Рабочая программа по Экономике для НПО и СПО 155 часов
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования Ростовской области
Профессиональное училище № 38
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ НПО РО ПУ №38
_________________ Борзенко А.В.
«1» сентября 2014 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.13 Экономика
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
43.01.02 Парикмахер
Шахты
2014
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
методической комиссией Зам.директора по МР
образовательный дисциплин В.И.Симбирская/_______
протокол №___от «__»_______2014 г. «___»__________2014 г.
Председатель МК
Л.В.Райтаровская/___________
Программа учебной дисциплины Экономика разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №303-1180) и примерной учебной программы, одобренной ФГУ (Федеральный институт развития образования) 10 апреля 2008 г. и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.02 Парикмахер.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №38 (ГБОУ НПО РО ПУ №38) г. Шахты, Ростовской обл., пр. Победа Революции, 111 а.
Разработчик:
Санжиева Евгения Сергеевна – преподаватель общественных дисциплин первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.13 Экономика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Экономика является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.02 Парикмахер.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен:
знать/понимать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 201 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 155 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
201
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
155
в том числе:
контрольные работы за счет обязательной аудиторной нагрузки
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
Написание реферата.
Поиск и систематизация информации с использованием интернет ресурсов по заданной теме.
Работа с дополнительной литературой.
Проработка учебной литературы и составление плана конспекта по изучаемой теме.
Выполнение домашнего задания как письменного, так и устного.
Составление и заполнение таблиц по изучаемой теме.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.13 Экономика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Содержание учебного материала.
1
Содержание дисциплины
1
1
Раздел 1. Экономика и экономическая наука.
27
Тема 1.1. Основные экономические проблемы.
Содержание учебного материала
4
2
Понятие экономики
1
3
Экономические потребности
2
4
Экономические ресурсы
2
5
Глобальные проблемы экономики
2
Лабораторная работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой
2
Тема 1.2. Факторы производства и факторные доходы.
Содержание учебного материала
7
6
Факторы производства.
2
7
Заработная плата, формы оплаты.
2
8
Поощрительные системы оплаты труда.
2
9
Прибыль, ее структура.
2
10
Планирование прибыли.
2
11
Рентабельность, понятие ренты.
2
12
Научные подходы к категории процент, основные теории происхождения процентов.
2
Лабораторныеработы
-
Практические занятия
-
13 Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
Подготовить реферат на одну из тем:
«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли», «Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»
2
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость.
Содержание учебного материала
4
14
Экономический выбор.
1
15
Стоимость, ее виды.
2
16
Альтернативная стоимость.
2
17
Метод научной абстракции.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Тема 1.4. Типы экономических систем.
Содержание учебного материала
5
18
Традиционная экономика.
2
19
Рыночная экономика.
2
20
Командная экономика.
2
21
Смешанная экономика.
2
22
Участие государства в хозяйственной деятельности.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа
Подготовить реферат на одну из тем:
«Экономические кризисы в истории России»
«Россия на рынке технологий»
2
Тема 1.5. Собственность и конкуренция.
Содержание учебного материала
3
23
Понятие и виды собственности.
2
24
Конкуренция.
2
25
Антимонопольная политика.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольная работа
-
Тема 1.6. Экономическая свобода, обмен
Содержание учебного материала
2
26
Понятие экономической свободы.
2
27
Понятие, значение, виды обмена.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
28 Контрольная работа
1
Раздел 2. Семейный бюджет.
12
Тема 2.1. Семейный бюджет.
Содержание учебного материала
6
29
Семейный бюджет.
1
30
Источники доходов семьи.
2
31
Статьи расходов.
2
32
Личный доход.
2
33
Сбережения населения.
2
34
Страхование.
2
Лабораторная работы
-
Практические занятия
-
35 Контрольные работы
1
Самостоятельная работа
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой
3.Составить бюджет семьи
3
Тема 2.2. Рациональный потребитель.
Содержание учебного материала
4
36
Суверенитет и рациональность потребителя.
1
37
Потребительское равновесие.
2
38
Эффект дохода.
2
39
Бюджетная линия потребителя.
2
Лабораторныеработы
-
Практические занятия
-
40 Контрольная работа
1
Раздел 3. Рыночная экономика.
42
Тема 3.1. Рыночный механизм.
Содержание учебного материала
9
41
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.
1
42
Закон спроса.
2
43
Факторы, влияющие на спрос.
2
44
Функции спроса.
2
45
Закон предложения.
2
46
Концепция равновесия и его устойчивость.
2
47
Эластичность спроса.
2
48
Эластичность предложения.
2
49
Рыночные структуры.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольные работы
-
Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы.
Содержание учебного материала
3
50
Понятие предприятия (фирмы), его основные признаки. Классификация предприятий.
2
51
Организационно-правовые формы предприятий.
2
52
Предпринимательская деятельность: виды и цели.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
53 Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Сущность деятельности акционерного общества»
«Формы связей предприятий»
2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности
5
Тема 3.3. Производство, производительность труда.
Содержание учебного материала
13
54
Структура и инфраструктура предприятия.
1
55
Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
2
56
Процессы производства.
2
57
Производственный цикл.
2
58
Основные формы производства.
2
59
Основной капитал.
2
60
Классификация элементов основного капитала.
2
61
Оборотный капитал.
2
62
Оборотные средства.
2
63
Производственная функция.
2
64
Нормирование труда.
2
65
Производительность труда: характеристика и методы измерения.
2
66
Показатели уровня производительности труда.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
67 Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
Работа с конспектом
1
Тема 3.4. Издержки. Выручка.
Содержание учебного материала
6
68
Издержки и их виды.
1
69
Сметы затрат на производство.
2
70
Факторы, влияющие на себестоимость.
2
71
Предельные издержки.
2
72
Ценообразование.
2
73
Доход предприятия.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольная работа
-
Тема 3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок.
Содержание учебного материала
8
74
Ценные бумаги и их виды.
2
75
Акции и облигации.
2
76
Первичный и вторичный рынок.
2
77
Организованный и неорганизованный рынок.
2
78
Фондовая биржа.
2
79
Аккумуляция капитала. Переливы капитала.
2
80
Биржевые спекуляции.
2
81
Биржи в России.
2
Лабораторная работы
-
Практические занятия
-
82 Контрольные работы
1
Раздел 4. Труд и заработная плата.
1
·