Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Говорю красиво» (начальное общее образование)
Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом
Протокол от «__» __ 20__ г.
№ Утверждаю:
Директор СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
__________________С.В. Картунина
Приказ от «__» ___ 20 __г.
№ __
Адаптированная рабочая программа
по внеурочной деятельности «Говорю красиво»
(начальное общее образование)
Смородская И.Н., учитель-логопед
Рассмотрено на МО учителей, предметных областей искусство, технология и трудовая подготовка, физическая культура и ОБЖ
протокол № __ от «__» __20__ г.
руководитель МО _______________ В.Н. Климова Согласовано:
заместитель директора по УВР
«__» __20__ г.
____________А.Е.Степаненко
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Говорю красиво» реализуется в начальных классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга. Для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения.
По мере овладения упражнениями на занятиях отрабатываются четкие артикуляционные уклады, возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому, далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп и четкой, ясной дикции. Большое внимание в программе уделяется интонации. Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти. Для развития мелодико-интонационной стороны речи на занятиях используется маракас. Напоминающий самую первую игрушку погремушку - маракас - ребенок держит за ручку и трясёт. Этот музыкальный инструмент с пересыпающимися шариками внутри, издающий необычный шуршащий звук, способствует развитию у детей фонематического слуха (на начальном этапе работы), чувства ритма и музыкальной памяти, развивает координацию, слаженность и точность движений рук.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Обучающиеся, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
Упражнения дыхательной гимнастики применяются для развития речевого дыхания, которое является неотъемлемым компонентом четкого произношения звуков и дикции. Тренировка дыхание, развитие дикции, выразительного голоса, четкое и правильное произношение звуков для детей с нарушением речи и интеллектуальными нарушениями процесс трудоемкий, длительный.
Программа «Говорю красиво» дает школьнику реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.
Решение задач программы осуществляется линейно, от группы к группе задания усложняются. При работе по данной программе у воспитанников в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Для успешного обучения применяется метод игры, игровые приемы. Во время игры ребенок чувствует себя свободно. Игра снимает психологический и речевой барьер.
Цель программы: развитие у детей навыков грамотной и интонационно выразительной речи.
Задачи:
освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
способствовать пониманию устной речи окружающих;
уточнять и расширять словарный запас;
формировать практические навыки словообразования и словоизменения;
совершенствовать диалогические формы общения.
Принципы построения программы:
принцип гуманистической направленности (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия);
принцип системно – деятельностного подхода;
принцип дифференциации (учет речевых возможностей развития)
принцип доступности (учет возрастных особенностей);
принцип практичности (применение полученных речевых навыков в повседневной речи);
принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях);
принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях.
Оборудование: игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах, маракас, детские погремушки, пластилин, карандаши, деревянные палочки, веревочки, цветные нити, цветная бархатная бумага, мячи, пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, проекционная аппаратура, компьютерные презентации.
Формы работы:
занятия в логопедическом кабинете (индивидуальные, парные);
беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);
утренники, конкурсы чтецов (тематические).
Результаты программы
Предметными результатами: улучшение показателей по развитию всех сторон речи:
умение правильно произносить звуки;
правильное речевое дыхание;
умение различать устное и письменное общение;
понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
Личностные результаты:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, правильности, тактичности в данной ситуации;
объяснять базовые правила вежливого, уместного поведения людей при общении;
овладевать значимыми качествами эмоционального восприятия речи, воображения;
научится импровизировать;
полюбить процесс творчества.
Метапредметные результататы:
демонстрировать сформированность учебных действий;
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы.
Методы контроля и самопроверки:
наблюдение за успешным решением задач на протяжении всех занятий с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с детьми результатов деятельности;
проверка навыков чтения скороговорок и пословиц плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами и баснями;
беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
участие в конкурсах чтецов.
Содержание программы
Направления программы - общеинтеллектуальное направление, музыкальное.
Количество часов в год – 34.
В структуру занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия.
Программа состоит из 5-и блоков: 1-й «Введение; 2-й «Звуковичок»; 3-й – «Я познаю мир вокруг себя»; 4-й «Мир человека»; 5-й «Что мы умеем».
Формы организации занятий – учебный кабинет, конкурсы.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игры, игровые приемы.
Средства: музыкальные инструменты
1-й блок «Введение» - 6 часов
Роль речи в жизни людей. Основные требования к правильной речи. Виды речи. Устная и письменная речь. Развитие памяти. Игровое упражнение. Органы речи. Речевое дыхание. Игры, формирующие эмоциональную сторону речи. Экскурсия «Волшебница осень».
2-й блок «Звуковичок» - 10 часов
Неречевые звуки. Звукоподражания. Звуки речи. Артикуляция звуков. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. Формирование длительного речевого выдоха. Развитие высоты голоса.
На занятиях применяются мимические упражнения, для умения выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность. Активное использование наглядного материала, словесных игр. Метод импровизации при воспроизведение литературного текста, народных сказок, коротких рассказов. Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала.
