Проект Песни народов ханты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
Школьная учебно-исследовательская конференция
АПРЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВОКРУГ НАС НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Песенное творчество народа ханты»
Выполнили: Павлова Алёна,
Идрисова Дарига,
обучающиеся5б класса
Руководитель:
Артемова Надежда Игнатьевна,
учитель музыки
Мегион, 2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I.Истоки музыкально-песенного творчества народа ханты…………...4
I.1.Место песен в жизни народов ханты………………………………..4
I.2.Жанры песен народов ханты…………………………………………4
I.3.Содержательность жанровых песен…………………………………5
I.4. Песни Медвежьего праздника…………………………………………………………………..5
I.5.Шаманские песни……………………………………………………...6
Глава II.Составление альбома-сборника песен народов ханты…………….…7
II.1. Результаты опроса, анкетирование……………………………………………………………...7
II.2.Сравнительная характеристика песен народов ханты с русскими народными песнями………………………………………………………..7
II.3. Составление диска – сборника……………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………………...10
Приложения №1 Анкета для опроса………………………………………………………….. …………11
Приложение №2 Сравнение жанров……………………………………………………………………..12
Приложение №3Оформление диска……………………………………………………………………….13
1.Введение.
На уроках музыки мы изучали песни народов ханты. Они нам понравились своим необычным звучанием. Мы решили узнать о них немного больше. Для этого мы искали информацию в разных источниках, провели анкетирование среди населения города Мегиона и анкетирование среди классов нашей школы.
Актуальность заключается в том, что все мы живём на земле народов ханты
и должны знать и уважать творчество этих народов, в частности песенное творчество, так, как все обрядовые и другие праздники этих народов построены на основе песен.
Цель проекта: создать музыкальный альбом-диск песен народов ханты.
Задачи:
1)найти в литературе, интернет источниках информацию о
-место песни в жизни народа;
-жанры песен;
-содержательность жанровых песен;
-песни медвежьего праздника;
-шаманские песни;
2) провести опрос через анкетирование;
3) провести сравнительную характеристику хантыйских песен с русскими народными песнями,
4) составить диск песен народа ханты.
Тип проекта - познавательно -творческий.
Ожидаемые результаты - развитие самореализации, инициативы, самостоятельности, активности. Собрать материал для создания альбома- диска песен народов ханты.
Формы и методы: анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение.
Этапы работы над проектом:
Первый этап: сбор информации
Второй этап: целеполагание
Третий этап: опрос по анкетам
Четвёртый этап: отчёт по опросу
Пятый: рефлексия
Заключение
Истоки музыкально-песенного творчества народа ханты.
I.1.Место песен в жизни народа ханты.
Кто из наших сверстников не слушает музыку? Таких учащихся, пожалуй, и не найти. У каждого из взрослых и детей свои предпочтения. Но вся современная, как и народная музыка имеет один и тот, же исток - это народная культура. Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, доброты, нравственных начал, духовности, запаса любви, уважение и бережное отношение к природе, её богатству, к людям. Фольклор – это известный словесный документ. Он является историей народа, подтверждением его традиций, который отражает духовность, ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. У каждого народа фольклор определяется по своим особенностям. Специфический образ мира народов отражается в их сказаниях, пословицах, поговорках, устных произведениях, декоративном искусстве, песенном творчестве. Песенное народное творчество является хранителем философских, нравственных и эстетических ценностей народа.
Песни Югорской земли не исключение, в них в полной мере раскрыты: неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народа ханты. Но, к сожалению, современный читатель не всегда может представить, насколько оригинален и своеобразен мир народа ханты, нашедший отражение в песнях.
Песня занимает очень важное место в духовной жизни народа ханты ещё
с древних времён, когда сама песенная форма считалась магической.
Песня создаётся не для слушания – она живёт в самой жизни: обрядах,
труде, праздниках, движении. [6,7]
Место песен в жизни народа ханты особое. Огромный мир мыслей, чувств заключается в этом простом и доступном музыкальном жанре.[6,7]
I.2.Жанры песен
В фольклоре народа ханты существует ещё несколько типов песен:
Песня о появление жизни на земле;
Именная
Свадебные
Военная;
Призывная песня;
Песня, исполняемая при камлании (магии);
Плач невесты;
Героическая песня;
Лирическая песня;
Передвижная песня, исполняемая при передвижении на нартах, лодке, пешком;
Песни, исполняемые при монотонной работе.
