основные инфекционные заболевания и их профилактика, 6 часов
1
Инфекционные заболевания, их возникновение.
1
Виды инфекционных заболеваний. Способы передачи.
Способы предотвращения инфекционных заболеваний.
Профилактические мероприятия при инфекционных заболеваниях и для их предотвращения.
Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
Умение различать инфекционные заболевания различных групп.
Овладение приемами и навыками проведения профилактических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний.
Отрицательное отношение к вредным привычкам.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
Индивидуальная карточка
2
Классификация инфекционных заболеваний, факторы риска.
1
3
Кишечные инфекции.
1
4
Инфекции дыхательных путей.
1
ПР
5
Новые инфекционные заболевания.
1
6
Инфекции, передаваемые половым путем, и меры по их профилактике.
1
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика, 7 часов
7
Неинфекционные заболевания.
1
Виды неинфекционных заболеваний. Причины возникновения.
Способы предотвращения неинфекционных заболеваний.
Профилактические мероприятия при неинфекционных заболеваниях и для их предотвращения.
Умение различать неинфекционные заболевания различных групп.
Овладение приемами и навыками проведения профилактических мероприятий для предупреждения неинфекционных заболеваний.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
Индивидуальная карточка
8
Факторы риска, возникновение неинфекционных заболеваний.
1
9
Сердечно-сосудистые заболевания, факторы риска, первая помощь, профилактика.
1
ПР
10
Гипертоническая болезнь, факторы риска, первая помощь, профилактика.
1
ПР
11
Сахарный диабет, факторы риска, первая помощь, профилактика.
1
12
Диабет, факторы риска, профилактика.
1
ПР
13
Значение профилактических мероприятий и первой помощи при неинфекционных заболеваниях.
1
3. Первая помощь при неотложных состояниях, 21 час
14
Проведение реанимационных мероприятий. Первая помощь при различных состояниях.
1
Основные правила оказания первой помощи.
Первая медицинская помощь при ранениях
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата. Профилактика травм опорно – двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно- мозговых травмах.
Сердечная недостаточность и инсульт. Первая медицинская помощъ при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Признаки жизни и смерти человека.Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая помощь при родах.
Овладение умениями
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим и нуждающимся в различных ситуациях;
проводить сердечно-легочную реанимацию.
ПР
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
Индивидуальная карточка
15
Отравления, в том числе алкоголем и никотином, первая помощь.
16
Ожоги (термические, отморожения, тепловой и солнечный удар). Инородное тело. Первая помощь.
1
ПР
17
Решение ситуационных задач, Первая доврачебная помощь
1
18
Решение ситуационных задач, Первая доврачебная помощь
1
Тест
19
Оказание первой помощи при ранениях.
1
ПР
20
Десмургия. Виды повязок. Первая доврачебная помощь при ранениях
1
ПР
21
Наложение повязок различного вида в зависимости от ранений.
ПР
22
Кровотечения. Виды. Наложение жгута. Правила.
1
23
Правила остановки кровотечений. Методы. Оказание первой помощи при ранениях.
ПР
24
Способы иммобилизации и транспортировки пострадавших. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.
1
ПР
25
Переломы травматические. Шины. Первая помощь при переломах.
1
ПР
26
Первая доврачебная помощь при различных состояниях. Решение ситуационных задач.
1
Тест
27
Утопление. Виды. Первая доврачебная помощь.
1
28
Поражение электрическим током или молнией. Первая доврачебная помощь.
1
29
Оказание первой помощи при отравлении лекарственными средствами и препаратами бытовой химии.
1
30
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными веществами.
1
ПР
31
Первая помощь при массовых поражениях, индивидуальное медицинское оснащение.
1
32
Что такое аллергия и как помочь при аллергическом шоке.
1
33
Как оказать помощь в родах и встретить новую жизнь.
1
ПР
34
Значение первой доврачебной помощи при различных состояниях. Решение ситуационных задач
1
Тематическое планирование учебного материала
по ОБЖ – основы медицинских знаний и здорового образа жизни в 11 классе
1 час в неделю, 34 часа за год.
№ урока
Тема
Количество
уроков
Содержание
Планируемый результат
Вид контроля, практические работы
Работа с детьми ОВЗ
Примерные сроки изучения
Фактические сроки изучения
Основы здорового образа жизни
1
Здоровый образ жизни, факторы влияющие на ЗОЖ.
1
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Освоение знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни.
