Алтайские травы — травы бальзамы
Подготовила воспитатель: Пехотских С.С
С.Топчиха
Цель: Расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края.
Задачи:
Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
Развивающая: Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.
Предварительная работа:
Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
Просмотр гербария «Лекарственные травы Сибири»
Ход воспитательского часа:
Ведущий: Здравствуйте дорогие девочки! Сегодня у нас с вами день, посвящённый лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.
(Неожиданно в комнату входит мед.сестра)
Мед.сестра: Извините меня, но есть проблема. Я не знаю, как помочь больным детям. У меня закончились лекарства, а дети сильно кашляют, и у них ужасно болит горло.
Ведущий: Уважаемая Наталья Андреевна! Мне кажется что мы можем вам помочь. Нам предстоит отправиться в лучшую аптеку – природу.
Девочки, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают, и помочь больным ребятам, но для этого нужно отправиться на «Поляну здоровья».
(Открываем на компьютере заставку с лекарственными растениями)
Ведущий: «Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветках целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать».
Мы с вами должны разгадать загадки.
-Бусы красные висят, из куста на нас глядят
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина)
- Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый (Василек)
- Поранил ногу ты в дороге ,усталость не даёт идти
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
- Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денёчка через два, облысела голова
Спрячу – ка в карманчик бывший (Одуванчик)
- Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (Ромашка)
Лечение травами давно известно в народе. А в далёкие времена лечебны травы собирали специальные люди и их называли «травниками».
Девочки, а вы бы хотели встретиться с «травницей» которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего села?
Давайте знакомиться - бабушка Семёновна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Семёновна)
Бабушка Семёновна: Здравствуйте милые девочки! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу. О чём же вы хотели со мной поговорить?
(Вопросы детей, короткая беседа)
Бабушка Семёновна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте и разгадайте загадку прежде чем мы отправимся в путешествие.
Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса уведешь в нём. (Лес)
Девочки, а знаете вы, какие растения растут в нашем лесу?
(за правильные ответы девочки получают жетончики в форме листиков)
Как вы думаете, почему лес называют «зелёной аптекой» (Ответы детей)
Почему врачи чаще советуют бывать в лесу и подольше гулять?
(В лесу воздух чище, можно послушать голоса птиц и прочей лесной живности, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей).
Растения выделяют фитонциды (враги микробов) Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу и на территории детского дома встретить и черемуху, и сирень, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Бабушка Семёновна: Девочки давайте пройдём по нашей полянке, и отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.
Выбирают подорожник.
Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое, укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдёт. В современной медицине используют консервированный сок подорожника. (Девочки вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника).
Вика Б: читает стихотворение Н.Матвеевой «Подорожник»
«Подорожник»
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног пораненных,
Подошёл к дороге приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь…
Выбирают листья мать – и – мачехи.
«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, - мягкая и тёплая как бархат. Приложить такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась рука матери. А приложить холодной – станет неуютно и холодно…»
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать – и – мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Люда У: Бабушка Семёновна ,а я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста.
До чего упорная Бабушка Семёновна.
Примечает загодя, где какая ягода.
За какою просекой прямо в руки просятся,
За какой тропинкою выросло черникою
За какой низиною поросло малиною.
Наберёт Семёновна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
Бабушка Семёновна: Спасибо за стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Девочки назовите лесные и содовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства. (Девочки вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, костяники). Бабушка Семёновна: Девочки, на нашей полянке есть ещё одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нём расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растений – приятный запах. У него мелкие цветки – жёлтая середина, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали, о каком растении идёт речь найдите его.(Девочки рассматривают аптечную ромашку)
- Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает ромашка?(Отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос ,чтобы волосы были красивые и быстро росли)
Бабушка Семёновна: Девочки давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»
Описание игры:
На голову девочки одевается маска – шапочка с изображением растения. Девочка не видит что изображено, её задача угадать, но для этого она задаёт наводящие вопросы. Вопросы должны, поставлены для ответов «да» или «нет». Например:
Я цветок? - да
Я расту в лесу? – нет
Я расту на клумбе? – да
Я беленький? – нет
Я оранжевый? – да
Я лекарственный цветок? – да
Я ноготок? - да
Вы уже много знаете о лекарственных травах. Но кто из вас может рассказать о сборе этого природного дара.(дают варианты ответов)
Много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.
Наташа М: читает стихотворение «Луговые травы»
С бабушкой нашей пойдём далеко мы
В луг, где ей все травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, прямых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от насады,
Это от боли спасёт головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науки её травяной!
Вырастем травами нашего луга
Будем лечиться избавляться от недуга.
Бабушка Семёновна: Ну, милые мои девочки, понравилось вам путешествие по опушке лекарственных трав, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед.сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить больных детишек.
А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить чай не простой, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.