Адаптированная рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(«Окружающий мир») начальное общее образование 4 класс (для учащихся с нарушением интеллект
Ростовская область
р.п. Усть-Донецкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ №2
Приказ от___________№_____
__________С.А. Лисицына
Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(«Окружающий мир»)
начальное общее образование
4 класс
(для учащихся с нарушением интеллекта)
Количество часов:35
Учитель: Карлова О.Н.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и реализуется средствами предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В. В. Воронковой. Москва. «Просвещ 2015-2016учебный год
I. Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с нарушением интеллекта ( учащегося 4 а класса Радченко Александра) вводится с целью социальной адаптации учащегося согласно ст.79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (заключение №28 от 14.04.15): обучение по программе начального общего образования, адаптированной для детей с нарушениями интеллекта, 4класс.Рабочая коррекционная программаVIIIвида предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В. В. Воронковой. Москва. «Просвещение»2010г. Программа предусмотрена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по программе (специального) коррекционного образовательного учреждения VIII вида для детей с нарушениями интеллекта в МБОУ УДСОШ №2 .
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цель: развивать и направленно исправлять дефекты общего и речевого развития детей, их познавательную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
Формирование и отработка различных речевых умений.
Коррекционно-развивающие:
Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Развитие показательной деятельности учащихся;
Развитие мышления.
Воспитательные:
Воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
Воспитание ответственного отношения к природе и окружающему миру;
Воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету.
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и системности в обучении.
4. Принцип научности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип наглядности обучения.
7. Принцип активности и сознательности.
8. Принцип прочности усвоения знаний
9. Принцип индивидуализации обучения.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.
II.Общая характеристика учебного предмета
Содержание дисциплины «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» опирается на знакомые объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы ребенка, с интеллектуальной недостаточностью его потенциальных возможностей.Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий). Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости; активно участвовать в беседе; связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений; выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила дорожного движения. Учащиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы; правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
4 класс
Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.III.Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35часов: 1 час в неделю.
IV .Содержание учебного предмета
№ п/п Наименование раздела, тема Всего часов Количество часов, отводимых на работы практического характера, экскурсии Количество часов, отводимых на работы контрольного характера
1 Сезонные изменения в природе 9 ч. 2ч 1ч
2 Где мы живем. 6 ч. 2ч Тест
3 Природа. 15 ч. 5ч 1ч
4 Здоровье и безопасность. 5 ч. 2ч 2ч
Итого 35 ч 11 ч. 5 ч.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ Тема раздела, программы
Тема урока Кол-во
час. Тип урока Основные виды деятельности Виды контроля за уровнем усвоения Планируемый
результат Дата проведения
План Факт
1. Как ты провел лето? 1 Комбинированный Беседа. Работа с загадками, с сюжетными картинками. Фронтальный опрос Уметь рассказывать о своем времяпровождении, увлечениях. Знать признаки лета. 02.09 2. Начало осени. Сбор урожая. 1 Ознакомление с новым материалом Работа с сюжетными и предметными картинками. Наблюдение. Игра «Что это за овощ?» Рассказ-описание Уметь связно высказываться по теме. Знать признаки осени, знать какие овощи собирают осенью 09.09 3. Овощи, фрукты, ягоды 1 Комбинированный Работа с загадками. Игра «Нарисуй». Составление рассказа-описания. Рассказ-описание Уметь называть и характеризовать овощи, фрукты и ягоды. Знать название овощей фруктов и ягод. Уметь их отличать. 16.09 4. Грибы 1 Комбинированный Работа с предметными картинками. Беседа. Составление рассказа-описания. Рассказ по графической схеме Уметь составлять рассказ – описание. Знать несъедобные грибы. 23.09 5. Сезонные изменения в природе: сентябрь.Экскурсия1 Ознакомление с новым материалом Наблюдения. Составление предложений. Активизация словарного запаса. Фронтальный опрос Уметь самостоятельно наблюдать за признаками осени, составлять короткий рассказ по опорным словам. Знать осенние месяцы. 30.09 6.
Полевые растения: рожь, кукуруза, овес.
Полевые растения и их использование. 1
Ознакомление с новым материалом
Работа с предметными картинками. Беседа Практическая работа с гербарием (характеристика злаков).
Упражнение в словообразовании. Составление рассказа-описания. Практическая работа
Тест Уметь рассказывать о полевых культурах, различать их, устанавливать сходства. Знать название полевых растений. Знать сходства и различия полевых культур. 07.10
7.
Город
Поведение в городе. Село, деревня. 1 Ознакомление с новым материалом Работа с сюжетными картинками. Беседа. Составление предложения по картинке Уметь рассказывать об отличительных особенностях населенных пунктов. Знать название города, в котором живешь. 14.10 8. Село, деревня. 1 Комбинированный Диалог. Развитие пространственной ориентировки через работу со схемами города, опознавательные знаки. Фронтальный опрос Уметь составлять рассказ о городе. Знать основные отличительные особенности города от других населенных пунктов. 21.10 9.
Время года: осень.Октябрь – середина осени.