3-й блок «Я познаю мир вокруг себя» – 9 часов
Игры и упражнения для продолжения развития фонематического восприятия, звуко– буквенного анализа и синтеза, расширения и активизации словарного запаса в тематических циклах: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники», «Дикие звери наших лесов и их детеныши», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран», «Перелетные птицы», «Насекомые».
4-й блок «Мир человека»- 7 часов
Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание). Составление рассказов: по серии сюжетных картинок; по одной сюжетной картинке; по предложенному началу; по заданному плану.
Тематические циклы: «Наш поселок», «Наше тело и уход за ним», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
5-й блок «Что мы умеем» - 2 часа
Инсценирование сказки «Теремок». Разучивание танца «Макарена».
Список литературы
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.,1985.
Козлянинова И.П., Черали Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
Коноваленко В.В. Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения.М.,2001
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.Санкт-Петербург, 2009
Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.
Муравьева Б.Л. От дыхания к голосу. Л.,1982.
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1959.
Чарели Э.М. Культура речи. Свердловск 1990.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
Календарно - тематическое планирование
К программе внеурочной деятельности «Говорю красиво»
Введение- 6 часов
№ Тема Игры и упражнения Количество часов Дата
1 Речь. Виды речи. «Как Винни-Пух нашел дорогу в школу» 1 2 Органы речи Речевая подвижная игра «Найдем хозяина», сказка о «Веселом язычке» 1 3 Речевое дыхание “Задуй свечу”, “Мыльные пузыри”, “Больной зуб”, “Капризуля”, “Колыбельная”. 1 4 Речь и движение «Часики», «Кот –хвастун», «Эй, ребята, что вы спите?!» 1 5 Речь и интонации «Какой мальчик говорит?», «Прочитай письмо» 1 6 Экскурсия «Волшебница Осень» «По листочкам мы ходили», Паровоз привез нас в лес», «Деревцо» 1 «Звуковичок» - 10 ч.
7 Неречевые звуки. Звукоподражания Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру. «Кто это?», «По звуку угадай предмет, транспорт»,
«Каждый день, каждый день делаем зарядку…» 1 8 Звуки речи. Артикуляция звуков. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. Сказка первая о «веселом» язычке «Домашняя».
Упражнения дыхательной гимнастики « Снег».
«Школа радистов»Д/и «Зайчик» 1 9 Высота, громкость, тембр голоса. Ритм. Темп речи. Танец, марш «Дудочка», «Солисты», «Передай телеграмму», отхлопать ритм скороговорки: «от топота копыт пыль по полю летит». Д/и «Походка». 1 10-11 Развитие мелодико-интонационной стороны речи с помощью маракасов «Отхлопай ритм», стихи с движениями, «Вверху- внизу», «Сколько взмахов- столько букв», «Походка», «Ритмический диктант» 2 12-13 Скороговорки, чистоговорки, загадки Разучивание скороговорок, чистоговорок, отгадывание загадок. Д/и «Море» 2 14 Веселая геометрия Обобщение знаний о геометрических фигурах, приемы работы с линейкой. 1 15-16 Пальчиковый театр «Расскажи сказку» Озвучивание сказок-шумелок. 2 «Я познаю мир вокруг себя»- 9 ч.
17 Овощи Игры: «Чудесный мешочек»; «Один - много»; «Назови ласково»; «Что пропустили»; «Поваренок» (приготовить словесный салат из овощей). 1 18 Фрукты «Загадки Зайца»; «Один - много»; «Назови ласково»; «Что убрали»; «Чудесный мешочек» «Разрезные картинки» ; «Чего не хватает». 1 19 Деревья и кустарники «Обведи по контуру», д/и «Деревья», «Я по веточкам шагаю», «Что у нас , а что в лесу» . Считалка «У реки росла осина..» 1 20 Дикие звери наших лесов. «Мы картиночки берем», «Какой?», «Кто где живет?», «Обведи по контуру», «Танграм- силуэт лисы». Д/и «Детеныши». 1 21 Домашние птицы «Сердитая гусыня», «Испуганный утенок», «Найди птенцам маму», «Для кого корм? «(предлог «для»: для курицы, для индюка). 1 22 Домашние животные «Мы с картинками играем», «Кто как кричит», «У кого кто?», «Монгольская игра» 1 23 Животные жарких стран «Что у кого», «Обезьянки-кривляки», Четкость дикции: «За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам». 1 24 Животные холодных стран «Кто кого кормит», «Кто около?», «Танграм». 1 25 Перелетные птицы «Чем питаются птицы», «Объясни слова», «Перелетные птицы». 1 «Мир человека»- 7 ч.
26 Наш город. Адрес «Я по домикам шагаю», «Наша улица» 1 27 Наше тело и уход за ним «Что у Тани, а что у детей», «Будь внимательный», «Найди хозяина». 1 28 Одежда «Скажи наоборот», «Одеваемся на прогулку», «С чем предмет» 1 29 Мебель «Играем со стульчиками», оригами «Стол, стул- мебель» 1 30 Посуда «Сделай и расскажи», «Сосчитай слоги», «С чем чайник?» 1 31 Продукты питания «Объясни слова», «Что это?», «Магазин» 1 32 Транспорт «Объясни слова»,п/р «Машина» 1 33-34 Что мы умеем Сказка «Теремок» 2