Тема урока: «Решение задач. Уменьшить, увеличить в несколько раз».


Математика
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»
Урок математики в3 классе. Форма урока - путешествие. Тема урока: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз» Цель урока: «Продолжить обучение решению задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепить знания таблицы умножения и деления. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: геометрические фигурки, плакат с изображением реки, рисунки или натуральные предметы напоминающие мусор: пакеты, консервные банки, пустые бутылки, ветки, банка с рыбками, пакетики с рыбным кормом, карточки с примерами. 1 Организация класса. 2.Сообщение темы урока. -Ребята, давайте вспомним, над какой проблемой мы работали на прошлом уроке? (Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз) -А над чем нам надо еще поработать? ( Над таблицей умножения и деления) -Ребята, а где нам в нашей повседневной жизни пригодится таблица? (Таблица умножения и деления пригодится нам, когда мы будем покупать в магазине несколько предметов по одинаковой цене; при взвешивании предметов одинаковой массой, инженеру при создании проектов, продавцам, фармацевтам и другим людям). -Сегодня на уроке мы поработаем над решением задач на увеличение и уменьшения числа в несколько раз, закрепим таблицу. А девиз нашего урока будет таблица: «Делу время, а потехе час». Но урок у нас будет необычный. Я приглашаю вас в путешествие на парусной лодке. 3 Устный счет. Прежде, чем отправиться в путешествие, лодку надо построить. Сейчас мы разделимся на две команды. Чья команда быстрее и правильнее построит ее, на лодке победившей команды мы и поплывем. (Каждой команде учитель раскладывает геометрические фигуры: два больших треугольника (паруса), два маленьких, два квадрата (дно лодки)). На доске примеры. По одному ученику от каждой команды выбегают дети и решают примеры. Решив один пример, ученик прикрепляет геометрическую фигурку на доске и так до тех пор выбегают, пока не решат все примеры. 32:8:4 21:3*7 12:2*5 14:2*5 27:3*7 24:4*6 25:5*6 35:5*8 28:7*8 40:8*9 Проверка примеров и постройки лодки. -Из каких геометрических фигур состоит наша лодка? (Из треугольников, квадратов). Это строительство заставило вспомнить таблицу умножения и деления. А таблица пригодиться нам на уроке. И так мы отправляемся в путь на лодке победившей команды. Игра « Круговые примеры» -Ребята, на поверхности воды я вижу какое-то животное. А какое? Мы узнаем, решив круговые примеры. На обратной стороне карточек с примерами изображены буквы. Решив их, мы прочтем, кто же нас задерживает. 3*7 - З 24:3-Л 8*7-Е 48:8-Я 54:6-А 45+3-Л 9*5-Я 56-2-Н 6*3-Г 20:5-Ш 18+2-У 21+3-Е 32-5-А 4*8-К (Зеленая лягушка) -Кто же нас задерживает? (Лягушка). -А, что вы можете рассказать об этом животном? - ( Есть прудовые и озерные лягушки. Это земноводные животные. Рождаются они в воде. Детство их проходит тоже в воде, а став взрослыми уже живут и в воде, и на суше. Ее кожа постоянно должна быть влажной. Если кожа станет сухой, лягушка погибает. Лягушки очень полезные животные. Они поедают огромное количество вредных насекомых. Икрой лягушек питаются рыбы, взрослыми животными питаются аисты, цапли. В природе все взаимосвязано. Убивать лягушек нельзя. Человек много поставил опытов над ними, чтобы получить какое-нибудь лекарство, излечить болезнь. Поэтому в Париже и в Токио ей поставили памятники.) -Послушайте, какие задачи придумала для вас лягушка. Задача 1. Длина туловища прудовой лягушки 5 см., а озерной в 2 раза длиннее. Чему равна длина туловища озерной лягушки? Задача 2. Одна лягушка съедает в день 7 вредных насекомых. Сколько насекомых съест лягушка за неделю? -Прослушав задачи и решив их, вы еще раз убедились, что лягушка очень полезное животное. Я надеюсь, что среди вас не будет жестоких людей. 3. Закрепление материала. Комментированное решение. И так наше путешествие начинается. Давайте в тетрадях запишем число и месяц начала путешествия. -Ребята, но лягушка нас не выпускает, прислушайтесь, она что-то шепчет. Мне она прошептала: люди загрязнили весь водоем: выбрасывают мусор, отходы, банки, моют машины прямо в реке. Погибли все рыбки. Помогите очистить реку. Но сделать это можно, если выполним задание учебника. Каждый правильно решенный пример, очищает реку от мусора. На доске открыт плакат с изображением реки. На плакате висят банки, бумага, пакеты, бутылки. Дети выходят к доске, решают пример и снимают с плаката мусор. (72:8):3 (32:4):8 (64:8)*5 (45-3):6 (20-14)*7 5*(56:7) -Молодцы! Все хорошо поработали. Реку очистили. Но река без рыбок. Давайте запустим их. 4 Самостоятельная работа. У каждого ученика на столе лежит полоска разного цвета с тестом. Желтого цвета карточка - высокий уровень, белого - средний уровень, красного - низкий уровень. Высокий: (24+3):9 (40-4):6 (60+12):8 (30-2):4 4 5 4 8 3 6 9 7 2 7 5 4 Средний уровень. 81:9:3 12:4*2 18:6*3 49:7*1 3 6 9 7 5 7 8 2 4 8 6 1 Низкий уровень. 27:9 42:7 81:9 49:7 5 7 8 3 6 5 0 4 3 6 9 7 Взаимопроверка. Дети проверяют тесты, и ставят оценки. ( Примеры у всех разные, но ответы одинаковые). Первые ученики, решившие примеры, запускают рыбок в реку. 5.Физминутка. Раз - поднялись, потянулись. Два - согнулись, разогнулись, Три – три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. На пять - руками помахать. На шесть - тихо сесть. 6 Решение задач. Ребята, рыбок мы запустили. Теперь надо их покормить. Решив задачи, узнаем, кто же будет кормить рыбок? Задача 1 Саша поймал 7 рыбок, а Миша в 5 раз больше. Сколько рыбок поймали дети? ( Разбор и решение задачи идет всем классом). Усложним задачу. Что обозначает в нашей задаче число 42? ( Это число пойманных рыбок мальчиками вместе) Представьте себе, что бабушка взяла 6 рыбок на уху. Какой напрашивается вопрос? Как теперь решить задачу? (Сколько рыбок осталось у ребят?) 1)7*5=35р. 2)35+7=42р. 3)42-6=36р 7 Самостоятельная работа. Задача 2. Для рыб мальчик купил 3 пакета корма по 8 граммов, а сухариков в 4 раза меньше. Сколько граммов сухариков купил мальчик для своих рыбок? Условие разбирается. Решают самостоятельно. Первые решившие задачу, кормят рыбок. 8 Подведение итогов. -Чем же полезным мы сегодня занимались на уроке? (Повторяли таблицу, решали задачи и примеры). -Оцените свою работу: кому на уроке все понравилось? (Дети поднимают руки) -Кто из вас поставит себе отлично? (Дети поднимают руки). -Кто испытывал трудности? (Если испытывали трудности, дети руки поднимут). Наше путешествие не состоялось. Но мы обязательно поплаваем по реке. Я считаю, что после данного урока вы будете беречь природу. - На столе у вас лежат два человечка с веселым и грустным лицом, подними того человечка, с каким настроением вы уходите с урока. До свидания.