Конспект урока по окружающему миру на тему Грибы(3 класс) Лепихова Татьяна Владимировна


Конспект урока 3 класс по предмету

« Окружающий мир»
Тема урока :В царстве грибов
Учитель начальных классов : Лепихова Татьяна Владимировна
Окружающий мир - 3 класс на тему: Грибы
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)Тема: «Грибы»Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; дать понятие микроскопические грибы; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природеТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПланируемые результаты:Предметные:- знать о наличии царства грибов- находить и перечислять части гриба- знать разновидности грибов- знать съедобные и несъедобные грибы;Метапредметные:- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки; - сравнивать свои выводы с текстом учебника;- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные; - формулировать правила сбора грибов;- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);Личностные:- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека- осознавать важность правильного сбора грибов;- осознавать значение бережного отношения к природеОборудование: ноутбук, , кусочки плесневого хлеба, карточки с текстами для работы в группах, сигнальные карточки, презентация к уроку, тест «Грибы» (презентация), учебник «Окружающий мир. 3 класс» Н.Ф.Виноградова
Ход урока.
I Организационный момент.- Прозвенел весёлый звонок,Позвал вас, ребята, на урок.- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. (Слайд 1: Название предмета: окружающий мир, класс 3.) Давайте покажем, как мы умеем работать, быть активными, внимательными.II Актуализация знаний. - Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)- К какой группе относятся бактерии? (Живая природа)III Целеполагание и мотивация.- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку:Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть – нет головы.(Гриб) - Мы совершим путешествие в царство грибов. (Слайд 2: Картинки с изображением грибов). Как вы думаете, какой у нас план урока? (Строение грибов. Виды грибов. Значение грибов в природе. Как грибы используетчеловек).IV Изучение нового материала.1. Знакомство со строением грибов.(Фронтальная работа)- Как вы думаете, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3: Картинка-схема «Строение гриба» (плодовое тело: шляпка, пенёк и грибница)- У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенек).- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 40. Какие грибы здесь изображены?- Сравните по внешнему виду. Сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.2. Работа в группах (две). - Определитесь, кто будет ответственным организатором в группе. (Задания: 1 гр. Выявление отличий грибов от растений (учебник стр.41) 2 гр. Знакомство с видами грибов. Размножение грибов (учебник стр. 42)3. Сообщения групп. 4. Обобщение учителя. Выводы. - Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. К нему относится около 100 000 известных видов. - Назовите главные отличительные признаки грибов. (Слайд 4: Выводы: 1.Грибы не имеют зелёной окраски. 2.Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.)- На какие группы можно разделить грибы? (Слайд 5: Виды грибов: шляпочные, трубчатые, пластинчатые.)5. Знакомство с микроскопическими грибами.- Грибы – удивительные живые существа. Некоторые живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в хлебнице или в закрытом целлофановом пакете куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. (Слайд 6: Картинки с изображением плесневых грибов) Их можно рассмотреть только под микроскопом.6. Физминутка (Слайды 7, 8, 9, 10, 11 Картинки к словам физминутки)Все зверушки на опушке (маршируют на месте)Ищут грузди и волнушки.Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)Рыжики искали.Лисичка бежала, (бег на месте)Лисички собирала.Скакали зайчатки, (скачут)Искали опятки.Медведь проходил, (идут, изображая медведя)Мухомор раздавил. (Правильно ли он сделал?)7. Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? -Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные. (Слайд 12: Фотографии грибов об их роли в природе)- Как человек использует грибы? - Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. (Слайд 13: Картинки: съедобные грибы в корзине, блюда с грибами)- Помимо того, что человек использует грибы в пищу, они имеют другое значение. Вспомните, пожалуйста, ваши мамы и бабушки пекут пирожки. Но сначала нужно замесить тесто. Что они добавляют в него? ( Дрожжи).- Дрожжи не совсем похожи на привычные нашему вниманию грибы. Это мелкие одноклеточные грибы. Они осуществляют процесс брожения, благодаря которому тесто становится пышным. Человек научился использовать дрожжи в хлебопечении. (Слайд 14 Картинка: дрожжи)- Некоторые грибы произрастают под деревьями. Какие?- Нужно сказать, что они являются «неразлучными друзьями». (Слайд 15: Картинка: грибы рядом с деревьями) По названию гриба можно определить с каким деревом он «дружит». Грибы очень привязаны к своим деревьям. Грибница срастается с корнями деревьев, образуя «грибокорень». Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Из – за этого ученым не удается пока вырастить на грядках подберезовик, подосиновик, рыжик. Но известно, что если взять старый гриб, измельчить его, смешать с водой и этим раствором полить корни деревьев в молодых лесополосах, то через 2 – 3 года здесь можно собирать грибы. - Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством. (Слайд 16: Картинки, фотографии: грибы и животные)- Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? (Ответы детей. Показ слайда 17: Правила сбора грибов)- Собирать только известные вам грибы;При собирании грибов использовать ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли. (Почему?)Ни в коем случае не собирать грибы со старым плодовым телом.В процессе приготовления грибы обязательно отваривают, а затем используют для приготовления блюд.При первых признаках отравления срочно обратиться к врачу.-Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым?
V Закрепление изученного.
(Дети выполняют тестовые задания по теме «Грибы» (задания на заготовленной презентации)1.Тестовые задания по теме «Грибы» (на презентации):1. Как называется основное тело гриба:А) плодовое телоБ) грибницаВ) споры2. Чем делится гриб с деревом?А) водойБ) сахаромВ) корнями3. Какой гриб лишний?А) подберёзовикБ) подосиновикВ) мухомор4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:А) кефирный грибБ) дрожжиВ) желчный гриб5. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это… А) грибыБ) насекомыеВ) бактерии6. Грибы относятся к ….А) царству растенийБ) царству животныхВ) отдельному царству2. Результаты теста.
VI Итог урока.
- Наше путешествие в царство грибов завершилось. Чему научились на уроке?Рефлексия: «Я узнал…»«Я научился…»«Я могу…»Домашнее задание: учебник стр.39 – 44, рабочая тетрадь на печатной основе: задание на стр. 23, упр. 44.Самооценка:-Выберите сигнальную карточкуКритерии оценивания: зелёный цвет - всё понял, жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно.