Тема: «Две жизни, две судьбы».(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).



Тема: «Две жизни, две судьбы». (сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).





Цели урока:

Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

Развивающие: учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;
развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;



Воспитательные: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое
2. Показать особенности изображении человека в повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.
4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.
5. Совершенствовать навыки анализа текста.
6. Развивать устную речь учащихся.
7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать
чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,
товарищества.
8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных
литературных приёмов показывает читателю, что нельзя
выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.




Оборудование:
1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран.
5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».
6. Музыка для релаксации.










Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.


2
Изучение нового материала.
Объявление темы и целей урока.
-Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?
-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)
Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?
- сопоставить главных героев повести;
- найти, в чём сходство и отличие братьев;
- ответим на проблемный вопрос -  почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.
Слайды 1, 2, 3







Читает 1 ученик




Читает 2 ученик








Запись числа, темы

3
Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.
А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?
Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

- При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними, зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.












Запись в тетради.

4
Составление таблицы.
1 группа: характеристика Остапа.
2 группа: характеристика Андрия.
План таблицы:
1. Внешность.
2. Отношение к учёбе?
3. Характер?
4. Юношеские мечты?
5. Поведение во время боя?
6. Отношение к товариществу?
7. Близость к родителям?
8. Отношение к личному счастью?
9. Черты сходства?
10. Черты отличия?
Слайд 4.

Работа в группах

Сопоставительные признаки
Остап
Андрий

1)внешность
«два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были
не касалась бритва».
исподлобья, как недавно
выпущенные семинаристы,
покрыты первым пухом волос,
которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе
«в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
«Он учился охотнее и без напряжения
Он был более изобретателен, нежели
его брат»

3)характер
Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.
Чувствительн
·ый, нежный, но
мало отзывчивый.

4)юношеские мечты
Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.
С одной стороны кипел
жаждою подвига, но иногда
любил помечтать и
побродить в одиночестве по
улицам Киева.

5)поведение во время боя
Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.
Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу
До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.
Предал товарищей, увидев
голод, нищету, страдания людей
осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям
Ближе к отцу
Ближе к матери

8)отношение к личному счастью
Никогда не стремился к личному счастью.
Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства
Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия
Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.


5.

Релаксация.
Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.


6.

Проверка таблицы.
С помощью каких приёмов автор создаёт образы Остапа и Андрия? (Портретная характеристика, речевая характеристика) С какой целью он это делает?







7

Обсуждение проблемного вопроса.

-Почему Андрий идет в осажденный город?


-Почему юноша предал отчизну?








-Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)



Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?



Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:
-У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.
-Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно
-Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

8.
Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.
Сопоставляя образы Остапа и Андрия, автор выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни.



9.
Рефлексия.

-Каким было преобладающее настроение?
-Какой герой вам более близок и почему?
-Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)
Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

10.
Самооценка. Заполнить карточки.
Заполняют.

11.
Домашнее задание. На выбор

Письменно ответить на вопрос:
Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?
Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.
Стр. 210 вопрос № 3.(устно)


«Моя самооценка и оценка работы группы»
Вопросы ученику
Ответ «Да»
Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?



Мои ответы были оригинальными?



Я внёс свой вклад в работу группы?



Я чувствовал поддержку своей группы?



В моей группе было интересно и познавательно работать?














Сопоставительные признаки
Остап

1)внешность


2)отношение к учебе


3)характер


4)юношеские мечты


5)поведение во время боя


6)отношение к товариществу


7) близость к родителям


8) Смерть героев


9)черты сходства


10)черты отличия









Сопоставительные признаки
Андрий

1)внешность


2)отношение к учебе


3)характер


4)юношеские мечты


5)поведение во время боя


6)отношение к товариществу


7) близость к родителям


8) Смерть героев


9)черты сходства


10)черты отличия














-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)




Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)










15