Кружковая работа ««Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.)
Кружковая работа
««Волшебная шкатулка»»
(Ручной труд. Работа с тканью.)
Разработала: Татаринова Вера Геннадьевна воспитатель МБДОУ № 277
Актуальность:
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Возможно, боятся за безопасность детей при работе с иголкой (но этого можно избежать, соблюдая все необходимые правила!) или просто воспитателей пугает большая подготовка к этому виду труда, или даже - сам процесс труда? Но с каким удовольствием девочки и даже мальчики открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полуобъёмные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Вот почему работа кружка «Волшебная шкатулка», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Цель работы:
Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.2. Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.
3. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки, пуговиц и ниток).
4. Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).
5. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Продолжительность реализации программы. 1 год.
Участники: дети 6-7 лет (подготовительная группа).
Прогнозируемые результаты.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами работы по шитью: «вперед иголкой», «назад иголкой», «шов через край»;
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
--умением изготовить поделку, игрушку при помощи шитья и вышивания.
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других шитью.
Материалы для работы.
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
7.Нитки мулине.
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань разной фактуры
11. Кружево
12. Шкатулки (на каждого ребёнка).
13. Узкие атласные ленточки.
14. Вата
Перспективный план работы с детьми на 1 год.
Сентябрь.
1.Показ мягких игрушек, подушек, ковриков, прихваток, салфеток, поделок из ткани; рассматривание слайдов с их изображением.
Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки, вышиванию и шитью.
2. Путешествие в Город Швейных принадлежностей (шкатулка со швейными принадлежностями). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.
Задачи: Познакомить детей с швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.
3-4.Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье)
Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголкой, петельным швом, швом «через край», швом «иголкой назад».
Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье
Развивать глазомер, четкую координацию рук.
Октябрь.
1.«Игольница».
Задачи: овладение технологией шва «вперед иголка».
2-3.Обучение пришиванию пуговиц. (Пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями)
Задачи: Научить детей пришивать пуговицы разными способами.
Развивать мелкую моторику рук.
4.Панно из пуговиц «Дерево».
Задачи: закрепить умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Учить составлять композицию.
Ноябрь.
1-2. Панно из пуговиц «Цыплёнок на полянке».
Задачи: продолжать закреплять умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять композицию.
3-4. Салфетка для мамы.
Задачи: учить вырезать салфетку из ткани, выдёргивать нитки иголкой, чтобы получилась бахрома, учить вышивать салфетку швом «вперёд иголку», украшать кружевом.
Декабрь.
1-2. Панно «Осьминог».
Задачи: упражняться в вышивке швом «вперед иголка».
3-4. «Новогодние игрушки».
Задачи: продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Январь.
1.«Рыбка в аквариуме» Упражнять в выполнении шва «вперед иголку» в процессе вышивания аппликацией.
2. Прихватка «Рукавичка»
Задачи: учить детей сшивать края швом «через край», пришивать петельку, завязывать бант из тесьмы, пришивать его, оформлять прихватки аппликацией из ткани.
3. Мягкая игрушка «Рыбка». Упражнение в шве « через край»
Задачи: Упражнять детей в шве «через край»
Развивать усидчивость
Февраль.
1.«Шапочка и шарфик для куклы».
Задачи: продолжить учить выполнять шов «вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией.
2-4.«Ателье для кукол».
Задачи: продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук.
Март.
1.Подарок маме кулон «Сердечко».
Задачи: Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать поделку маме.
2.Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.
Задачи: Учить сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку» Учить вставлять резинку внутрь.
3.«Мешочки для секретов».
Задачи: продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией.
4.Мягкая игрушка «Краб»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
Апрель.
1.Игрушки «Птички-невелички».
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
2-4. Игрушка «Мурка».
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
Май.
1.«Путешествие по стране волшебных ленточек».
Задачи: знакомство с вышивкой ленточками. Учиться вдевать ленту в иголку и закреплять ее.
2.«Салфетка с цветами».
Задачи: упражнение в вышивании лентой швов «вперед иголку», «вытянутые стежки».
3.«Карандашница».
Задачи: упражнение в вышивке узора «вытянутыми стежками», шов «вперед иголку», знакомство с новым приемом «елочка».
Диагностика уровня развития по работе с тканью и ниткой.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Цель - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.
Обследование умений и навыков работы с тканью (подготовительная группа)
№ п/п Ф.И.ребенкаУмение работать Умение экономить ткань Вырезание по контуру Умение соединять 2 детали выкройки вместе Точность выполнения Координация двыжений
С шаблоном С трафаретом
Обследование умений и навыков работы с нитью (подготовительная группа)
№ п/п Ф.И.ребенкаУмение правильно отмерять нить Умение вдевать нитку в иголку Умение завязать узелок Умение пришивать Умение сшивать изделие швом Точность выполнения Координация движений
пуговицу вешалку «вперед иголка» «двойной» «через край»
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий шитья для детей.
‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
-- анкетирование родителей на тему: «Работа с тканью, результаты работы с детьми».
Список литературы
Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Рос-сийская энциклопедия, 1994.
И. В. Новикова «Обучение вышивке в детском саду».
М. В. Крухленг «Дошкольник и рукотворный мир».
З. Г. Сизова «Сделаю сам 5-6 лет».
М. В. Максимова «вышивка. Первые шаги».
Э. Н. Литвинец «учись вышивать».
Цирулик «Уроки творчества», «Умные руки».
Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 /2005г.
А. Васильева «Программа воспитания и обучения» «Народная педагогика»
И. А. Берестов «Чудесный клубочек» Средне- Уральское книжное издательство
З. С. Гай-Гулина «Петелька за петелькой» Издательство «Малыш»
О. М. Еремова «Занятия по рукоделию»
О. С. Попова «Русские художественные промыслы»
Н. М. Конышева «Чудесная мастерская».
Интернет-ресурсы.