Нарушение тембра голоса у детей с нарушениями слуха

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат I-II вида Костромской области».












«Нарушение тембра голоса у детей с нарушениями слуха»








Составитель учитель-дефектолог:
Кудрявцева Н.А.









Кострома
2015г.


Введение

Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми.
Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониаторы, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И.А., Митринович-Моджеевска А., Правдиной О. В., Рау Ф. Ф., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.
Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.
Для детей с нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса, приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса.
Отсутствие методики работы над голосом обуславливает невысокие результаты формирования голосовых умений у детей. Это определяет актуальность нашей работы [8].
Особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением.
Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость [2].
Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции. Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в процессе полноценного речевого общения. Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно полноценное речевое общение). Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать особенностями голоса глухих и слабослышащих [5]. Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра.
Ниже дано описание наиболее распространенных дефектов голоса и способов их преодоления. В каждом случае достигнутый результат должен быть закреплен путем различного типа голосовых упражнений, включая упражнения на материале слов и фраз.
К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие:
1.     Голос очень тихий, слабый, едва слышный.
2.     Голос крикливый.
К дефектам, связанным с нарушением нормальной высоты голоса, относятся следующие:
1.    Голос    слишком    высокий    или    слишком низкий,   не соответствующий возрасту ребенка.
2.    Голос фальцетный высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора.
3.    Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых гласных или согласных звуках.
К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:
1.    Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым.
2.   Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опущено и выдыхаемый воздух проходит через рот и нос.
3.   Голос хриплый.
4.   Голос сдавленный, скрипучий [4]. Гнусавый голос

Гнусавость - или излишняя назализация - недостаток, который исправляется с большим трудом, особенно если навык говорения "в нос" закрепился в произношении ребенка.
Гнусавость бывает двух видов: открытая и закрытая.
Открытая – когда выдох во время говорения происходит при всех звуках не только через рот, но и через нос. Открытая гнусавость может иметь различное происхождение: органическое и функциональное.
Органическая гнусавость связана с неправильной работой мягкого неба вследствие различных причин (парез или гипотония мышц мягкого неба).
Функциональный характер происхождения гнусавости связан с: вытягиванием шеи, напряжением мышц лица, дефектной работе дыхания при говорении и др.
Закрытая гнусавость возникает в случаях болезненных явлений в носоглотке (полипы и др.). Выдох происходит только через рот, носовой резонатор не работает. Звук глухой и несколько гнусавый.
При закрытой гнусавости необходимо лечение, после которого по согласованию с логопедом следует проделать носовые дыхательные упражнения и переходить во время пения к нормальному выдоху через рот и нос [6].
В случае неполной закрытой гнусавости вместо ма слышится мба или мпа. Слова самолет, мыло звучат соответственно как самболет, мбыло или самполет, мпыло. Вместо на звучит нда или нта. Слова нос, книга звучат соответственно как ндос, кндига или нтос, кнтига.
Это происходит потому, что мягкое нёбо поднимается при переходе к гласному звуку (закрывая проход воздуха в нос) не одновременно с размыканием губ, а несколько раньше (ма звучит как мба, на как нда), а в некоторых случаях прекращается вибрация голосовых связок перед размыканием губ (ма звучит как мпа, на как нта).
В случае полной закрытой гнусавости вместо ма слышится ба или па. Слова самолет, мыло звучат соответственно как саболет или саполет, было и пыло. Вместо на слышится да или та. Слова нос, книга звучат соответственно как дос, кдига или тос, ктига.
Дефект обусловлен тем, что для выдыхаемого воздуха проход в носовую полость закрыт (ма звучит как ба, на как да), а также и тем, что при этом не вибрируют голосовые складки (ма звучит как па,   на как   та).
В большинстве случаев закрытая гнусавость носит функциональный характер и является результатом неправильной работы мягкого нёба, которое оказывается в поднятом положении. Лишь в некоторых, единичных случаях закрытая гнусавость возникает на органической основе, нарушающей проходимость носа (аденоидные разращения, полипы, гипертрофический насморк и т.  п.).
Дефект носит грубый и очень распространенный характер. При этом следует заметить, что неполная закрытая гнусавость встречается значительно чаще (почти в 10 раз), чем полная. Дефект очень стоек и часто дает рецидивы [4]. Исправление гнусавости

