Деятельность педагогического коллектива МБОУ Лицей г.Абдулино по развитию одаренных и высокомотивированных учащихся


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»

461742, Оренбургская обл., г.Абдулино, ул.Школьная, д.35
тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: 12_ou06@mail.ruДеятельность педагогического коллектива МБОУ «Лицей г. Абдулино»
по развитию одаренных и высокомотивированных учащихся
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - писал Василий Александрович Сухомлинский.
Нельзя не согласиться с этими словами. Действительно, любому современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором. А чтобы воспитать такого человека, педагогу необходимо приложить максимум усилий и стараний, стать мастером своего труда, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей является важнейшей задачей всего педагогического коллектива нашей образовательной организации.
Педагогический коллектив лицея работает над проблемой: «Совершенствование условий для успешной самореализации учащихся и педагогов в рамках внедрения стандартов второго поколения».(слайд)
В лицее работают 42 педагогических работника образовательный уровень которых составляет 88,2%, категорийный 100%. На сегодняшний день обучаются 554 учащихся в 25 класс-комплектах.(слайд)
Сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Каждый человек одарен по-своему, помочь ему найти свое поприще, где он сможет применить свои природные склонности забота каждого учителя лицея.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или иной деятельности.
В лицее создана нормативная база по работе с одаренными детьми ( на слайд)
Закон об образовании
Программа развития МБОУ "Лицей г.Абдулино" на 2012-2017 гг.;
Основная образовательная программа начального, основного и общего образования
Учебный план на 2013-2014 учебный год Программа «Деятельность педагогического коллектива по развитию одаренных и высокомотивированных учащихся на 2012-2017 гг."; Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; Положение о школьной научно- практической конференции;
Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихсяПоложения по российским, областным, районным и школьным олимпиадам; Положения по российским, областным, районным и школьным конференциям; Положения по российским, областным, районным и школьным конкурсам; Областная программа «Одаренные дети».
Изданы приказы: (слайд)
«Об организации научно-методической работы в 2013-2014 учебном году» № 91 от 01.09.2014г
«Об утверждении учебного плана и учебных программ на новый учебный год» №88 от 26.08.2014г
«О проведении школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году.» №116 от 19.09.2014г
«Об итогах школьного этапа Всероссийских предметных олимпиад» № 124 от 20.10.2014г
В лицее функционируют две программы по работе с одаренными детьми
- Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» на 2010-2015г.
- «Деятельность педагогического коллектива по развитию одаренных и высокомотивированных учащихся» на 2012-2017г; в программах отражены:- основные направления работы с одаренными деться, формы выявления одаренных детей, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми, основные формы внеурочной образовательной деятельности, организация исследовательской работы учащихся, ожидаемые результаты, план реализации программы. Материально-техническая база лицея постоянно пополняется и позволяет вести учебно-воспитательный процесс на хорошем уровне.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися и принципы работы с одаренными детьми в лицее отражены на слайде.
Методическое обеспечение системы работы
с одаренными учащимися в лицее (слайд)
Направление деятельности Содержание
Организационно-методическое обеспечение 1. Создание целевого методического объединения лицея по проблеме работы с одаренными и высоко мотивированными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в лицее.
4. Изучение, обобщение опыта работы педагогов.
5. Консультативная помощь в организации персональных страничек педагогов лицея с учебными материалами для учеников в информационной системе.
5. Мониторинг работы системы.
Принципы работы с одаренными детьми: (слайд)
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.- Принцип развивающего обучения.- Принцип добровольности.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы лицея, является методическая работа.
Основной целью которой является: «Формирование высоко профессионального коллектива способного к результативному обучению и воспитанию». (Слайды по кадрам)
У каждого педагога лицея создана индивидуальная образовательная программа, которая предусматривает работу по самообразованию, работу с учащимися, написание проектов, разработку методических рекомендаций, освоение новых технологий и т.д. Ежегодно более 30% педагогов проходят курсовую подготовку на аттестационных и проблемных курсах. И этот год не является исключением 42% педагогов прошли обучение на различных курсах. 3 педагога проходят профессиональную переподготовку.
Педагоги лицея пишут мини исследования, участвуют в конкурсах, размещают свой опыт в сети Интернет.(Современный урок, Молодежный чемпионат г Пермь по предметам. Интернет педсоветы и тд).. Участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», 12 педагогов получили сертификаты федерального уровня «Учитель цифрового века» за прошлый учебный год. Учителя лицея участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
На протяжении двух последних лет педагоги лицея представляют свой опыт работы на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме «Системные обновления современного образования «Миф или реальность»?
В марте 2013г. Педагоги Кондрашова Н .А., Резаева О.В., Райчук Н.В. обобщали опыт своей работы с одарёнными учащимися на региональной научно-практической конференции «Стандартизация Российского образования». Тема стендового доклада «Система работы с одарёнными детьми как одно из условий реализации ФГОС». В 2014 году с докладом «Проектно-исследовательская деятельность по краеведению в рамках современного урока географии» выступила Калмыкова О.В.
В нашей ОО ведется мониторинг деятельности каждого учителя, практикуется проведение диагностик, что позволяет организовать методическую работу так, чтобы обеспечить рост педагогического мастерства и, как следствие, высокое качество образования.