Песня предсказание;
Песня при камлании;
Песня, посвященная Медведю- покровителю
Песня- преставление на Медвежьем празднике; [7,8,14]
Жанры песен народа ханты имеют большое значение в жизни народа ханты, все они представлены как книга жизни, кладец народной мудрости и фольклора.
I.3. Содержательность жанровых песен
Существуют различные жанры песен - от колыбельных до обрядов. Когда рождался ребёнок, мама пела песню колыбельную, затем мама сочиняла ему именную песню, которая принадлежала только этому ребёнку, и она была связана с его именем. В жизни именная песня служила ребёнку талисманом, или оберегом. Когда ребёнок женился, пели свадебные песни, когда люди трудились, пели трудовые песни, военные песни пели, отправляя сына в армию, на праздниках пели праздничные песни. Когда человек умирал, пели песни плачи. Песни лирические, песни- судьбы, поют в любое время года, суток при хорошим и плохом настроении. Песни при камлании(магии) носят загадочный и своеобразный характер. Призывные песни, обращенные к духам, которые призывают солнце, или духа воды для хорошего урожая и улова, а также песни, в которых рассказывают об эпизодах и биографии от человеческой жизни до превращения в духов. Песни- предсказания, вставки в сказках, имеют волшебные, бытовые сюжеты. В них люди излагают свои мысли, желания, надежды, прославляют ум и силу, мастерство человека, иногда высмеивают его слабости, лень, поют о любви и грусти. Такие песни широко не оглашаются самими сочинителями, скрывают от других людей, о них узнают случайно.
Наиболее развернутым и известным является цикл песен и сказаний о медведе, посвященных его небесному происхождению, превращению в богатыря человека, рожденного от женщины Мось и, наконец, гибели. Во время отдыха или труда, праздника, или знаменных дат взрослые и дети, женщины и мужчины не зависимо от возраста все поют песни, которые иногда сопровождаются игрой на инструментах или танцевальными движениями [7,14,16]. У всех хантыйских фольклорных песен весьма своеобразный язык, так как сохраняются особые архаичные слова, синтаксические обороты, иногда – устаревшие формы.
Содержательность жанровых песен занимает очень важное место в жизни народа ханты так как , жанровость песен и есть сама жизнь народа.
I.4. Песни «Медвежьего праздника».
Песенное творчество хантыйского народа нашло отражение в национальных праздниках, особенно в «медвежьем празднике». Он популярен и любим народом, и представляет сложную многодневную песенно-танцевальную композицию, состоящую из основной (обязательной) части медвежьих песен и дополнительной (необязательной), которая включала в себя все формы, музицировали: лирику, эпос, танцы, инструментальные наигрыши и даже шаманство.
В первый день исполнялась Песня пробуждения Медведя (звучала на протяжении всего праздника). Во второй день звучала сакральная песня, которая славила божественное происхождение Медведя, его жизнь и смерть. На третий день исполнялись песни бытовые, песни-инсценировки, для которых делали специальные костюмы и маски. В четвертый – пелиМе мифологические песни, повествовавшие о богах, охраняющих землю и людей. На пятый день праздника наступал черед «великих священных песен».
В конце каждого дня праздника звучала колыбельная песня- дух Медведя усыпляли. В исполнении медвежьих песен соблюдалась строгая иерархия: в них не принято было менять мелодию, ритм или слова (исполнялись только мужчинами).
Завершала «Медвежий праздник» песня – молитва « Торумхаканёх («На небо поднявшиеся»), обращенная к семи сыновьям Торума, которые являются за душой зверя. Одновременно шла ритуальная пляска.
В «Медвежьих песнях» не только восхвалялась его сила, красота, но и звучали насмешки над ним; сцены встречи охотников с духами леса, воды; сцены из жизни зверей, птиц. Поэтому поющие старались закрывать свои лица, чтоб дух Медведя не запомнил их и в дальнейшем не мстил им.
После этого медведя с величайшей осторожностью выносили из дома и с песнопением уносили из посёлка на священное место.
Песни Медвежьего праздника являются важнейшей и неотъемлемой частью песенного музыкального фольклора народа ханты.[7]
I.5.Шаманские песни
Шаманское пение сопровождалось игрой на бубне и характерной эмоциональной возбуждённостью. Исполнители таких песен обладали магическими способностями – их музыка могла исцелить больных.
Содержание шаманских песен носит импровизационный характер. Шаманская музыка обладала строгой каноничностью, так как считалось, что во время камлания голосом шамана пели духи - покровители. Следовательно, шаман не сочинял песни, а лишь воспроизводил «напевы» духов.
