Урок литературы в 4 «б» классе Тема: Поэтический родник. «Стихи о Зиме»
МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Озерновская основная общеобразовательная школа
Урок литературы в 4 «б» классе
Тема:
Поэтический родник. «Стихи о Зиме»
Учитель: Джангалиева И.А.
2013-2014 учебный год
Цели урока:
- формирование представлений о творчестве поэтов; пополнение и активизация словаря учащихся; совершенствование навыка выразительного чтения;- воспитание человека со своей позицией, умением выражать свои мысли, чувства, эмоции;обогащение чувственного опыта детей через осознания эмоционального, образного содержания и художественной формы произведения;- развитие памяти, связной речи, творческого воображения, умственных действий анализа, сравнения, синтеза
Ход урока:
I Организационный момент.II Проверка домашнего задания.III Фаза вызова интереса:Я, как песчинка, мал,Я землю покрываю.Я из воды, я в воздухе летаю.Как пух, лежу я на полях,И, как алмаз, сверкаюНа солнечных лучах.- Какие ассоциации со словом «снег» возникают у вас?
МЕТЕЛЬ
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет,
- Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится
- В мерзлые стекла по лавкам струится...
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом
- Бродит Мороз на погосте глухом...
А.А. Блок
Снег да снег
Снег да снег. Всю избу занесло.Снег белеет кругом по колено.Так морозно, светло и бело!Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губЗастывающим в воздухе паром.Вон дымок выползает из труб;Вот в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,Наклонился и дует на блюдце;Вон и бабушка с печки сползла,И кругом ребятишки смеются.
Притаились, ребята, глядят,Как играет с котятами кошка…Вдруг ребята пискливых котятПобросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный просторНа салазках они покатили.Оглашается криками двор -Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глазаИ надели лохматую шапку.И стоит он, ребячья гроза, -Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,Великан у них вышел на славу!А старуха глядит на внучат,Не перечит ребячьему нраву.
Словарная работа:
В охапку- обхватить рукамине перечит- не наказывает ребят
Анализ стихотворения:
- Прочитайте строчки, которые «ожили» пред вами, стали зримыми, ощутимыми образами- Как поэт рассказывает о зимних забавах детей?- Знает ли он деревенскую жизнь? Найдите подтверждения в тексте.- Почему Блок называет снеговика великаном?- Какие слова и словосочетания использует он для его описания
Определение идеи произведения
А.А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка -Знать, вчера недаром кошкаУмывала нос:Грязи нет, весь двор одело,Посветлело, побелело -Видно есть мороз. Не колючий, светло-синийПо ветвям развешан иней -Погляди хоть ты!Словно кто-то тороватыйСвежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты. Уж теперь не будет споруЗа салазки, да и в горуВесело бежать!Правда, мама? Не откажешь,А сама, наверно, скажешь:"Ну, скорей гулять!"
Зима
Вот уж осень улетелаИ примчалася зима.Как на крыльях, прилетелаНевидимо вдруг она.
Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй «спасибо» за труды.
-163830-25019000Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты.Все устремили свои взоры,Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,Ложится белой пеленой.Вот солнце в облаках мигает,И иней на снегу сверкает.
С.А. Есенин
Сергей Михалков "Белые стихи"Снег кружится,снег ложится -Снег! Снег! Снег!Рады снегу зверь и птицаИ, конечно, человек!Рады серые синички:На морозе мерзнут птички,Выпал снег - упал мороз!Кошка снегом моет нос.У щенка на черной спинкеТают белые снежинки.Тротуары замело,Все вокруг белым-бело:Снего-снего-снегопад!Хватит дела для лопат,Для лопат и для скребков,Для больших грузовиков.Снег кружится,снег ложится -Снег! Снег! Снег!Рады снегу зверь и птицаИ, конечно, человек!Только дворник, только дворникГоворит: - Я этот вторникНе забуду никогда!Снегопад для нас - беда!Целый день скребок скребет,Целый день метла метет.Сто потов с меня сошло,А кругом опять бело!Снег! Снег! Снег!
Иван Демьянов "Первый снег"Седы кусты до прутика...На землю и домаНа белых парашютикахСпускается зима!Летят снежинки-звездочки.Смотрю из-под руки:Кружась, танцуют в воздухе,Пушисты и легки!Светлее стала улица,Наряднее село.Летят снежинки, кружатся,Вокруг белым-бело!
Абай Кунанбаев
3569970317500 Зима В белой шубе, плечист, весь от снега седой, Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Враг всему, что живет, с омраченным челом Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Старый сват, белый дед натворил много бед. От дыханья его — стужа, снег и буран. Тучу шапкой надвинув на брови себе, Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. Брови грозно нависли — нахмуренный вид; Головою тряхнет — скучный снег повалит. Злится он, словно бешеный старый верблюд, И тогда шестистворная юрта дрожит. Если дети играть выбегают во двор, Щиплет нос он и щеки им злою рукой; В армяке, в полушубке дубленом пастух Повернулся к холодному ветру спиной. Конь разбить безуспешно пытается лед, И голодный табун еле-еле бредет. Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы, Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот! Угоняйте на новое место табун, Не беда, если вам не придется поспать, Лучше вам с бедняками делиться скотом! Не давайте волкам средь степей пировать!
Анализ стихотворения:- Какое настроение отражает это стихотворение?- в чьем образе изобразил поэт зиму?- Как ты думаешь, какие чувства вызывает зима у автора?- Как это время года повлияло на быт народа?- Какие художественные средства использует Абай для создания зимней картины природы?
На окне, серебреном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах- небо ярко синее
И застреха снеговой пыли
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
И.А. Бунин
Словарная работа :Застреха – в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а так же брус, поддерживающий нижний край крыши.
Работа над стихотворением:1) проверка восприятия.- Какие чувства пробуждает у вас это стихотворение? Почему?- Какие картины вы себе представили?- Чем восхищается поэт?2) Анализ стихотворения: - Найдите строчки, в которых можно увидеть краски зимнего утра?- Почему поэт называет утро радостным и молодым?- Как вы понимаете выражение: «Золотится отблеск на окно….»? - Видели ли вы такую картину на морозном окне?- Какое настроение было у вас в это время?
Составление «Словаря настроений» : Восхищенное, радостное, печальное, торжественное, восторженное, очарованное, веселое, грустное, радужное, светлое, нежное, легкое, игривое, умиротворенное….
3293745-11684000Творческое задание:Сочинение на тему:
«Зимняя сказка».
Рефлексия:Красивое в природе привлекает любого человека. Мимо этого нельзя пройти равнодушно. Но чтобы увидеть и понять всю прелесть каждого мгновения жизни, надо быть внимательным, терпеливым, наблюдательным и чутким.
Домашнее задание:стр. 3-6 (Часть 2. Учебник по литературе) выразительное чтение и иллюстрирование понравившегося стихотворения.