В лицее выстроена система работы с учащимися мотивированными на хорошие результаты. Ежегодно становятся победителями и призерами олимпиады именно те учащиеся, которые посещают кружки, клубы по интересам, секции, учатся в очно-заочных школах, участвуют в международных, областных, Всероссийских, ВУЗовских олимпиадах, конкурсах, конференциях.
1 этап (школьный) Олимпиады самый массовый, поэтому этому этапу в школе уделяется большое внимание.
В 2014-2015 учебном году данный этап был организован с 6 октября по 15 октября. Приняло участие на данном этапе с 5-11 класс 1250 человек, что составляет на каждого ученика 4,2% предмета. Интерес к данному мероприятию растет и количество участников увеличивается. Особенно массовое участие было по таким предметам: русский язык, математика, обществознание, физическое воспитание. В олимпиадах по всем предметам приняло участие около 90% учащихся лицея. Итоги школьного этапа Всероссийских предметных олимпиад подведены, издан приказ, комплектованы команды для участия на муниципальном этапе Всероссиских предметных олимпиад и начата работа по подготовке. В соответствии с письмом министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014г 301-23/5153 «О подготовке школьников к участию в олимпиадах 8 учащихся лицея включены в региональный банк участников тьютерской подготовки по таким предметам: математика, русский язык, литература, физика. Химия, география, обществознание, и согласно расписания начались индивидуальные занятия с преподавателями ОГУ, ОГПУ.
Лицей ежегодно лидирует в районных предметных олимпиадах. В 2011-12 учебном году учащиеся заняли 41-призовое место; в 2012-2013 учебном году-51 призовое место; в 2013-2014 учебном году 50 призовых мест. ( слайд сравнительный анализ муниципального этапа олимпиад) Достойно выступают учащиеся лицея на Всероссийских предметных олимпиадах регионального уровня по предметам, например, 2011год - 3 призовых места, 2012г - 7 призовых мест, 2013-6 призовых мест, 2014г- 7 призовых мест
Число участников конференции разного уровня ежегодно растет. Ежегодно успешно выступаем на:
Научно – практической конференции им. Д. И. Менделеева
Научно- практической конференции « Наше будущее- наука XXI века»
Областной научной конференции «Университетские школы»
Становятся победителями и призерами таких конкурсов как:
Молодежный чемпионат по географии, химии, математике, биологии. Обществознанию г Пермь
Игра –конкурс «Кит»,»Золотое руно», «Эврика»,
Конкурс «Мир глазами детей»
Областная дистанционная многопредметная олимпиада «Поколение 21 века»
и другие
На протяжении многих лет в нашей образовательной организации реализуется на старшей ступени обучения физико- химический профиль, который пользуется спросом у учащихся и родителей. Физика, химия, математика, преподается на профильном уровне. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения играет положительную роль в работе с одаренными детьми. Углубленное изучение профильных предметов способствует формированию у уч-ся высокой готовности к итоговой аттестации по профильным предметам, профессиональной ориентации учащихся в области физики, химии и математики.
В течение всего учебного года ведется системная работа по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Реализуется программа по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Высокомотивированные учащиеся занимаются в ресурсных центрах. Например, две выпускницы набрали 100б.( Скобелева Елена с 7-11 класс была победителем муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад и с 9 класса призером регионального этапа и на ЕГЭ по русскому языку набрала 100б и Дурова Т – учитель Яковлева З.Г.) В целом по результатам ЕГЭ можно отметить:
2011-2012;2012-2013 - средний тестовый балл по всем предметам выше районного и регионального; за 2013-2014уч год - средний тестовый балл по пяти предметам выше районного и регионального;
Результаты итоговой аттестации подтверждаются при трудоустройстве выпускников - из 22 выпускников 2014 года 19 поступили в высшие учебные заведения.(слайд трудоустройство выпускников за 3 года)
Дополнительное образование, представленное в лицее, позволяет создать условие для самореализации личности учащихся в различных сферах полезной деятельности и продолжить направленность учебных образовательных программ.
Программа дополнительного образования включает следующие направления:
Физико-химическое, естественно-научное, художественное, техническое.
Музыкальное, спортивно-туристическое.
Формы организации различны: кружки, малые научные общества, секции, студии.
Отрадно то, что в конкурсах, конференциях, олимпиадах последние 2 года активно и результативно выступают учащиеся начальных классов.
В лицее из 25 классов комплектов 11 начальные классы. В целях создания оптимальных условий для выявления и поддержки одарённых, талантливых учащихся младшего школьного возраста в нашей оо ведётся целенаправленная работа. Ежегодно учащиеся принимают активное участие становятся победителями и призёрами в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, научно-практической конференции. В 2014-15 уч.г. приняло участие 140 учащихся 2-4 классов. 41 ученик стали победителями школьного этапа. 16 заявлены на муниципальный этап.
Таким образом, выявление и обучение одаренных детей представлены в лицее единой системой: программа «Одаренные дети», организация научно-методической работы, материалы для профессионально- личностной подготовки педагогов, разнообразные диагностики одаренности, опыт работы учителей предметников. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми- деятельность научных исследовательских обществ, различных творческих объединений, художественных театральных студий, деятельность летних творческих лагерей, спортивно-туристических объединений и т.д. Последним ярким примером является победа наших учащихся на Чемпионате Оренбургской области по велотуристическому многоборью на дистанции мастеров.
Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным. Поэтому педагогам необходимо формировать у учащихся моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. Что в таком мире человек будет вынужден выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать – это постоянно реализовывать свой потенциал.