У каждого шамана складывалась своя песенная специфика:
•Шаман-лекарь;
•Шаман-предсказатель;
•Шаман-жрец;
•Шаман-хранитель святилища;
•Шаман-мухоморщик;
•Шаман-маг(т.е. камлающий)[7].
Шаманские песни исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение было приурочено к праздникам и ритуалам.
Шаманское пение – это искусство, которое живёт неразделимо с жизнью народа ханты и представляется как форма общения с духами.
Истоки музыкально-песенного творчества народа ханты являются
главной основой, фундаментом и хранителем философских, нравственных и эстетических ценностей данного народа.
Глава II.Составление альбома-сборника песен народов ханты.
II.1. Результаты опроса, анкетирование
Мы составили анкету, в которой главными вопросами были: знаете ли вы песни народа ханты, исполняли ли Вы эти песни, нравятся ли Вам эти песни и др.Анкетирование проводилось с учётом разновозрастных групп населения нашего города. Это учащиеся школы, наши родители от 35- 45 лет, люди старшего поколения возрастом свыше 50 лет. Опрос жителей нашего города мы проводили на улице. Данные опроса показали то, что учащиеся знают примеры песен народа ханты. Наши родителя могут назвать примеры, но очень мало, они затрудняются с ответами, люди старшего поколения тоже затрудняются с ответами
Результаты опроса и анкетирования дают нам основания считать то, что население нашего города не совсем осведомлены о песенном народном творчестве хантыйского народа. (Приложение 1).
II.2. Сравнительная характеристика песен народов ханты с русскими народными песнями.
Особенности хантыйских песен в том, что они звучат протяжно, плавно, певуче, немного монотонно. Эти песни построены на пяти звуках: до, ре, ми, соль, ля.
Песни народа ханты большей частью одноголосная вокальная, но с элементами многоголосия (благодаря инструментальному сопровождению). Все песни фольклора от простых танцевальных и бытовых напевов до обрядовых вокально-инструментальных композиций, основаны на широком использовании различных импровизационных вариантов.
В ходе работы мы выяснили, что характеристика песен народа ханты и русского фольклора имеет сходные черты:
а) песни обоих народов определяются по одинаковым жанрам, но в пределах жанров выглядят по –разному.
б)основные формы бытования песен в русском народном и хантыйском фольклоре похожи.
в)система образа жизни связана с животным и растительным миром, окружающей природой. Она представлена общими чертами.
г) жанры песен в основном одинаковы
Исключение составляют тотемно-религиозные песни хантов это шаманские песни [8,12,14].
Сравнительная характеристика песен народа ханты с русскими народными песнями даёт нам основания считать жанры песен обеих народов практически одинаковыми.
(Приложение №2)
II.3. Составление диска – сборника «Песни народа ханты»
Собрав аудиофайлы разных песен народа ханты, мы их сначала прослушивали, затем понравившиеся нам песни копировали в отдельную папку. Прослушивая, ещё раз понравившиеся нам песни, вникнуть в их содержание через перевод с хантыйского языка на русский нам помогла, почётный работник образования, Ветеран Труда, мастер прикладного искусства Александрова Нина Колумбовна, в прошлом библиотекарь МАОУ «СОШ №2», мастер по хантыйскому бисероплетению. Разобравшись в содержании этих песен, мы заметили то, что по содержанию некоторые песни снова повторяются, хотя мелодии были разные. Так как песен было много, мы решили создать список по названиям и тогда уже мы смогли их распределять по жанрам. Те песни, которые повторялись мы, помечали плюсиком, а те которые не повторялись, мы их пометили минусом. Из этих повторяющихся песен, если они одинакового жанра и смысла, мы уже выбирали те, которые больше нам понравились на слух по мелодии. Таким образом, было видно, какие песни можно выбирать, чтоб не было повтора. Больше было песен в исполнении женских голосов, а в исполнении мужских голосов песен было меньше потому, что зима длинная и женщины, находясь дома, могли большую часть своей жизни петь и сочинять песни. Мужчины, в это время, находились на охоте и, наверняка, петь им приходилось не так часто. Когда мы выбрали песни и уже распределили их по жанрам, нам показалось, что слушать песни в исполнении только голоса будет скучно. Нам захотелось сделать наш диск более интересным, и мы включили песни с инструментальным сопровождением, это песня «Героическая» №4. Нам понравилось, и мы решили добавить ещё две песни в чистом инструментальном исполнении, это песня «Предсказание»№7 (исполнение на санквылтапе) и песня «Поющее дерево» №13 (звучит санквылтап).