При гнусавости необходимо обратиться к отоларингологу и выяснить, нет ли у ученика пареза мягкого нёба.
При открытой гнусавости полезны дыхательно-вокально-артикуляционные упражнения с активным действием артикуляционного аппарата для того, чтобы учащийся приобретал навык выдоха через рот, а также делал при выдохе несколько утрированный зевок (это уже раздел звукообразования). Такой зевок будет способствовать развитию мышц, управляющих нёбной занавеской [7].
При исправлении дефекта следует предложить ученику несколько раз энергично произнести слог па, выделяя последний гласный: папапа__.      Поднятое при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое положение и при а, благодаря чему голос очищается от носового тембра. В дальнейшем нужно выделить из слогов изолированное а. Так же необходимо отработать и произнесение других гласных. Кроме того, при исправлении рассматриваемого дефекта учителю надо воспроизвести гнусавый голос и приложить палец ученика к крылу носа. Ученик ощутит, что крылья носа при этом вибрируют. После этого необходимо указать ученику на то, что вибрации быть не должно, и в подтверждение воспроизвести нормальный голос.
Затем следует предложить ученику проделать то же, проверяя чистоту голоса  прикосновением  пальца  к носу.
Для контроля можно использовать виброскоп, который отмечает гнусавое произнесение гласного вспышкой неоновой лампочки.
Показать ученику в зеркале при широко открытом рте движение мягкого неба в момент громкого произнесения   гласного: а, а, а.
Если указанные приемы не приведут к цели, то в момент произнесения звука «а» надо легко прикоснуться пальцем (подушечкой) или шпателем к мягкому нёбу, которое при этом рефлекторно поднимается [4].
Открытая гнусавость при произнесении гласных звуков:
Для устранения гнусавости гласных следует воспользоваться приемами, которые были рекомендованы выше для коррекции гнусавого голоса.
Если ученик упорно смыкает корень языка с мягким нёбом и указанные приемы не приводят к цели, то при дефектном произнесении, например, гласного а следует нажать шпателем на спинку языка и таким образом устранить смыкание языка с мягким нёбом.
Разницу между чистым и гнусавым произношением гласного а (как, впрочем, и других гласных) дети могут уловить с помощью вибрационного контроля, приложив палец к носу. Открытая гнусавость вызывает заметную вибрацию крыльев носа. Эта вибрация может быть наглядно представлена с помощью виброскопа, сигнализирующего о появлении вибрации вспышкой неоновой лампочки (рис 1).
Рис.1
Обычно преодоление гнусавости гласного а служит хорошей базой для коррекции других гласных.
В том случае, если гласные произносятся гнусаво, при их коррекции следует учитывать соседство согласного. Наиболее выгодное положение гласного после звуков п, ф, ш, в, р (т. е. в слогах типа па, ф.о, ш..а, в..а, р..а), поскольку они произносятся с энергичным выдохом; в этом случае мягкое нёбо поднято, и эта позиция по инерции сохраняется на следующем за согласным гласном звуке. В упражнения необходимо включать слова типа папа, фартук, В..а в..а и т. п. (Приложение 1)
Наиболее невыгодным положением для гласного в случае устранения открытой гнусавости является его позиция после носовых м, н (т. е. в слогах типа ма, на, в словах типа мама, нога), которые произносятся при опущенном мягком нёбе, что распространяется и на следующий гласный. Неудачно также сочетание гласного и звука л, который нередко в соседстве с гнусавым гласным сам приобретает носовой оттенок.
Появление открытой гнусавости на гласных у маленьких учащихся нередко провоцируется упражнениями в протяжном произнесении изолированных гласных (а____ ), поэтому в подготовительном классе голосовые упражнения лучше проводить, исходя из сочетания гласного с такими согласными, как п, ф (типа папапа____, па___, фа___ и т. п.). Дефект грубый и стойкий [4].

