Трагедия Тараса Бульбы. Нравственная идея повести Н.В. Гоголя
Учитель МБОУ СОШ №6 г.Павлово Нижегородской области Рыбакина М.М.
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: «Трагедия Тараса Бульбы. Нравственная идея повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Ключевые слова: товарищество, братство, вера, Родина, сила, честь.
…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пере-
силила русскую силу!
Н.В.Гоголь
Цели урока:
образовательная: понимание учащимися смысла повести Н.В.Гоголя, терминов
«героический характер», антитеза, идея повести;
развивающая: развитие нравственных качеств (чести, справедливости, совести, ответствен-ности);воспитательная: воспитание патриотизма, товарищества, взаимопомощи.
Задачи урока: развивать умение анализировать текст повести, умение давать сравнительную
характеристику героев, работать с таблицей, делать выводы.
Оборудование: текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (главы 9-12), презентация учителя, компьютер,
проектор, художественный фильм «Тарас Бульба».
Ход урока
Слово учителя:
Н.В.Гоголь, выходец с Украины, мечтал изобразить в своём народе сильную, героическую личность. Такой характер он находит в многовековой истории борьбы украинского народа за своё освобождение от гнёта польской шляхты. Главный герой повести Тарас Бульба – старый полковник, патриот Руси, защитник православия. Героев произведения автор сравнивает Остапа с ястребом и львом, Андрия с ягнёнком. А на кого, по вашему мнению, похож Тарас Бульба?
Он, как большая сильная птица, носится среди своих братьев-казаков, даёт им советы, поддерживает их в трудный момент. Он словно сильный, могучий, мудрый орёл. Два крыла - это его сильные и красивые сыновья.
- Вы выучили речь Тараса о товариществе. Когда он произносит её, для чего?
(Действительно, перед главным боем надо было поддержать товарищей, высказать всё, что на сердце.)
Сцена из фильма «Тарас Бульба» (Речь о товариществе).
- Какие ключевые слова, выражения вы выделили в этой речи?
Выносим на доску: братство, узы, вера (православие), русская душа, Бог, любовь.…нет уз святее товарищества!
Нет, так любить никто не может!
Актуализация темы.
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, ребята, что самое главное в жизни Тараса?
(Любовь к Родине для него – это любовь к сыновьям, к жене, к братьям-казакам.)
В.Г.Белинский не случайно назвал повесть Гоголя «поэмой о любви».
Анализируем текст девятой главы.
Исследовательская работа по тексту 9 главы.
Домашняя работа с таблицей (двойная запись – цитата из текста, комментарий к тексту).
Глава 9. Эпизод «Битва под Дубно».
Работа в группах: 1 группа – поведение Остапа в бою,
2 группа – поведение казаков в бою,
3 группа – поведение Андрия в бою.
Цитата Комментарий
1 группа
«А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьём в ребро третьего… «Добре, сынку! Добре, Остап! – кричал Тарас…» Остап в бою - герой. Он, словно лев, сражается с врагами, их количество не имеет для него значения. Тарас одобряет действия старшего сына.
2 группа
«…казак Метелица угощает ляхов, шеломя того и другого; а уж там, у возов ворочает врага и бьёт Закрутыгуба; а у дальних возов третий Писаренко отогнал уже целую ватагу…»
Казаки сражаются, как богатыри, и погибают, как герои, славя землю Русскую!
3 группа
«А он (Андрий) между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и младший всех в стае». Андрию свойственны удаль, отвага, мужество в бою. Он горячо любит полячку и ради неё готов на всё, даже на предательство. В бою он не различает , кто перед ним, свои или чужие. Как пёс, он служит любимой.
- Какие ключевые слова вы выбрали, работая с текстом 9 главы? Что они обозначают?
Вера, сила, Русская земля, братство, предательство – подвиг (антитеза).
Выводы учащихся о характерах Остапа и Андрия:
Остап и братья-казаки не подвели Тараса, храбро сражались с врагами. Многие погибли, как герои. Противопоставлен им Андрий (антитеза). Смерть Андрия бесславна. Он не имел строгих понятий о чести, о товариществе. Думал в первую очередь о любви, об удовольствии. Смерть Андрия вызывает грустное чувство.
Аналитическая работа с текстом 10-12 глав.
- Ребята, вспомните слова Тараса из Речи о товариществе « Знаю, подло завелось теперь в земле нашей… свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке». Мог ли Тарас предположить, что «подло» подлецом-предателем окажется его родной сын? Какие чувства испытывает отец, убивший сына?
(Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что побудило Андрия сделать такой выбор. Даже после расправы Тарас не прощает сына, навсегда вычёркивая его из памяти: «…пропал бесславно, как подлая собака!») - Как закончился бой под Дубно для Остапа и Тараса?
- Зачем Тарас едет в Варшаву, зная, что за его голову обещана награда? Кто ему помогает добраться и почему?
- Почему Тарасу так важно в последний раз увидеть сына? (Поддержать его, сказать ему прощальные слова.) Прочитайте эпизод «Казнь Остапа» (конец 11 главы).
- Как Тарас воспринимает гибель сыновей? Для чего ему теперь жить?
(Для Тараса – это личная трагедия. Он, словно орёл, который лишился обоих крыльев). - Какие поминки Тарас справлял по Остапу? Ожесточила ли его гибель сыновей?(Его полк гулял по всей Польше, сжигал местечки и костёлы, не щадил девушек и младенцев.)
- Как полякам удалось схватить Тараса? (Нагнулся за люлькой с табаком, чуть не 30 человек его одолели – богатырская сила!)
- Какими словами Тарас прощается с казаками? Что бы вы добавили в прощальное слово героя?
Домашнее творческое задание – речь «Прощальное слово» героев (Остапа, Андрия, Тараса). Прочитайте свои миниатюры.
5. Сцена из фильма «Тарас Бульба» (Гибель Тараса).
- Какие выводы можно сделать о характере Тараса Бульбы? (Главное в натуре героя – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, принципиальность, чувство собственного и национального достоинства. Тарас любит простую жизнь казаков, старые устои, защищает православие. Он любит своих сыновей, но не прощает сына-предателя. Зато гордится Остапом, помнит о нем всегда. Умирая на костре, Тарас остаётся верен главному – узам товарищества, вере, Украине. Смерть для него – достойный конец воина.) - Какова нравственная идея повести Гоголя? Что сейчас происходит на Украине? Почему сегодня развязывают вражду между двумя братскими народами – русским и украинским? (Погибли казаки, распалась Запорожская Сечь, исторически в ближайшем будущем Украина была присоединена к России. После распада СССР Украина - независимое государство. Необходимо восстановить дружбу между нашими народами.) Слово учителя: Настоящий патриот пожертвует всем ради спасения Родины, даже жизнью. Сильное, но грустное чувство вызывает финал повести: Тарас погибает. Его время, время богатырей, прошло. Как отец, он пережил своих сыновей, как вожак, своих товарищей. Однако ни личная, ни общественная трагедии его не сломили. Прочитайте слова Н.В.Гоголя – эпиграф урока. Что даёт герою такую великую силу? Любовь к Родине. Гоголь учит нас самому главному – любить, верить, быть сильными и честными.
Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Почему трагически завершается судьба героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?; «Почему «нет уз святее товарищества»? Что значит дружба в жизни героев повести и в моей жизни?».