Материал к уроку литературы по рассказу А.Солженицына Один день Ивана Денисовича
«Один день Ивана Денисовича»
Структурная карта.
1. Ответьте на вопросы по содержанию текста:
Сколько времени осталось Ивану Денисовичу до освобождения? Верит ли сам герой, что его выпустят? Из чего варилась еда для зэков? Какую работу выполняла бригада в описываемый день? При какой температуре (заболел) зэка могли освободить от работы врачи? При какой температуре на улице отменяли выход на работу? В тексте говорится о 4 предметах, которые удалось утаить от конвоя герою. Назовите хотя бы один из них. За что получил свой срок Иван Денисович? В лагере не выживали люди трех категорий: лизоблюды, кто на санчасть надеется и … Почему Иван Денисович не получал посылок? 2.Подчеркните человеческие качества, которые читатель обнаруживает в главном герое рассказа:
Доброта, честность, мужицкая смекалка, лицемерие, умение приспособиться, трудолюбие, незлобивость, способность понимать других, жадность, болтливость, порядочность, высокомерие, чувство человеческого достоинства.
3.Прочтите отрывок из рассказа. Подчеркните ключевые слова (предложение), отражающие позицию автора относительно назначения искусства и творцов в жизни общества.
Цезарь трубку курит, у стола своего развалясь. К Шухову он спиной, не видит.
А против него сидит Х-123, двадцатилетник, каторжанин по приговору,
жилистый старик. Кашу ест.
- Нет, батенька, - мягко этак, попуская, говорит Цезарь, - объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. "Иоанн Грозный" - разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!
- Кривлянье! - ложку перед ртом задержа, сердится Х-123. - Так много искусства, что уже и не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея - оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции! (Кашу ест ротомбесчувственным, она ему не впрок.)
- Но какую трактовку пропустили бы иначе?... - Ах, пропустили бы?! Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!
- Гм, гм, - откашлялся Шухов, стесняясь прервать образованный разговор. Ну, и тоже стоять ему тут было ни к чему.
Цезарь оборотился, руку протянул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху, - и за свое:
- Но слушайте, искусство - это не что, а как.
Подхватился Х-123 и ребром ладони по столу, по столу:
- Нет уж, к чертовой матери ваше "как", если оно добрых чувств во мне не пробудит!
4А.Проанализируйте лексический состав отрывка (задание 3)Найдите примеры:
Эпитетов : _______________________________________________________________________________
Устойчивые словосочетания, обороты речи: ____________________________________________________
Метафоры: ______________________________________________________________________________
Контекстуальные антонимы: ________________________________________________________________
4Б.Определите, какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе. Запишите две из них
1)_____________________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________________
5.Составьте памятку «Правила выживания в тоталитарном государстве (в лагере)»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Оцените значимость произведения А.Солженицына для истории (ответ запишите 5-7 предложениями)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
497586085725
Шкала оценивания:
Количество ВЕРНО выполненных заданий Оценка
С 1 по 6 включительно
(4А или 4Б делается на выбор) «5»
С 1 по 5 включительно
(4А или 4Б делается на выбор) «4»
С 1 по 4
(4А или 4Б делается на выбор) «3»
Менее 3-х заданий «2»