Внеклассное мероприятие для младших школьников Семья — это то, что с тобою всегда!


-650026-247880
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
для младших школьников

1445895320675
Классный руководитель:
Чернякова Надежда Ивановна
Цель:
Организация деятельности по формированию сознания детей о том, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи и школы – это фундамент благополучия.
Задачи:
раскрыть понятие «семья», выявить ее особенности
способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям
способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям
способствовать сплочению и развитию классного коллектива
создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности
1226185894715развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение
Ход мероприятия
Организационный момент
Рада видеть всех сейчас
Ведь давно ждала я
И друг другу улыбнемся.
Дружно за руки берём
Давайте хорошее настроение передадим через ладошку (потихоньку сжимаем друг другу ладошку) - как приятно, тепло. Хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия.

Мотивация к мероприятию
- Ребята, а вы любите слушать сказки? Я вам приготовила новую сказку. Готовы слушать?
Чтение сказки
Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды луна спросила у звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?»
Звездочка долго молчала, а потом. вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки , похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»
«А в какой день твой свет становится ярким?» - спросила Луна
« Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат?»
«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна
«Да» - ответила Звездочка. «Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, Звездочка и продолжила. «Чему ты радуешься странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершать даже невозможное»
Звездочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела иметь свою семью, любящих людей, которые бы тебе помогали тебе делать людей счастливыми?»
«А разве это возможно?» -с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд , которые мигали своим мерцающим светом маленькой звездочке. как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
- Ребята, вам понравилась сказка? Чем? (ответы детей)