1 Контроль ЗУН Беседа. Составление рассказа по картинкам. Проверочная работа Уметь составлять рассказ о погоде осенью. Знать сезонные изменения. 28.10 10 Разнообразие животных в природе 1 Ознакомление с новым материалом Составление рассказа-описания. Игра «Узнай животное». Беседа. Составление сказки «Айболит» Уметь составлять рассказ-описание. Знать и различать виды животных. 11.11
11
Комната и ее основные параметры.Мебель. Уход за мебелью. 1 Ознакомление с новым материалом Работа с предметными картинками. Составление рассказа.
Закончить фразу, задать вопрос. Практическая работа по мытью посуды. Карта «Я убираю комнату» Практическая работа Уметь рассказывать о своей комнате, как убираться в ней. Знать основные части комнаты, виды интерьера.Уметь ухаживать за мебелью. Знать виды мебели и ее назначение.
18.11
12 Посуда и уход за ней. 1 Ознакомление с новым материалом Беседа. Дид. игра: «Четвертый лишний». Практическая работа по уходу за посудой. практическая работа Называть и характеризовать виды посуды, знать средства по уходу за ней. 25.11 13 Охрана здоровья и отдых зимой. 1 Комбинированный Работа с иллюстрациями. Составление рассказа. Загадки. Фронтальный опрос Уметь составить режим дня, активно участвовать в беседе по теме. Знать и уметь планировать свой отдых и труд. 02.12 14
Зимняя экскурсия: декабрь.Зима - начало года.
1
Ознакомление с новым материалом
Наблюдения. Игры, опыты.
Рассказ – беседа
«С кем дружит ель» Коллективное чтение. Рассказ по картинкам Уметь отметить сезонные изменения в природе зимой. Знать зимние явления природы.
09.12
15 Труд людей зимой 1 Контроль ЗУН Чтение. Работа над поговорками, загадками Рассказ по картинкам Уметь рассказывать о труде людей в зимний период. Знать профессии. 16.12 16
Декабрь - первый зимний месяц.
Термометр.
Одежда зимой. 1 Комбинированный Наблюдение за природными явлениями. Дидактическая игра: «Бюро погоды», игра «Знакомство»
Дидактическая игра «Одень куклу». Составление рассказа - обоснования. Рассказ-рассуждение
практическая работа Уметь называть и характеризовать явления природы в декабре. Знать зимние месяцы.Уметь определять температуру по термометру. Знать правила безопасного пользования термометром.Учить одеваться по погоде. Знать названия видов зимней одежды. 23.12
17
Домашние животные: корова
Домашние животные: лошадь 1 Комбинированный Составление рассказа – описания. Работа с сюжетными картинками. Рассказ-описание Уметь называть и классифицировать домашних животных. Знать о пользе коровы и лошади. 13.01
18
Дикие животные: олень
Дикие животные: лось. 1 Комбинированный Составление предложений по картинкам. Составление рассказа – описания. Рассказ-описание Уметь называть и классифицировать диких животных. Знать о жизни оленей, лосей. 20.01 19
Хвойные растения зимой.Ель и сосна как представители хвойных деревьев. 1
Ознакомление с новым материалом
Сравнение сосны и ели. Рисование, составление предложений.Составление рассказа-описания. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра «Мозайка» Тест. Рассказ-описание Уметь называть изменения в растительном мире зимой. Знать названия хвойных растений зимой.Уметь рассказывать о дереве, выделяя его особенности. Знать какие деревья называют хвойными. 27.01
20
Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Февраль – месяц метелей и вьюг.Экскурсия. 1
Ознакомление с новым материалом
Наблюдения. Игры, опыты.Беседа, работа по иллюстрациям составление и дополнение предложений. Фронтальный опрос Составлять предложения и короткий рассказ на основе наблюденийУметь составлять рассказ о феврале, описывая природные особенности месяца. Знать о приметах февраля. 03.02
21 Труд людей зимой: профессии 1 Комбинированный Беседа. Работа с загадками. Составление рассказа по вопросам. Рассказ-рассуждение «Я хочу стать…» Уметь составлять рассказ о профессии по вопросам. Знать о труде людей зимой, различать некоторые профессии. 10.02 22 Режим школьника 1 Ознакомление с новым материалом Составление режима дня школьника. Практическая работа Знать как составлять режим дня. Активное участие в беседе. 17.02 23 Одежда, обувь. 1 Комбинированный Беседа работа по картинкам. Составление предложений Рассказ-описание Уметь различать виды обуви и одежды. Знать как ухаживать за обувью и одеждой. 24.02 24
Домашние птицы: гусь
Домашние птицы: индюк. 1 Комбинированный Ответы на вопросы.
Зарисовка. Составление рассказа – описания. Рассказ-описание Уметь составлять рассказ-описание. Знать о пользе гуся и индюка. 02.03 25
Дикие птицы: лебедь.
Дикие птицы: гусь. 1 Комбинированный
Ответы на вопросы.
Зарисовка. Составление рассказа – описания.
Чтение, ответы на вопросы, сравнение лебедя и гуся. Рассказ-описание Уметь составлять рассказ-описание. Знать о жизни диких птиц.