Закрытая гнусавость при произнесении носовых звуков М, Н:
При устранении закрытой гнусавости во всех случаях используется по существу один и тот же прием.
Прежде всего глухому ученику надо дать послушать протяжное м. Ученик воспринимает на слух (пользуясь звукоусиливающей аппаратурой) произносимое учителем м и одновременно видит его артикуляцию, затем пытается воспроизвести м. Если это ему удается, проводятся упражнения по закреплению нужной артикуляции. Однако очень часто бывает так, что успешное произнесение изолированного м не является гарантией его правильного воспроизведения в слогах и тем более словах.
Если успех на основе подражания при слухо-зрительном восприятии не достигается, следует исходить из протяжного произнесения звука м; при этом нужно осуществлять контроль за вибрацией щек и крыльев носа с помощью прикасающейся к ним руки. Можно встретить детей, у которых получается нечто вроде м____б м____б м___б; нужно добиться того, чтобы ученик плавно тянул этот звук. Затем следует перейти к протяжному произнесению м в обратных слогах: ам___ (ом, ум и т. д.), а также в словах типа дом, костюм, семь, восемь (мы временно пренебрегаем мягкостью согласного м в двух последних словах, поскольку пользуемся твердыми согласными в качестве заменителей мягких). При этом следует заметить, что нередко глухой своеобразно произносит   слово дом: дом__б. Чтобы этого избежать, надо научить ученика снимать голос раньше, чем разомкнутся губы (Приложение 2), после того как он усвоит эту позицию звука, можно последовательно переходить  к позициям,  в которых м находится:  между гласными (ам__а, ам__а, ама, самолет), перед гласными  (ам__а, м__а, ма, мама, молоко), в стечениях с согласными (ам__па, ам__па, а__мпа,    лампа, арм__а, арма, форма). (Приложение 3)
Все сказанное применительно к звуку м полностью относится к звуку н. Путь исправления звука н совершенно такой же, как и описанный только что способ коррекции м.
Переходя к прямым слогам с носовыми м и н (ма, на и т. д.), следует помнить, что для этих звуков не безразличен соседний гласный. Наиболее невыгодное положение носовых перед гласными у и и. При правильном произнесении слов молоко, нога ученик может неверно произносить слова минус, минута, которые соответственно звучат как мбиндус, мбиндута. Поэтому во время проверки состояния произношения глухих школьников необходимо включать в речевой материал слоги му, ми, ну, ни и соответствующие слова (Приложение 4, 5).
Нередко появление закрытой гнусавости провоцирует положение носовых м, н после согласных (особенно с, ш, р) в словах типа карман, башмаки и т. п.
В этих случаях целесообразно прибегать к разложению трудно произносимых слов,   например: посмотрите,  пос м__о трите, см__о трите, посмотрите; форма, фор м__а, фор ма, форма.
При выполнении упражнений, направленных на закрепление правильной артикуляции носовых звуков м и н, следует использовать звукоусиливающую аппаратуру и осуществлять тактильно-вибрационный контроль с помощью приложенной к щеке и крылу носа руки.
Большую роль в ходе устранения закрытой гнусавости играет сопоставление носовых и ротовых звуков типа ам aп, ма па, самолет лопата, мама папа. Целесообразно также производить сопоставление соответствующих правильному и неправильному произношению слогов: ама ампа или амба, ana ампа ама [4].

Гнусавый оттенок при произнесении звука Л:
Звук л произносится с более или менее сильным носовым оттенком, т. е. гнусаво. Дефект грубый и очень стойкий. На его устранение уходит много времени. Этот недостаток обусловлен тем, что мягкое нёбо опущено. Гнусавость л часто сопряжена с его произнесением при широко раскрытом рте.
Чтобы устранить гнусавость, следует обратить внимание ученика на то, что воздух должен выходить через рот; во время демонстрации надо несколько утрировать силу выдоха. Одновременно важно показать, приложив палец к носу, что при чистом л крылья носа не должны вибрировать. Для контроля можно воспользоваться виброскопом. Если ученик слишком широко открывает рот, ему надо показать перед зеркалом правильную артикуляцию.
В упорных случаях следует исходить из глухого межзубного л.
Закрепляя правильное произношение л в слогах и словах, хорошо использовать сочетание данного звука с предшествующими п, ф (пла, плу; фла, флу; платок, флаг и т. п.), так как эти сочетания препятствуют соскальзыванию на гнусавое л или на н (Приложение 6,7 – электронный вариант) [4].

