Методическая разработка урока развития речи и окружающего мира в 3 классе для учащихся 3 класса с умеренной и тяжелой УО по теме « Раз, два, три, четыре, пять — осень к нам пришла опять»
Методическая разработка
урока развития речи и окружающего мира
в 3 классе
для учащихся 3 класса с умеренной и тяжелой УО по теме
« Раз, два, три, четыре, пять - осень к нам пришла опять»
Цель урока: закрепить, повторить и уточнить полученные знания детей по теме «Осень. Сезонные изменения».
Задачи урока:
I. Образовательные:
-Закреплять знания детей о приметах осени ( похолодало, цвета осени- красные, желтые листья, листопад, дожди, отлет птиц, сбор урожая);
-Уточнять и активизировать словарь детей.
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственные представления, мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
-Учить слушать учителя и одноклассников, готовиться к ответу, выполнять инструкцию.
III. Воспитательные:
-Воспитывать чувство взаимопомощи и желание выполнять свою работу хорошо.
Ход урока:
Эмоциональный настрой на работу.
Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас необычный. К нам пришли гости, их много. Но среди них есть сказочный. А кто он вы узнаете, если отгадаете загадку.
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. ( Колобок)
-Молодцы, отгадали загадку.
II. Сообщение целей урока.
Колобок: здравствуйте, ребята. Я хочу пригласить вас на прогулку. Вы уже много знаете и умеете, и я думаю, что ваши знания пригодятся вам, ведь наша прогулка будет необычной.
III. Повторение, закрепление и уточнение ранее полученных знаний детей. Колобок: Вот теперь вы готовы к прогулке.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключенья
Нам ребята не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу осеннем
Мы кого-нибудь найдем.
(дети берутся за руки и за учителем идут « змейкой» на свои места).
1. Учитель: Шли мы по лесу, шли, на пути у нас Заяц.
(учитель одевает на руку куклу Зайца.)
Колобок: - Здравствуй Заяц. Чем ты тут занимаешься?
Заяц: - урожай собираю. Работы так много, я устал. Может быть, вы мне поможете?
Колобок: - Ребята, поможем Зайцу? Фрукты и овощи нужно разложить в разные корзины. (у каждого ученика на парте лежит муляж овоща или фрукта)
Каждый ребенок по очереди называет, какой овощ или фрукт у него, несет в нужную корзину.
(после того, как все фрукты и овощи рассортированы, выполняется проверка правильности выполнения задания).
В какое время года собирают урожай овощей и фруктов? ( осенью).
Заяц: - Спасибо, ребята, за помощь, я бы еще долго работал. Вы мне очень помогли.
Колобок: - До свидания, Заяц.
2. Учитель: - Идем, ребята, дальше. Шли по лесу, шли и встретили Волка.
Волк: - Что это вы тут гуляете, красоту топчите?
Колобок: - Какую еще красоту?
Волк: - Посмотрите, как красиво вокруг. Листья стали желтыми, красными и почему-то опадают. Почти всю землю в лесу ковром застелили. Почему так происходит, ума не приложу?
Колобок: - А мы знаем, да, ребята? ( да).
Колобок: - Ребята, почему листочки стали желтыми, коричневыми, красными, оранжевыми и опадают? ( наступила осень).
Как называют такое явление в природе? ( листопад).
-В какое время года бывает листопад? ( осенью).
Волк: - Сколько всего вы знаете, молодцы! Я теперь тоже знаю, что такое листопад, в какое время года он бывает. Спасибо, вам!
А я знаю интересную игру с осенними листочках. Хотите поиграть? (да).
Волк : физминутка « Мы листики осенние».
Мы листики осенние, на веточках сидели,
Дунул ветер, полетели!
Летели, летели, на землю сели.
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Как обидно, как обидно- листиков совсем не видно.
Дети выполняют соответствующие движения. В конце разбегаются, приседают, закрывают глаза и прячутся, закрыв лицо руками.
Игра выполняется 2 раза.
В это время учитель раскладывает на партах листья.
Волк: - Вам понравилась игра? (да).
Колобок: - Спасибо тебе, Волк, за игру.
3. В это время появляется Медведь.
Медведь: - Здравствуйте, ребята! У вас так много осенних листьев.
(У учеников на партах лежат из цветного картона листья желтого и красного цвета.
-Какого они цвета? (красные, желтые).
- Покажите листья красного цвета. (берут в руки и показывают)
- Покажите листья желтого цвета. (берут в руки и показывают)
Учитель: - Молодцы, ребята!
Медведь: - Давайте из этих листьев составим осенний букет.
А вот и ваза.
( каждому ученику учитель раздает заготовку: на альбомном листе уже приклеена ваза. На местах приклеивания красных листъев красные точки- 3 в нижнем ряду, на местах приклеивания желтых листьев желтые точки- 2 в верхнем ряду.)
Учитель: - Листочки будем «ставить в вазу». Для этого будем приклеивать их к основе. Красные на красные точки, желтые -на желтые.
Выполнение практической работы(с помощью педагогов)
Медведь: - Ну, ребята, молодцы, очень красиво!
Колобок: - До свидания, Михаил Иваныч! Наша прогулка должна продолжаться.
4. Учитель : - Шли мы по лесу дальше и повстречали Лису.
Колобок: - Здравствуй Лиса. Чем ты занимаешься? (звучит запись пения птиц)
Лиса : - За птицами наблюдаю. Летом было тепло и птиц было больше. Они так красиво и громко пели. А сейчас их почти не слышно. Интересно, почему?
Колобок:- Как это ты не знаешь, почему так происходит? Ребята тебе расскажут, они много чего знают.
Учитель: - Давайте расскажем лисе почему птиц в лесу стало мало и пения их почти не слышно. ( дети говорят: осень наступила, стало холодно, птицы улетают на юг, там тепло.)
Лиса: - Ребята, давайте поиграем в игру. Игра называется « День-ночь». ----- Для этого мы превратимся в птиц. Днем птицы летают, песни поют. Когда Колобок скажет: «День»- вы летаете ( под сопровождение птичьего пения). Ночью птицы спят. Когда Колобок скажет: «Ночь» - вы останавливаетесь, засыпаете. ( пение птиц прекращается).
Подвижная игра « День- Ночь» ( под запись пения птиц).
Игра продолжается 2-3 раза.
Лиса : - Вам понравилась игра? ( да). (ученики садятся по местам)
Колобок: - Наша прогулка была долгой, пора возвращаться в класс.
Капля- раз! Капля- два!
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья лес густой!
Побежим скорей домой!
Дети руками по коленям отбивают ритм дождя.
Учитель: - Почему все бегут от капель? (пошел дождь).
Итог урока.
Учитель: - Куда мы ходили на прогулку? (в лес).
-Какие изменения в лесу произошли? (листья пожелтели, опадают- листопад, холодно стало, птицы улетают, часто идут дожди).
-Значит какое время года наступило? (осень).
-Вам понравился урок?
-Молодцы, ребята! Все хорошо работали на уроке. Урок окончен, отдыхайте.
Рисунок 115