Разработка для оформления стенда по теме К 100 летию со дня рождения легендарного советского летчика Александра Ивановича Покрышкина
К 100 летию со дня рождения легендарного советского летчика
Александра Ивановича Покрышкина
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Cто лет назад, 19 марта, родился советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, новатор тактики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выдающийся воздушный боец, человек-легенда - Александр Иванович Покрышкин. Cреди имен военных летчиков имя Покрышкина необходимо отметить особо. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новаторских тактических построений и приемов воздушного боя и яростным борцом с рутиной. Природная мудрость, честность, твердость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы. Покрышкин сбил на американском истребителе "Аэрокобра" Bell P-39 47 немецких самолетов, Голубев - 15 (по другим данным в общей сложности Александр Иванович уничтожил 116 вражеских самолетов, зачастую записывая свои победы на молодых летчиков, тем самым поощряя их).
Боец, целеустремленный и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.
Герой Советского Союза и национальный герой России родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 (19) марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в четырнадцать лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми. Мечта о летной профессии овладела Покрышкиным еще в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив седьмой класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из шестнадцати коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу. Через четыре года заветная путевка в авиашколу получена, он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только авиатехников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Досконально изучив материальную часть самолетов, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника второго ранга Покрышкина. Но тот неукротим и в сентябре 1938 года, во время отпуска, за семнадцать дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в летное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу летчиков и получает направление в 55-oй истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от Советско - Румынской границы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Радость полетов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили ее энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полетов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
За два месяца до начала войны 55й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на самолетах второй мировой войны И-15 и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], был перевооружен на новенькие высотные истребители МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии. Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу", но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления - в бою все представлялось важным.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Война стала для многих самым главным учителем. Кто учился быстро, оставался в живых. Покрышкин не только учился на собственном примере, но и анализировал ошибки, свои и чужие, а затем учил других. Много чего было за войну: бывал сбит, выходил из окружения вместе с пехотой, летал в тыл врага на разведку, дрался с превосходящими в несколько раз силами, разработал новый боевой порядок и новые тактические приемы (никогда не летал по прямой в бою) - "кубанская этажерка", "соколиный удар", метод патрулирования на больших скоростях по принципу маятника. До 1943 года летал на самолете под номером 13. После - под номером 100. В одном из боев отказало оружие: отвернуть от зенитной батареи нельзя - расстреляют. Летчик применил психическую атаку - пикировал на батарею почти до земли. Тому, кто собьет русского аса, сулили большие награды. Но эскадрилья Покрышкина была сплоченной и действовала слаженно. Поэтому потери несла меньшие, чем другие. Не раз Покрышкин оставлял пойманный в прицел самолет ради спасения своего летчика. До конца дней гордился, что все, кого он водил в бой, остались живы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Однажды Покрышкин сказал: "Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел". В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли "пляской смерти", опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов. Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в самолете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти), как писал Александр Иванович в своих мемуарах "заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Малоизвестен такой случай из военной биографии Александра Ивановича Поокрышкина. Свой первый самолет он сбил уже в самые первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 211-го бомбардировочного полка, приземлившийся на фюзеляж в поле. Его пилот выжил, но штурман Семенов был убит. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.
Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным "аэрокобр" рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных "соколиным ударом" сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 "юнкерсов" (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке "Хозяин неба - Александр Покрышкин" фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: "Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь". Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда, при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе, единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе ("Да сколько их, Покрышкиных?!" - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После войны он долгие десять лет не получал звание генерала - хотя окончил Академию с отличием. В 1960-х защитил диссертацию по сетевому планированию в войсках ПВО. Но командование наградило за новации сослуживца Покрышкина, который не имел к работе никакого отношения. Был председателем ДОСААФ и "заслуженным летчиком Франции". Но так и не стал "Заслуженным летчиком СССР" - как и Кожедуб. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Последнее пристанище легендарного советского летчика-аса Покрышкина Александра Ивановича.
Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]", в Болгарии - именной Як-3, подаренный ему земляками Новосибирцами, в музее Великой Отечественной войны в Кишиневе стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою" и "Тактика истребительной авиации".
портрет героякартина летчикалетчик возле самолетадокументальное фото летчикафотография ветеранаЗаголовок 115