Урок обучения грамоте С.Я.Маршак. Угомон, Дважды два
Урок обучения грамоте
Тема: С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»
Предметные результаты: учащийся читает и анализирует произведении С.Я. Маршака, выявляет их внутренний смысл. Читает по ролям и наизусть.
Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует учебную задачу уроков, сохраняет и стремится её выполнить, использует метапредметные понятия (правила поведения в школе), тренирует навыки выборочного смыслового чтения текста, совершенствует логические УУД, оценивает свои достижения.
Личностные результаты: учащийся рассуждает о правилах поведения детей в школе при изучении стихотворений С.Я. Маршака.
Ресурсы и оборудывание: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора, аудиозапись стихотворения «Угомон».
Ход урока
I Организационный момент
На доске – портрет С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям автора.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
и внимательно читать
II Актуализация знаний
- Сейчас мы закроем глаза и попадём в книжный мир. Помогут нам в этом ваши рисунки. Закройте глаза. (Доска открывается, там детские рисунки к произведениям Маршака). Откройте глаза. Ребята, кто из вас хочет рассказать, к какому стихотворению выполнен рисунок и чем оно понравилось стихотворение.
III Изучение материала урока
Целеполагание (на доске появляются буквы САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК, записанные в обратном направлении)
- Прочтите буквы с права налево. Что получилось?(Самуил Яковлевич Маршак)
- Правильно. Вам знакомо это имя? (Ответы детей)
Основной этап
Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.
- Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. Он родился в городе Воронеж. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.
Чтение учащимися статьи учебника о С.Я. Маршаке с.100.
Беседа. Подготовка к первичному восприятию.
- Сегодня на уроке уже звучали строки произведений Маршака. Вспомните и назовите их. (Учащиеся называют названия произведений, отрывки из которых они читали наизусть в начале урока)
- Сейчас мы познакомимся с новым произведением С.Я. Маршака, которое называется «Угомон».
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Угомон»
- Чем вам понравилось это стихотворение?
- О чём рассказывает автор?
- Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?
- Могла ли в действительности произойти эта история?
Словарная работа
- Все ли слова в стихотворении были понятны?
- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?
«нынче» - сегодня
«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой
«бас» - мужской низкий голос
- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» (дети предлагают свои версии его значения). Если мы заглянем в словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».
Подготовка к выразительному чтению
- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)
Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова. (Прочитать первое предложение)
Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга.
Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание детей на темп чтения. Он зависит от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением героя «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается. Последняя фраза читается медленно.
Чтение стихотворения 2-3 учащимися
Беседа по вторичному восприятию текста
- Что случилось нынче в школе? (ответы детей своим словами или по тексту)
- Что же предпринял дежурный?
- Послушали ли его другие ученики?
- Смогла ли успокоить класс учительница пения?
- Кто пришел на шум и помог всем?
- Как вы представляете себе «Угомона»?
Чтение по цепочке ( по ролям)
ФизминуткаМой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Работа в парах
- Самостоятельно прочитать стихотворение «Дважды два» на с. 101 и объяснить почему «таблица умножения достойна уважения»?
Дети читают стихотворение, обсуждают ответ на вопрос. Во время ответа пары один ученик читает стихотворение, а другой высказывает свое мнение на вопрос учителя.
- Стихотворение небольшое, его можно легко выучить наизусть.
Работа в группах
Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе учитель раздаёт отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память».
- Прочтите отрывок и расскажите, о каких правилах поведения рассказывает автор и какие советы даёт ученикам?
Учащиеся читают в группе отрывок, обсуждают и советуются. Отвечает один ребёнок из группы.
IV Закрепление
С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок.
Игра «Угадай-ка»
На странице букваряТридцать три богатыря.Мудрецов-богатырейЗнает каждый грамотей.(Буква)
Это книга не простая:По ней буквы изучаю. (Букварь)
Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)
Как безлиственная ветка,
Я, пряма, суха, тонка.
Ты встречал меня, нередко
На страницах дневника.
(Единица)
Игра «Доскажи словечко»
Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называется всё … (АЛФАВИТ)
Я сижу, едва не плача,Очень трудная … (ЗАДАЧА)
Кто альбом раскрасит наш?Ну, конечно … (КАРАНДАШ)
Портфель у меняНе велик и не мал:Лежат в нём задачник,Букварь и … (ПЕНАЛ)
Если всё ты будешь знать,То получишь в школе … (ПЯТЬ)
Чтобы было где писать.В школе нам нужна … (ТЕТРАДЬ) V Итог урока
- С произведениями какого автора мы работали на уроке?
- Текст, напечатанный в учебнике только часть сказки об Угомоне. Полностью вы можете прочитать её, взяв книгу в библиотеке или найти в интернете, написав название и автора произведения.
VI Рефлексия
- Выразите своё настроение, продолжив предложение:
- Мне понравилось…
- Особенно запомнилось….
- Хорошо получилось…
- Вызвало затруднение