Знать отличия дикого гуся от домашнего. 09.03
26 Зимующие и перелетные птицы 1 Контроль ЗУН Пересказ. Работа с картинками. Работа с деформированным текстом. Проверочная работа Уметь сравнивать и классифицировать птиц. Уметь составлять рассказ – описание по плану. Знать и уметь различать птиц. 16.03 27 Комнатные растения 1 Ознакомление с новым материалом Практическая работа по уходу за растениями. Работа с сюжетными картинками. Практическая работа Уметь выращивать комнатные растения. Знать части растений. 30.03 28 Вредные и полезные насекомые: 1 Ознакомление с новым материалом Описание насекомых по образцу. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Рассказ-описание по образцу Уметь сравнивать и классифицировать насекомых. Знать о пользе и вреде насекомых. 06.04 29 Рыбы. Земноводные. 1 Ознакомление с новым материалом Составление рассказа-описания. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Описание земноводных по плану. Рассказ-описание Уметь участвовать в беседе о рыбах. Знать и различать виды рыб. Уметь составлять несколько предложений о земноводных. Знать и различать виды земноводных.
13.04 30 Весна в апреле. Середина весны – апрель.Экскурсия. 1 Ознакомление с новым материалом Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений.Наблюдениебеседа.Составление рассказа по серии картинок.
Фронтальный опрос Уметь отметить изменения в живой и неживой природе. Знать основные природные явления и уметь их характеризовать.
20.04 31
Все мы – звенья одной цепи
Человек-часть природы 1 ознакомление с новым материалом Дидактическая игра«Хорошо-плохо». Составление предложений, ответы на вопросы. Рассказ-рассуждение «Как сберечь природу родного края?» Уметь сделать вывод и обобщение. Уметь составлять рассказ-рассуждение по опорным вопросам. Знать о звеньях природы. 27.04
32
Как я познаю окружающий мир
Здоровье человека 1 Комбинированный Наблюдения, опыты, сравнения.Рисование плаката о вреде курения. Чтение, беседа. Практическая работа
Плакат «Я против курения!» Активное участие в беседе на предложенную тему. Знать что такое окружающий мир.Уметь анализировать ситуации, делать выводы о пользе здорового образа жизни. Знать правила личной гигиены. 04.05
33 Сезонные изменения в природе
Экскурсия. 1 ознакомление с новым материалом Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. Фронтальный опрос Уметь отметить изменения в живой и неживой природе. Знать основные природные явления и уметь их характеризовать. 11.05 34
Наше питание
Наш сон 1 Комбинированный Чтение. Дидактическая игра «Веселый, грустный зубик». Знакомство с основами здорового питания. Составление меню. Меню завтрака, обеда, ужина.
Проверочная работа Знать и уметь составлять рацион питания на день. Знать органы человека.Уметь рассказывать о пользе сна. Знать что такое режим сна. 18.05
35
Труд людей весной
Май- конец весны 1 Обобщение и систематизация знаний Чтение. Работа над поговорками, загадками
Составление рассказа, основываясь на свои наблюдения за природой. Контрольная работа Уметь рассказывать о труде людей в весенний период. Знать что такое посевные работы.
Уметь обобщать и рассказывать о природных явлениях. 25.05
VII. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Программа для коррекционных общеобразовательных школ 8 вида.
Узорова, О. В. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель-Аст,2007.-222.
Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида: Методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2004. – 176 с.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».
М.: Вако, 2004.
Худенко Е.Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 4 класс. –М.: АРКТИ,2006. – 160 с.: ил.
Мариничева , О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать : времена года. /Популярное пособие для родителей и педагогов. О. В. Мариничева, Н.В.Елкина, худож.: Г.В. Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития, 2006.-192 с.: ил.
Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи: Практическое пособие для воспитателей ДОУ //Авт.- сост. Аджи А.В.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006-333 с.
Таблицы к темам: «Тело человека», «Времена года», «Заповедники и зоопарки», «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Зимние забавы», «Виды обуви» «Виды одежды», «Виды посуды», «Транспорт», «Лиственные и хвойные деревья», «Береги природу», «Правила дорожного движения», «Овощи».Иллюстрации учебника.
VIII. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся
Критерии оценки результатов для учеников владеющих речью .Оценка "10-9" ставится:
если ученик выполняет все задания на уроке правильно- самостоятельно под контролем учителя.
- Оценка "7-8" ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя.
Оценка "6-5" ставится:
- если ученик выполняет задания самостоятельно под контролем учителя и в работе имеется 4-5 негрубых ошибок;
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка "4-3" ставится:
- если ученик выполняет задания на основе совместных действий с педагогом.
Критерии оценки для учеников не владеющих речью.
Ученики не владеющие речью оцениваются исходя из психофизических возможностей ученика и его деятельности в процессе данного урока.
Лист коррекции
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу Вид коррекции (совмещение, использование резерва) Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ УДСОШ №2
От_29.08.15г__№1_______
Председатель методического совета
______________Л.В. ЯнченковаСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Н.Д.Кудина____________.2015г.