Развитие черт личности, необходимых потребности ведения здорового образа жизни.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
2
Основные составляющие ЗОЖ. Практическая работа № 1 «Режим дня»
1
ПР
3
Биологические ритмы человека
1
4
Влияние биологических ритмов на жизнеспособность организма человека. Практическая работа № 2 «Биологический ритм»
1
ПР
5
Значение двигательной активности для здоровья человека. Практическая работа № 3 «Реакция ССС на наклоны туловища»
1
ПР
6
Практикум показатели физического здоровья. №4 « Определение типа осанки. Оценка росто-весового соотношения»
1
ПР
7
Психологическое благополучие человека.
1
8
Борьба со стрессом. Практическая работа № 5 «Определение стрессоустойчивости ССС»
1
ПР
9
ЗОЖ. Культура питания. Практическая работа № 6 «Составление меню на день»
1
ПР
10
Практическая работа № 7 «Валеологический самоанализ»
1
ПР
11
Обобщающий урок ЗОЖ
1
Тест 1
Индивидуальная карточка
Профилактика заболеваний
12
Инфекционные заболевания
1
Виды инфекционных заболеваний. Способы передачи.
Способы предотвращения инфекционных заболеваний.
Профилактические мероприятия при инфекционных заболеваниях и для их предотвращения.
Умение различать инфекционные заболевания различных групп.
Овладение приемами и навыками проведения профилактических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
13
Профилактика инфекционных заболеваний.
1
14
Профилактика ОРВИ, гриппа. Практическая работа № 8
1
ПР
3. Нравственность и здоровье
15
Правила личной гигиены.
1
Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ- инфекции.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.
СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Вредные привычки и влияние их на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия.
Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании.
Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотика. Профилактика наркомании.
Развитие черт личности, необходимых для потребности ведения здорового образа жизни.
Умение соблюдать правила личной гигиены.
Отрицательное отношение к вредным привычкам.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
16
Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции передаваемые половым путем.
1
17
Вредные привычки и влияние их на здоровье.
1
18
Профилактика вредных привычек., ЗППП.
1
Тест 2
Индивидуальная карточка
4. Семья в современном обществе
19
Демографическая безопасность государства. Социальная роль женщины в современном обществе.
1
Брак и семья в современном обществе. Культура брачных отношений. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Культура брачных отношений.
Функции семьи и здоровый образ жизни. Основные функции семьи. Воспитательная, образовательная и репродуктивная функции. Здоровье членов семьи и забота о них.
Основы семейного права в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о семье. Семейный кодекс Российской Федерации.
Личные права и обязанности супругов. Семейные отношения и личные права супругов. Обязанности супругов по отношению друг к другу.
Права и обязанности родителей. Права родителей в отношении детей. Представление интересов ребёнка до его совершеннолетия.
.Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие.
Женская половая система, ее функционирование. Беременность. Гигиена беременности.
Уход за новорожденным. Уход за младенцем.
Формирование правильных взаимоотношений полов.
Формирование понятий семьи в современном обществе. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Воспитание качеств, необходимых для создания прочной семьи.
20
Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
1
Тест 3
Индивидуальная карточка
21
ЗОЖ как необходимое условие укрепления семьи. Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие.
1
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
22
Женская половая система, ее функционирование. Беременность. Гигиена беременности.
1
23
Беременность. Уход за новорожденным. Практическая работа № 9
1
ПР
24
Уход за младенцем. Практическая работа № 10
1
ПР
5. Первая помощь при неотложных состояниях
25
Основные правила оказания первой помощи. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
1
Основные правила оказания первой помощи.
Первая медицинская помощь при ранениях
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.
Профилактика травм опорно – двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно- мозговых травмах.
Сердечная недостаточность и инсульт.
Первая медицинская помощъ при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Признаки жизни и смерти человека.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая помощь при родах.
Овладение умениями
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим и нуждающимся в различных ситуациях;
проводить сердечно-легочную реанимацию.
Дифференцированный индивидуальный подход во время урока
26
Первая помощь при остановке сердца. Практическая работа № 11 «Проведение сердечно-легочной реанимации»
1
ПР
27
Первая помощь при ранениях. Практическая работа № 12 «Наложение повязок»
1
ПР
28
Правила остановки артериального кровотечения. Практическая работа № 13 «Наложение жгута»
1
ПР
29
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Практическая работа № 14 «Наложение шины»
1
ПР
30
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
1
31
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
1
32
Первая помощь при травмах в области таза, повреждении позвоночника, спины. Практическая работа № 15 «Транспортировка пострадавших»
1
ПР
33
Первая помощь при родах вне лечебного учреждения. Практическая работа № 16
1
ПР
34
Обобщающий урок «Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях»
1
Тест 4
Индивидуальная карточка