Конспект мастер-класса по повести Один день Ивана Денисовича А.И.Солженицына
Мастер-класс по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Эпиграф к уроку:
1. «…и чем дальше, тем крепче держался…»
2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»
Цель урока:
1. Проанализировать повесть А.И.Солженицына.
2. Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях.
Центоны – лат. – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.
- Прежде чем мы начнем разговор, я бы хотела попросить вас описать свой счастливый день.
1. Вступительное слово учителя. Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.
Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.
Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.
Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.
1953 год. Сталин умер.
Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.
И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.
Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.
Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.
2. Создание центонов. Работа в группах.
Первая группа. Нарисовать все реалии лагерной жизни.
Вторая группа. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шакалах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.
- Кто они?
Третья группа Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?
Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.
Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В романе Е.Замятин «Мы» мы уже встречали подобную ситуацию. Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.
Учитель. Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? (быть добрым, человечным, справедливым, честным, гуманным).
Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?
Возможные варианты ответов:
«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:
- Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать»
« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином»
«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него»
«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»
«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»
«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер»
«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»
Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович сидит. Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.
Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….
Возможный вариант ответа:
Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.
Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?
Возможный вариант ответа:
Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.
Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь, зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому, по-вашему, его можно отнести в первую очередь?
Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?
Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.
Учитель. Когда-то Ф.М.Достоевский в романе «Записки из мёртвого дома» описал год жизни на царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на все кандалы и шпицрутены, царская выглядит милосерднее, если такое слово уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.
(«Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день...почти счастливый…».)
Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?
Возможный вариант ответа: В карцер не попал, не заболел, на шмоне не попался, пайку лишнюю «закосил»…отсутствие несчастий в условиях, которые не можешь изменить - чем не счастье?! «На дню у него выдалось много удач..»
Учитель. Как вы думаете, это рассказ о том, как страдали, или о том, как удается выжить, сохраняя себя человеком?
Возможные ответы. Разговор, конечно, идет и о том, как страдали осужденные, но Шухов-рассказчик ненавязчиво показывает нам, почему ему удается выжить, удается оставаться человеком. Шухов сохранил достоинство, он сумел в адских условиях, несмотря на обиду и несправедливость, остаться человеком, сохранив то, что на досмотре не отнимешь – ценности духовные (совестливость, человеческое достоинство). Он не доносит на солагерников, не вылизывает чужие тарелки, не унижается из-за табака. Выжить и сохранить человеческое достоинство ему помогает работа. Да, пусть каторжная, но работа.
Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но, все же, не ценой утраты души, или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока». И в этом величие души человека за колючей проволокой! В этом моральная победа зека-одиночки над всесильным тоталитарным режимом.
4. Заключительное слово учителя
О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока.
В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.
Они мирно жили и честно трудились, Но в одночасье все изменилось. Сломаны судьбы, надломлены души, Стенанья родных. Как можно их слушать? Сегодня, в день памяти этих несчастных Мы вспомним, как все это было ужасно. Стыдливо потупив глаза от родных, Мы тихо попросим: «Простите за них!»