При включении песен с исполнением инструмента санквылтап диск нам показался более ярким и насыщенным. На диске мы разместили наши песни по жанровым особенностям.
В диск – альбом вошли такие жанры песен: колыбельная, свадебная, песня- предсказание, героическая, лирическая песня. В содержание диска мы включили также: песню, исполняемую при камлании, песня-судьба, призывная, плач невесты, передвижная песня на нартах, песня, исполняемая при монотонной работе, именная песня, песня поющее дерево.
На нашем диске хантыйские песни звучат в исполнении народных певиц: Хатаневой Ольги Ивановны, Двиняниновой Марии Тихоновны, Сенгеповой Светланы Михайловны, Кирилишиной Зои Васильевны, Костылевой Надежды Борисовны, Ануфриевой Антонины Константиновны
На санквылтапе песни исполняют народные музыканты Сайнахов Александр Дмитриевич и Меров Владимир Васильевич. Диск мы оформили с картинкой поющих хантыйских девушек. Тон для картинки мы выбрали синий, холодный, так как северная природа суровая и холодная. На обратной стороне нашего диска мы поместили перечень песен по номерам, учитывая их жанровость.
Заключение.
Мир песен с рождения и до смерти окружает народ ханты.
Находится ли человек на природе, едет ли на оленях, мчится ли на лодке по просторам своей речки, а может, он обращается к своим духам,- всегда в его душе звучит песня.
Ханты говорят: «Песня-это хороший друг, с песней не заметишь, как прошёл день, с песней далёкий путь кажется коротким, с песней работа кажется лёгкой, хмурый день кажется ясным»[7]
Более всего богаты своим содержанием жанровые песни. В жанровых песнях люди излагают свои мысли, желания, надежды, прославляют ум и силу, мастерство человека, иногда высмеивают его слабости, лень, поют о любви и грусти. Хантыйский народ богат ещё и мифологическим творчеством.
Мифологические песни, песни о богах охранявших землю и людей, сокральные песни, исполняемые на Медвежьем празднике, являются важнейшим элементом национальной культуры. Эти песни по своему содержанию очень близки к шаманским песням, которые призваны помогать людям.
Шаманскими песнями людей исцеляли, людям давали надежду, людей поддерживали в трудную минуту их жизни. Шаманские песни это живое подтверждение богатства и разнообразия музыкально-песенного фольклора народа ханты.
В ходе анкетирования выяснилось то, что живущие люди на земле народа ханты, а именно жители нашего города Мегиона, имеют недостаточно полное представление о песенном фольклоре данного народа. Наши горожане также мало знают о сходстве и различии хантыйских народных песен с русскими народными песнями.
В ходе нашей работы
а) мы узнали о том, что:
Песенный фольклор хантыйского народа богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы. Мы установили истоки становления песенной традиции Ханты-Мансийского автономного округа, в частности народа ханты. Это природа, окружающий мир, живые люди, несущие в себе богатство и красоту их духовного мира.
Эти понятия предали нам активности(для сбора информации)
Собрав необходимую информацию с интернета,
б) мы поняли то, что:
Песни народа ханты – это сама мудрость народа, идущая из глубины веков, которая несёт своеобразие мироощущения сказителей.
Древние ханты передали своей нации в наследие художественно-прикладное творчество, народные промыслы, а главное – незабываемый облик народа – труженика.
Данные понятия дали нам развитие инициативы (для дальнейшего сбора информации и наблюдения).
в) нас удивило то, что:
Лесной народ очень наблюдательный, поэтический и певучий. Весь духовный мир народной поэзии отображает как мудрость многих поколений, так и цепь исторических событий. В песнях ведётся рассказ об окружающем мире, о пытливом уме и желании познать этот мир.
Эти понятия предали нам самостоятельности (для создания диска).
г) мы создали
Музыкальный альбом-диск песен северного народа ханты (Приложение №3). В этом сборнике песни распределены по основным жанрам: о появление жизни на земле; именная, свадебная, военная, призывная, песня при камлании, плач невесты, героическая, лирическая, передвижная песня на нартах. Песня, исполняемая при монотонной работе, песня предсказание, песня плачущее дерево (играет нарсьюх).
Работа над проектом дала нам развитие самореализации - мы себя реализовали в создании альбома-диска, который можно применять на уроках музыки, на уроках МХК, в домашней фонотеке. Составляя альбом - сборник мы многому научились, а именно как правильно поэтапно обрабатывать информацию, как различать музыку народов ханты от музыки русского народа. Музыкантами, в дальнейшем, мы, может быть, и не станем, но хантыйскую народную музыку мы полюбили, теперь мы её узнаём среди других мелодий, и с удовольствием напеваем. Свой опыт и знания мы теперь можем применять в составлении дисков для других уроков: литературы, истории, биологии, географии.