Формулирование темы мероприятия.
- Ребята, чему будет посвящено наше мероприятие? Определите тему.
Совместное планирование работы
План:
Что такое семья?
Члены семьи
Мой дом – моя крепость
Обязанности членов семьи
Школьная семья
Организация познавательной деятельности. Работа по плану.
Что такое семья
- Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
- Где мы можем найти определение слова семья? (в толковом словаре Интернете)
- Прочитайте определение в толковом словаре. Вы согласны с ним?
Члены семьи
- Ребята, давай те узнаем кто же является близкими родственниками?
Помогут нам в этом загадки:
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он ( дед)..Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
-Продолжи сказку, (бабушка).
Заботливая, ласковая, строгая
И самая родная
Ей хочется всегда, чтоб мы поели.
Не сердится. Но это еле-еле,
Особенно, когда молчу упрямо
Вы догадались? Это наша( мама)
Кого всегда с работы ждем,
А он несется под дождем?
Всем очень нужный и родной.
Картошки купит в выходной,
Починит чайник и утюг.
Мне и братишки лучший друг.
Он ростом чуть пониже шкафа
Давно всем ясно! Это – (папа).
В доме все стоит вверх дном,
Разговоры все о нем.
Он в своей кроватке улыбается
На него глядят и восхищаются
Я, конечно, тоже рад:
Появился младший (брат).
Радость в глазах, в глазах удивление,
В семье у нас нынче еще прибавление!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне (сестренка).
- Ребята, а кого мы забыли? (себя)
- Что у нас получилось? (Дерево, древо)
-Правильно, рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно, действительно, похоже на дерево. (показ )
Мой дом
-Ребята, а где живет семья? (в доме)
- Верно, дом есть и у животных, и у птиц, и, конечно, у людей.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ - родительский дом.
- Во всем мире люди живут в самых разных домах. У каждого свой родной дом, не похожий ни на какой другой. Я предлагаю послушать учащихся 4 класса, которые подготовили сообщение о жилищах. в которых живут люди нашей страны. (выступления детей с сопровождением презентации).
Жилище эскимосов – иглу
Иглу – круглый дом, который строится из обточенных больших кусков плотного снега. В нем северные хозяйки умудрялись достигать максимум возможного комфорта и уюта. Раскладывались меховые шкуры, разводился огонь. Становилось тепло и светло. Стены от огня не могут растаять, так как суровый мороз снаружи не дает им такой возможности.
Между снежными плитами оставляли промежутки. Не стыковали их вплотную. Щели потом затирали снегом и скрепляли специальной лампой с тюленьим жиром. Тепло от горящей лампы растапливало внутреннюю поверхность стен, холод замораживал воду, образуя ледяную корку.
3681730103505Дверь в такое жилище делалась (пропиливалась) очень низкой или вообще выкапывался туннель в снегу. Входное отверстие находилось в полу и приходилось ползти, чтобы попасть домой.
Дома делали совсем небольшими – в максимальной точке купола едва умещался стоящий человек. Так дома легче было обогревать и сохранять ценное тепло. В куполе, чтобы поступал необходимый для дыхания воздух, прорезалось отверстие. Спать обычно семья укладывалась напротив него на лежанках из снежных блоков, покрытых шкурами.
Таким образом, из снега эскимосы строили целые деревни. Интересно, что даже коротким прохладным летом плотный снег, из которого состоят стены, не успевает растаять.
Сейчас, конечно, иглу становится все больше романтикой, чем необходимостью. Многие современные люди с удовольствием едут на север, чтобы попробовать переночевать в снежном доме, построенном своими руками..Жилище в пустыне — юрта
2603536722053481705197485Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь. Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось места для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца. Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра. На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошмы и паласы. В этой части принимали гостей и устраивали домашние трапезы. В расстановке вещей и утвари соблюдался определённый порядок. Правая сторона юрты считалась женской. Здесь стояли посудные шкафчики и лавки, находились турсуки с кумысом, ка¬дочки с айраном и медом, короба и корзины с сырками, хранились посуда и пищевые припасы. В левой части юрты, более нарядной, стояли на деревянных подставках кованые сундуки с имуществом. На них была сложена постель: одеяла, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. По стенам развешивали выездную упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода. Роскошным было убранство специальных гостевых юрт. Коврами здесь устилали весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали стёганые подстилки и подушки. На подставке у входа стоял сосуд с кумысом, висели ковши для угощения. В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества. Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приема гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком, свидетельствовала о состоятельности семьи.
Чум – жилище жителей тундры
031115Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством.
Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками `. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер , дым которого также отпугивает комаров
Чтобы постоянно обогревать своё жилище, хозяевам необходимо большое количество дров . Их заготавливают заранее, заносят в чум и складывают возле выхода. Этим занимаются и взрослые, и дети. Кочевой образ жизни определял минимум предметов, которыми пользовалась в повседневной жизни семья.
Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем для оленеводов.
379222046355Хата – общее название сельских домов в южных поселениях восточных славян: на Украине, а также в Белоруссии и на юге России. Мазанкой же называют хату, построенную по соломенной технологии . Хата-мазанка на протяжении веков являлась традиционным жилищем Украины. В строительстве мазанки использовались местные строительные материалы, такие как глина, солома, камыш, дерево. Стены традиционной мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило – земляной, либо дощатый (с высоким подпольем). 
338074062865Изба — традиционное жилище русских. Изба строилась из бревен, так как дерево было самым доступным и удобным для строительства материалом. Крыша покатая, чтобы зимой на ней меньше задерживался снег. Обязательный элемент каждой избы — печь для обогрева жилища, поэтому над крышей видна труба.
В настоящее время квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию и электрифицирована.
Обязанности членов семьи
- Уютно и тепло дама, но как это получается? У каждой семьи, как и у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И это «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.
Задание «Семейные обязанности»
Учащиеся поделены на 2 группы. Первая группа находит обязанности для мамы, вторая – для папы. Затем каждая группа наклеивает карточки-обязанности на предложенный лист. Листы вывешиваются на доску, зачитываются обязанности родителей хором.
- Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел. Хотя у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папа)
Потому что ваши папы умные , добрые. заботливые, сильные. Про все на свете знают. Про хоккей, про то, откуда взялись звезды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны.
Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надежные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них, во всем стараться им помочь.
- Ребята, а как вы помогаете своим самым близким людям? (ответы детей)
- Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ваша помощь так необходима родным. Что же самое главное в семье – взаимопомощь.
Школьная семья
- Мы с вами размышляли о дружных домашних семьях. А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? Почему? (ответы детей)
- Я, как ваша вторая мама предлагаю вместе со мной построить наш классный дом. Я раздам вам бревнышки для постройки дома. Каждое бревнышко имеет свое название. Я хочу, чтобы наша школьная семья состояла только из таких качеств. (Работа в группе – сборка дома)
- Вот мы и построили наш классный дом, в котором тепло. Я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.
- Ребята, тепло в классном доме бывает от отопления, от печи или еще от чего? (от теплых отношений, от дружбы, от взаимовыручки)
- А что нужно для того, чтобы школьная и домашняя семья были счастливыми?
6. Итог урока. Рефлексия.
-А теперь давайте превратимся в волшебников. Я вам раздам лучики разного цвета. А вы подумайте, какой лучик принесет вашей семье счастье, благополучие, тот и прикрепите на доску. Какое прекрасное солнышко у нас получилось.
- Какая тема нашего урока?
-Какой вывод мы сделаем о семье и семейных отношениях?
-Что вы узнали сегодня нового и интересного?
- Что расскажите своим родителям?
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Приложение 1
Обязанности мамы:
стирает
пылесосит
моет посуду
пришивает пуговицы
готовит ужин
протирает пыль
поливает цветы
пропалывает сорняки
читает книжки детям
Обязанности папы:
строит дом
ремонтирует кран
красит крышу
чистит снег
выносит мусор
забивает гвозди
кормит собаку
вкручивает лампочки
делает грядки
Качества для постройки дома:
добрая
ответственная
дружная
трудолюбивая
веселая
смелая
воспитанная
заботливая