Конспект урока Дом — мир вещей


Урок «Истоки» во 2 «а» классе
МКОУ «Парфеньевская СОШ»
Парфеньевского муниципального района
Костромской области.
Название раздела: «Родной очаг».
Тема урока: «Дом. Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома».
Активные формы обучения: работа в паре «Родственные вещи»
оценочный тренинг «Родственные вещи».
Цель урока: Расширение и углубление знаний учащихся о назначении старинных предметов домашнего обихода, об их ценности для современного человека.
Задачи урока: Показать, что вещи, как и люди имеют свой «род», свою историю.
Познакомить учащихся с понятиями «реликвия», «святыня», «традиция».
Главная мысль урока: Невзрачная, на первый взгляд, вещь, находящаяся в доме, может быть ценнейшим богатством целого рода, но богатством не материальным, а духовным.
Форма проведения урока: музейный час.
Учитель: Бекенёва Любовь Александровна.
Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД
Присоединение.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Ровно сели, не сутулясь,
И друг другу улыбнулись.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Попробуем вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке. (о доме).
-Сегодня, как я и обещала, мы возвращаемся к понравившейся вам теме «Дом».
Я, как и мама не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь–ка, игрушки,
На работу на мою!
Е. Благинина
- Какое слово для вас не понятно?
- Почему вам кажется, что вы не знаете значения этого слова?
(+ никогда не слышали ранее)
-Попробуйте предположить,
что оно могло бы обозначать.
КИСЕЯ́ -. Праздничная тонкая ткань.
Проверяют готовность к уроку.
Анализируют слова, выделяют незнакомое.
Пытаются понять по контексту. Организует обсуждение.
Контролирует ход рассуждений. ЛУУД:
Умение соблюдать основные правила поведения и общения на уроке
ПУУД: Умение отличать известное от неизвестного.
Постановка цели урока - Почему это слово не используется в современном мире? (Оно старинное и в наших домах такой предмет не используется.)
- О чём, судя по тексту стихотворения, мы поговорим сегодня.
(О старинных вещах в нашем доме)
-Действительно, ДОМ – это мир вещей.
Формулируют тему урока. РУУД:
Умение поставить цель.
ПУУД:
Умение устанавливать причинно – следственные связи.
КУУД:
Умение оформлять свои мысли в устной речи.
Работа по теме урока.
Экскурс в историю старинных вещей.
Раскрытие понятия РЕЛИКВИЯ
Работа по учебнику.
Раскрытие понятий
СВЯТЫНЯ
ТРАДИЦИЯ
Выполнение задания на карточках.
(оценивающий тренинг)
Работа в паре.
Рефлексия.
Домашнее задание. Вы уже обратили внимание, что в нашем классе сегодня не совсем обычная обстановка.
- Что вас удивило, когда вы вошли в класс?
(В классе появилось много незнакомых вещей. Все они старинные. Класс похож на музей).-Как вы думаете, откуда появились эти «музейные экспонаты» в нашем классе?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Я вам открою секрет: это вещи из моего дома, несколько вещей только на сегодняшний день мне любезно одолжили мои очень близкие знакомые.
- Попробуйте предположить, пользуюсь ли я этими вещами по их назначению ежедневно?
- Тогда зачем они хранятся в моей квартире, где есть каждой старинной вещи замена в виде современной электротехники, мебели….
Я очень хочу поделиться с вами историей одной наиболее ценной в моём доме вещи. Это сундук с буквами «П» «В».
Этот сундук сделал мой прадед по маме Вахрамеев Платон Осипович. Он был потомственным столяром и плотником. О его золотых руках знали многие жители округи и заказывали ему мебель для дома. О его столярном и плотницком мастерстве отец Вахрамеев Осип Тимофеевич говаривал: «Я – мастер, а Платошка лучше меня мастер…» Буквы на сундуке – это первые буквы имени и фамилии моего прадеда. Сундук этот передаётся по наследству тем, кто любит и умеет работать с деревом. Увидев, какие вещи умеет выполнять мой старший сын Павел, внук Платона Осиповича – Вахрамеев Николай Александрович (мой дядя) - подарил сундук моему сыну. Вдохновившись мастерством своего прапрадеда, Павлик в 6 классе сделал свой сундук. Его вы тоже можете увидеть здесь. Оба они теперь – дорогие семейные реликвии в нашем доме.
- Я назвала сундуки РЕЛИКВИЯМИ.