Литература
1.Баранов Н.Н. Очерки истории Югры. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000, с.45.
2 Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М; Нар. Образование, 2002.
3. Гемуев И.Н. Легенды и были таежного края. - Новосибирск; Наука, 1989.
4. Коробова Э.О. Народов малых не бывает. - М; Молодая гвардия. 1991.
5. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». – М.: 1988г. 176с.: ил.
6. Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. -Сургут; Северный дом, 1993
7. Ратников А.М.. « Культура обско-угорских народов» -Нижневартовск-
Полиграф, 2008
8. Науменко Г.Н. «Русские народные детские песни и сказки с напевами» - М.; ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. – 414с.
9.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус.язык.1988. – с. 240.
10. Штейнпресс Б., Ямпольский И. «Краткий словарь любителя музыки», М. 1961, С.85
11. Энциклопедический музыкальный словарь/ Составитель Барановская; Под общ. Ред. К.А. Жабинского – Ростов н/Д; изд – во «Феникс», 1998. -512с.
Интернет источники
12.Вагатова-Волдина-Мария-Кузьминична. http://www. ugralit.okrlib.ru/authors
13.Кола Бельды - 09 На Нартах Хантыйска . http://www .myhit.kz/.
14. Лонгортова Надежда. http://www. gcbs.ru/pub/Personalii/Longortova.html
15. Между музыкой наших народов нет непереходимых границ http://www.huntingukraine.com
16.Толковый словарь Ефремовой http://www.vseslova.ru
17.Хантыйская песня.http://www.lovamus.com/music/
18.Хантыйская песня.http://www.ecomp3.ru/q
19.Хантыйские песни.http://www.musico.cc/string
20.Хантыйские песни.mp3laguna.ru/search
Приложение 1.
Анкета для опроса к проекту «музыка народов ханты
1.Знаете ли вы хантыйские народные песни,
а) знаю, назовите их
б) нет
в) знаем, но мало
2.От кого Вы слышали
a) от бабушек
б) от мам
в) от детей.
3.Исполняли ли Вы сами хантыйские народные песни,
а) никогда
б) да, в кругу семьи
в) со сцены.
4.Нравятся ли Вам музыка народов ханты.
a) нравятся
б) нравятся частично
в) не нравятся.
5.Хотели бы Вы исполнять на школьных мероприятиях
а) вместе с детьми, внуками (для старших):
б) да, хотел бы
в) нет
г) можно попробовать.
д) с мамой, бабушкой (для детей):
е) да, хотел бы
ж) нет
з) можно попробовать
6.Где вы считаете уместно исполнять хантыйские народные песни
а) на семейных и корпоративных праздниках
б) на школьных и городских праздниках
в) хантыйская народная песня не актуальна в наше время и исполнять, их не надо.
Приложение №2
Сравнение жанров
Жанры песен народов ханты Жанры песен российского народа Общее, Отличия
Песня о появление жизни на земле; Исторические + Именная песни рождения и пестования (пестушка) + Свадебные Свадебные + Военная; Военные + Призывная песня; Призывные + Колыбельные. Колыбельные. + Плач невесты Плач невесты + Героическая песня; Героическая + Лирическая песня; Лирическая + Передвижная песня, исполняемая при передвижении; Трудовые + Календарные Календарные + Песни, исполняемые при монотонной работе Бурлацкие Песни плачи Плачи и причитания + Песня предсказание; Былины + Песня при камлании; -
Песня, посвященная Медведю - покровителю Поздравительные зимние (колядки, щедровки, виноградье, овсеньки) -
Песня - преставление на Медвежьем празднике; Шуточные, сатирические, частушки, -
Шаманские песни Небылицы и скоморошины; -
Приложение №3(оформление диска)
Песни народов ханты
Cоздатели диска, ученицы 5б класса: Павлова Алёна и Идрисова Дарига
МАОУ «СОШ №9» г.Мегион , 2016 г
Содержание диска
Колыбельная;
Свадебная
Песня предсказание
Героическая (с сопровождением санквылтапа);
Лирическая;
Песня, исполняемая при камлании; (играет санквылтап)
Предсказание (звучит санквылтап);
призывная;
плач невесты;
Передвижная песня, исполняемая при передвижении
Песни, исполняемые при монотонной работе.
Именная;
Песня поющее дерево (звучит санквылтап);