Гнусавый оттенок при произнесении взрывных глухих согласных П, Т, К:
Носовой призвук перед взрывными глухими согласными мп, нт, нк. В этом случае слова лото, рука звучат соответственно как донто, рунка.
Причиной дефекта является неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос). Наиболее часто страдает звук к; применительно к п и т этот дефект встречается сравнительно редко. Следует отметить, что дефект носит очень стойкий характер и требует к себе большого внимания. Опора на слух глухого ученика при устранении этого дефекта мало эффективна; поэтому вместе со слухом следует использовать тактильно-вибрационный контроль (палец,  приложенный к крылу носа) [4].

Гнусавый оттенок при произнесении взрывных звонких согласных Б, Д, Г:
Вместо звуков б, д и г слышатся сочетания мб или мп, нд или нт, нг или нк (при заднеязычном н), так что слово рыба звучит как рымба или рымпа, слово вода как вонда или вонта, слово нога как нонга или нонка. Дефект грубый, стойкий, дающий рецидивы.
В первом случае (мб, нд, нг) нарушается синхронность образования губной, или язычно-губной, или язычно-нёбной смычки и смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Запоздание смычки приводит к появлению носового звука. Во втором случае (мп, нт, нк) тот же недостаток осложняется размыканием голосовых складок в момент-смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Исправление указанных дефектов следует начинать также со звука б. В первом варианте дефекта задача сводится к тому, чтобы избавиться от носового согласного, предпосылаемого взрывному. Ученику надо указать на легкое раздувание щек, которое начинается одновременно с вибрацией гортани. Чтобы облегчить ученику достижение цели, иногда оказывается   полезным первоначально слегка зажимать нос пальцами.
Иногда недостаток устраняется, если показать ученику, прикладывая его палец к носу, что при нормальном произнесении звука б крылья носа не дрожат.
Существенную помощь может оказать виброскоп, датчик которого должен быть приложен к носу. Включение носового звука фиксируется зажиганием лампочки.
Различение правильного и неправильного произношения полезно подкреплять их буквенным обозначением (ба мба, аба амба, рыба рымба). Второй вариант дефекта указывает на отсутствие звонкого звука, замену его глухим, которому предпосылается носовой. В этом случае необходимо заново ставить звук б [4].

Гнусавое произнесение согласных звуков Ф и В:
Гнусавое (носовое) в. Причиной этого дефекта является неправильное участие носового резонатора в артикуляции; мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос.
Если нижняя губа образует плотную смычку с верхними резцами, а воздух проходит через нос, получается губно-зубное м. В этом случае слова восемь, девять звучат как мосемь, демять.
Открытая гнусавость на в (в и губно-зубное м). Это грубый дефект, резко отрицательно сказывающийся на разборчивости речи. Сравнительно часто встречается в произношении глухих.
Все дефекты воспроизведения звуков ф и в успешно устраняются одним и тем же приемом: одна рука ученика прикладывается к его шее в области гортани (таким образом контролируется работа голосовых складок), другая подносится ко рту (таким образом воспринимается сильная струя выдыхаемого воздуха, направленная косо вверх). При энергичном длительном произнесении ф или в ученик избавляется от их взрывного воспроизведения и устанавливает различие между ф и в по участию голоса [4].












Список литературы

Алмазова Е. С.Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной, М.: Айрис-пресс, 2005
Жук М. А. Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом. – СПб. 1999.
Новикова О.О., Шматко Н.Д. речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: «Советский спорт». 2003. – 68 с.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
Российский педиатрический журнал №3 2003
http://www.medicina-life.ru/rasstroistvo/890-smeshannaya-gnusavost-rhinophonia-mixta.html Смешанная гнусавость
http://www.tulamusic.ru/articles/200709vocaldefect/ Анна Симеонова Исправляем дефекты пения
http://www.erudition.ru/id.19261_1.html Третьякова М. Ю. Характеристика произношения дошкольников старшего возраста с нарушением слуха








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




 
·