- Как вы понимаете смысл этого слова?
(особенно хранимая вещь)
- Почему многие современные люди стараются сохранить вещи предков в своих домах? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Действительно, дорога не сама вещь, а ощущение того, что она хранит тепло рук и души наших близких.
Нет на свете дороже вещи,
Что досталась в наследство мне
От далёкой моей прабабки,
Той, что нет уже на земле…
Её руки держали прялку,
Ту, что в комнате у меня…
Пела бабка дочурке песню,
Веретёнце в руках, крутя.
Эта прялка и веретёнце
Сохранили тех рук тепло…
Пусть же в доме моём хранится
Это бабушкино добро.
Сколько значений в русском языке имеет слово ДОБРО?
- Какой смысл имеет слово ДОБРО в этом стихотворении?
(Это не богатство, а ощущение тепла и связи поколений, даже сквозь время.)
Давайте дочитаем текст учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке.
-Что нового вы узнали из текста учебника?
(хранят реликвии, святыни и традиции).
- Есть ли на нашей выставке СВЯТЫНИ?
- Как вы поняли, что это такое?
(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
В русском языке есть поговорка «Спит, хоть святых выноси».
Святыни - это старинные иконы, которые передаются из поколения в поколение.
Никогда не стоит их выносить из дома, кроме крайних и очень значимых случаев
(Например, в день свадьбы дочери мать благословляет её своей святыней – иконой Богородицы, доставшейся от матери по наследству - и дарит эту икону невесте -передаёт святыню)
Но кроме святынь и реликвий люди передают из поколения в поколение домашние традиции.
Как вы понимаете значение этого слова, исходя их текста учебника?
(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Был в Российской Империи царь Николай Второй. Он в своей семье зародил традицию делать портреты своей семьи в особо торжественные моменты жизни.
Мы даже не осознаём, что в наших семья такая традиция существует, возможно, благодаря Николаю Романову.
- А какие традиции есть в вашем доме и откуда они пришли к вам?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Если дети затрудняются в ответе,
ВОЗМОЖНО использование интерактивного плаката «Семейные традиции»
Наш сегодняшний урок пролетел незаметно.
Осталось только показать, что вы с урока запомнили.
Для этого выполним задание на карточках.
Соедините линиями родственные вещи.
РУБЕЛЬ БАНКА
СУНДУК ЭЛЕКТРОЧАЙНИК
КРЫНКА КАМОД
САМОВАР КРОССОВКИ
ЛАПТИ УТЮГ
Проверьте правильность выполнения своей работы, посоветовавшись с соседом по парте.
Самооценка и экспертная оценка.
РУБЕЛЬ БАНКА
СУНДУК ЭЛЕКТРОЧАЙНИК
КРЫНКА КАМОД
САМОВАР КРОССОВКИ
ЛАПТИ УТЮГ
- Что сегодня вы почувствовали нового, чего раньше не испытывали?
- Смогли открыть для себя новое?
Поделитесь своими открытиями.
-Какое желание появилось у вас после обсуждения сегодняшней темы?
Обязательно: рабочая тетрадь с 12
По желанию:
(- описать или нарисовать семейную реликвию;
ИЛИ
- рассказать о любимом семейном празднике
и традициях его проведения)
По сложившейся традиции окончания нашего урока, повернитесь друг к другу и поблагодарите товарища за помощь на уроке. Высказывают предположения.
Чтение текста в учебнике.
Ответы на вопросы учителя.
Выполняют задание на карточках оценивающего тренинга.
Сверяют свою работу с образцом. Участвуют в обсуждении.
Проводит экскурсию по мини музею, предлагает предположить что могли делать с помощью каждой вещи.
Знакомит учащихся с названием и назначением старинных вещей.
Контролирует ход рассуждений.
Предлагает задание.
Организует работу по проверке выполненного задания.
Помогает учащимся оценить себя.
Подводит итог выполненной работы. КУУД:
Умение слушать собеседника, не перебивая.
Отработка норм в общении с ровесниками и взрослыми.
ПУУД:
Умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.
ЛУУД:
Нравственно-этическая ориентация.
ПУУД:
Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы , используя информацию учебника.
ПУУД:
Умение выявлять аналогии на предметном и абстрактном материале.
КУУД: Умение работать в паре.
ЛУУД:
Самооценка.
Эмоциональная отзывчивость.
РУУД:
Умение планировать свои дальнейшие действия
в зависимости
от поставленной цели.