Конспект урока по математике на тему Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашской Республики
Урок математики
в 4 классе по теме
«Увеличение и уменьшение числа
в несколько раз».
Тема урока: Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Цель: создание условий, для формирования умения обучающихся работать с текстовой арифметической задачей.
Задачи:
содержательная:
с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися, форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):
- формировать у обучающихся умения отличать формы задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
- формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;
развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):
- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);
- проблемную и коммуникативную.
Тип урока: закрепление.
Содержание учебного материала: задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Единица содержания образования: моделирование задач указанного типа; практическая работа, направленная на формирование умения работать с составной текстовой задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.
Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).
Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные.
На данном уроке ученики получат возможность:
усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз;
научиться выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения " больше в...", "меньше в...", выполнять краткую запись к задаче, решать составные задачи в 2-4 действия.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
компьютер, проектор, мультимедийная презентации;
карточки-задания для работы.
Оборуд-е: Рисунок Даши-путешественницы, карта путешествия, циферблат, сигнальные кружки, карточки с заданиями, раздаточный материал, конверт с задачей, презентация к уроку.
Развернутый план урока.
Организационный момент.
а) создание рабочего настроя
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Учебник научит нас точному счету,
скорей за работу, скорей за работу.
б) Игра «Мягкая посадка» (Кто правильно назовёт ответ, тот сядет)
- число 3 увеличить в 2 раза, число 5 увеличить в 3 раза, 10 уменьшить в 2 раза, 18 уменьшить в 3 раза, 20 уменьшить в 4 раза и т.д.
Вывод: Что значит:
а) увеличить число в несколько раз? (х)в) уменьшить в несколько раз? (:)2.Сообщение целей и задач урока.
На прошлом уроке какую тему мы с вами изучили?
(увеличение и уменьшение числа в несколько раз)
Сегодня у нас урок закрепление. Мы вспомним таблицу умножения и соответствующие случаи деления, решим задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, примеры. Но этот урок необычный.
Сегодня у нас ещё будет один гость. А чтобы узнать, кто придёт к нам в гости, отгадайте загадку. Эта девочка любит путешествовать. Дорогу ей подсказывает Карта, а в дороге ей помогают друзья обезьянка Башмачок, Рюкзак, Карта, иногда приходят на помощь белка Тико и Паровозик.
(Даша-путешественница)
Даша не просто так пришла к нам на урок, она пришла к нам за помощью. У неё пропал друг - обезьянка Башмачок. Когда они путешествовали, хитрый лисёнок Жулик запутал следы и Башмачок заблудился. Даша предлагает искать его в стране математики. Вы готовы помочь Даше найти Башмачка?
Но дорога туда нелегка. Вам нужно быть дружными, умелыми, сообразительными, чтобы преодолеть все преграды и препятствия.
А по какому маршруту идти, нам поможет карта.
Давайте рассмотрим карту нашего путешествия. Мы окажемся в Волшебном саду примеров, проплывем по веселому ручейку, пройдем по неведомой тропинке, посетим лесок Задач, преодолеем трудный подъем по горам, окажемся в удивительном городе Числовая и вернемся в наш светлый класс.
Даша хочет узнать, все ли мы готовы в путь? Она приготовила для нас примеры.
Сейчас пройдем разминку и посмотрим, кто готов в путь. Для этого вы должны устно решить примеры.
3.Устный счет.
1). Работа с сигнальными кружками.
- Ой, ребята, Лисёнок Жулик узнал про наше путешествие, и все примеры специально решил неправильно. Давайте исправим ошибки.
(Учительница показывает примеры с готовыми ответами, если ответ правильный, показывают желтый цвет, если неправильный - красный.) (Слайд 5)
4.Работа в тетрадях.
Учащиеся записывают число, классная работа.
Чистописание цифра 5.
5. Работа по теме.
А теперь отправимся в путь. Перед нами Волшебный сад примеров. В саду растут яблони, но они не простые, а с примерами.
В саду примеров.
На яблонях примеры, учащиеся решают примеры.
Веселый ручеек.
Нам нужно переходить через ручеёк, но нет мостика. Значит, придётся перепрыгивать по кочкам. На кочках примеры. (Слайд )
Примеры:
2*8= 4:2= 3*6=
16:2= 2*3= 18:2=
8:2= 6:2= 9:3=
3) Тропинка.
Перед нами неведомая тропинка. Жулик всё время нам мешает. Он запутал дорогу. Чтобы пройти по тропинке, надо решить примеры так, чтобы следующий пример начинался с ответа предыдущего. Куда ведет эта тропинка?
А куда же нам идти дальше? Карта нам покажет дорогу.
4) Лесок задач.
Тропинка привела к лесу. А как себя вести в лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу.
(По учебнику решают задачи)
Физкультминутка.
Мы считали и устали
А теперь все дружно встали.
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте не спеша,
Как погода хороша.
5.Гора примеров.
Перед нами высокая гора. На какую геометрическую фигуру похожа гора?
Опять Жулик нам мешает, он утащил компоненты при умножении и делении. Чтобы преодолеть трудный подъем, нужно вместо пустых окошек ставить нужный компонент, чтобы ответы были правильными.
(Примеры написаны на горе, учащиеся на карточках показывают неизвестные компоненты)
А куда же нам дальше идти? Карта показывает, что нам нужно отправиться в город. Но в город ехать далеко, нам поможет Паровозик.
Из каких геометрических фигур состоит Паровозик?
6. Город Числовая.
В этом городе живут только числа. А чтобы узнать, какие числа там живут, напишем математический диктант.
Математический диктант.
В этом городе мы будем писать только готовые числа, то есть сразу ответы.
Произведение 2 и 8, число 4 уменьшить в 2 раза, первый множитель 3, а второй множитель 2,найдите произведение; частное 18 и 2, сумма чисел 20 и 10, число 30 увеличить на 3, число 5 увеличит в 3 раза, 3 увеличить в 4 раза, 5 уменьшить на 4.
Теперь посмотрите на алфавит, и под числами запишите буквы. Каждое число соответствует букве алфавита. Какое слово получилось? (Обезьянка)
Мы нашли обезьянку, Даша очень рада.
4. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравилось путешествие? Что вы нового узнали? Какие правила запомнили?
А) выставление оценок.
Б) домашняя работа.