Внеклассное мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда»
Внеклассное мероприятие
«Семья – это то, что с тобою всегда»
Как плохо жить,
Как больно жить на свете,
Без стебелька, без листьев,
Без корней
Марина Симонова
3 мин
Нас ждет сегодня серьезный разговор, предметом которого будет небольшое, но ёмкое и значимое для каждого из нас слово. В нем есть всё: и корни, и листья, и стебель, и солнце, тепло, ласка и строгость, забота и любовь. Надеюсь, вы без труда назовёте это слово. ..Семья.., да конечно, мы будем говорить именно о семье.
- Семья - это что? Дети и родители, мама и папа, родственники, дом
5 мин
- Семьи бывают разные. Это зависит от многих факторов и прежде всего от менталитета людей, создающих семью, от национальности и даже от страны.
Сегодня мы с вами узнаем, какие группы семей выделяют социологи. И определим, к какому типу относится русская семья. Для этого предлагаю вам немного поработать по анализу текстов из научной литературы [приложение 1,2,3].Нужно заполнить таблицу [приложение 4], используя данные тексты. Высказывания должны быть краткими. И так у нас три группы учащихся: первая группа работает по восточной семье, вторая по западной, а третья по русской современной семье. Через 5 мин мы будем обсуждать результаты исследования.
3 мин
Презентация работы каждой группы. ( На слайде последовательно появляются заполненные строки по отдельным критериям сравнения)
4 мин
Таким образом, отношения в восточной семье более тесные и семья более крепкая, но одновременно более ограниченная рамками принятых ролей, в западном же обществе отношения между членами семьи более свободные, что влечет за собой разрозненность членов семьи. Семья в современной России включает в себя одновременно и традиционность восточной семьи и свободу отношений западной модели. При чем в России существует третья, смешанная модель, которая одинаково характеризуется и теми и другими признаками.
Сейчас вы сможете самостоятельно проанализировать какой тип семьи у вас дома. Какой тип вы захотите сделать, потом когда станете взрослыми и подойдет время создать семью. Выбор за вами! Заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. В семье очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».
Помните, семья это ..любовь, ответственность, долг, уважение, понимание. Семья это то, что с тобою всегда. (стих на фоне песни «Родительский дом»)
Пусть будет дружба и согласие в семье,
Пусть все невзгоды мимо пролетят,
Пусть солнце ярче светит на земле,
И для детей пусть добрым будет взрослых взгляд.
Приложение 1.
Восточная семья.
В такой семье каждый член имеет роль соответствующую его рангу и не может выходить за рамки этой роли, так как в этом случае страдает система отношений. Если говорить об отношениях между супругами, то на востоке, хоть в большинстве своем, женщина и мужчина имеют равные социальные статусы, на самом деле до этого еще далеко и женщина остается ведомой. Если обратиться к языку, то можно найти там такие слова как «канай» (букв. «внутри дома») – обращение используемое по отношению к жене, и сюдзин (букв. «главный человек», «хозяин») – обращение к мужу принятое в стране. В отношениях между родственниками всегда самой главной чертой является уважение к старшим и послушание. Семья для человека является главной ценностью. Как правило, семья состоит из нескольких поколений. Основная функция семьи здесь, пожалуй, - рождение детей. Воспитание, закладывание основ этики, мировоззрения, духовной культуры. На Востоке, в обществе, в семье всегда только отрицательное отношение к алкоголю, курению и другим порокам нашего времени. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке, которое бережет ребенка от влияния улицы и плохих компаний. Восточная мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Дети с благоговейным трепетом относятся к родителям, и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Отец остается главой семьи пока может им оставаться, если же он заболевает – он остается на иждивении у детей. Послушание и уважение – две главных добродетели, которые должны быть у восточного ребенка.
Приложение 2.
Западная семья
Западная семья являет собой «островок безопасности» в хаосе «западного» мира. Семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принципу социального деления в обществе, так если муж является основным добытчиком в доме, он будет считаться главой семьи, если же эту функцию выполняет жена или ребенок, то статус главы семьи получают, как правило, они. Для западной семьи не характерно близкое общение нескольких поколений, как правило, ребенок, став самостоятельным, сразу же выходит из родительского дома и начинает устраивать свою жизнь самостоятельно. Самостоятельность в такой семье так же зависит от возможности члена семьи обеспечивать себя. Воспитание детей на западе способствует тому, что дети не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь они как правило не поддерживают родителей, и между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. К предкам у западных людей отношение не сформировано никакое, человек может отказаться от своих корней ради какой-то выгоды, древнее происхождение же фамилии может служить предметом гордости, но не более. Дети, выходя из родительской семьи, перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достаточно компетентными, чтобы решать все вопросы самостоятельно. Для западной семьи не характерно полное послушание, вследствие этого отношение к вредным привычкам особенное. В Западном обществе родители с детства обрекают детей на изнурительную борьбу - достигнуть успехов в обществе – стать богатым. В Западных странах преобладают два отношения к воспитанию ребенка: или нацеливают ребенка только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях Западного общества.
Приложение 3.
Русская современная семья.
Семья в современной России включает в себя одновременно и послушание старшим и свободу отношений между детьми и родителями. Для русской современной семьи характерно почтительное отношение к родственникам, но при этом часто при почитании старших, главой семьи является добытчик. Для русской семьи поколения одного рода поддерживают тесные контакты, но при этом несколько поколений редко проживают под одной крышей, так как молодое поколение старается приобрести как можно больше свободы от старшего, при этом оставаясь в зоне влияния родителей, и часто можно наблюдать, как родители помогают уже взрослым детям, а то и решают за них что и как делать. Традиционно русская семья является ячейкой общества. В современной семье можно увидеть две стороны мировоззрения: это - крайний индивидуализм - полная автономия в обществе, а вторая – влияние общества на семью. Человек пытается «бежать» в семью, найти в ней «островок безопасности»: понимание, поддержку, защиту. В тоже время общество неизбежно навязывает свое уникальное видение мира.
С другой стороны, это стремление к гармонии, к единению с супругом, выполнению долга перед социумом в рождении и воспитании детей. В русских семьях даётся установка на духовность, успех и материальное благополучие. Русскому обществу свойственно отрицательное отношение к вредным привычкам, но отсутствие контроля за подрастающим поколением, способствует проникновению этих негативных явлений в молодёжную среду.
Приложение 4
№
Критерии сравнения
Восточная семья
1.
Глава семьи
2.
Функции семьи
3.
Типы отношений между детьми и родителями
4.
Связь поколений
5.
Особенности воспитания детей
6.
Отношение семьи к вредным привычкам
№
Критерии сравнения
Западная семья
1.
Глава семьи
2.
Функции семьи
3.
Типы отношений между детьми и родителями
4.
Связь поколений
5.
Особенности воспитания детей
6.
Отношение семьи к вредным привычкам
№
Критерии сравнения
Русская современная семья
1.
Глава семьи
2.
Функции семьи
3.
Типы отношений между детьми и родителями
4.
Связь поколений
5.
Особенности воспитания детей
6.
Отношение семьи к вредным привычкам
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415