Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.03, В.03.УП.03 для 5-и 8-летнего срока обучения, В.02.УП.02 для дополнительного года обучения (6, 9 класс) Фортепиано.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Николаевская детская школа искусств»




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область
ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО




Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03
В.03.УП.03 для 5- и 8-летнего срока обучения
В.02.УП.02 для дополнительного года обучения (6, 9 класс)
ФОРТЕПИАНО












Николаевка 2015



Переименована в МБУ ДО «Николаевская детская школа искусств» на основании постановления администрации Елизовского муниципального района за № 541 от 29.05.2015 года.













































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Николаевская детская школа искусств»




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область
ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО




Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03
В.03.УП.03 для 5- и 8-летнего срока обучения
В.02.УП.02 для дополнительного года обучения (6, 9 класс)
ФОРТЕПИАНО












Николаевка 2014


Одобрено
Педагогическим советом
МБОУ ДОД «НДШИ»


Протокол № 18
«26» декабря 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «НДШИ»

______________ Инин Н. И.
(подпись)

« 26 » декабря 2014 г.


Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство»

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Николаевская Детская Школа Искусств»



Разработчики:
Овчинникова Елена Аркадьевна, преподаватель фортепиано
Пронина Алеся Игоревна, преподаватель фортепиано






М.П.











Содержание


.
Наименование раздела

№ п.п

стр.

1.
Введение
3

2.
Пояснительная записка
3

3.
Цели и задачи учебного предмета

5

4.
Требования к уровню подготовки учащихся:

6

5.
Учебный план.
Самостоятельная работа
Недельная нагрузка Трудоёмкость в часах

7

6.
Годовые требования по классам

11

7.
Контроль над успеваемостью и оценка знаний
Критерии оценок для итоговой аттестации

16

8.
Ожидаемые результаты освоения программы

18

9.
Условия для реализации программы

19

10.
Примерные репертуарные списки

19

11.
Список используемой литературы
27



Введение.
Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе примерной программы (от 2012г) и с учётом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и исполнительских навыков игры на фортепиано. Получение ими эстетического, художественного, а также духовно - нравственного развития. Предмет способствует развитию творческих способностей, расширяет музыкальный кругозор.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, приобретение навыков чтение с листа, ансамблевой игры, самостоятельной работы над произведением, овладение основами аккомпанемента. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с произведениями различных жанров и стилей.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся - инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе обучающимся на, народном отделениях и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом начиная с 1 класса.

2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, составляет 9 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в ДМШ в первый класс в возрасте с девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы составляет 6 лет.
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок, с целью более качественного результата реализации предмета «Фортепиано» в НДШИ увеличен за счёт вариативной части.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом НДШИ на реализацию предмета «Фортепиано»:
Срок обучения – 8-9 лет Таблица 1
Содержание
1 - 8 классы
9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах
789
99


Количество часов на аудиторные занятия
263
33


Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
526
66



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом НДШИ на реализацию предмета «Фортепиано»:
Срок обучения – 5-6 лет Таблица 1
Содержание
1 - 5 классы
6 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах
495
99


Количество часов на аудиторные занятия
165
33


Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
330
66



Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

3. Цели и задачи учебного предмета
Курс «Фортепиано» для учащихся народного и духового отделений играет важную роль в процессе обучения. Цель курса – развить у учащихся навыки игры на фортепиано и оказать им помощь в усвоении музыкально-теоретических дисциплин. В течение срока обучения работа по предмету «Фортепиано» ведётся в следующих направлениях:
- приспособление к инструменту;
- освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения;
- изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;
- развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся
- создание условий для развивающего обучения
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора
- оптимизация обучения - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям;
- наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано
- стимулирование музыкальных интересов учеников, развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы;
- создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».
В репертуарных списках учебной программы «Фортепиано» представлены все разделы работы для каждого класса: этюды, полифония, пьесы, крупная форма, ансамбли, охватывающие разнохарактерные музыкальные произведения зарубежной и русской классики и современных композиторов.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Игра на музыкальном инструменте
В процессе обучения игре на фортепиано перед учеником надо поставить следующие задачи:
– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Техническое развитие
Ученику, обучающемуся в классе фортепиано необходимо получить определенные профессиональные навыки, которые нужно планомерно развивать. Для этого наряду с прохождением произведений различных жанров и стилей надо изучать гаммы, арпеджио, различные упражнения и этюды. К техническому развитию надо подходить индивидуально, но желательно определить общие задачи: вырабатывание ощущения клавиатуры для правильного звукоизвлечения, развитие координации посредством специальных упражнений, освоение тональностей и простейших гармонических последовательностей в различных тональностях. Для учеников, у которых дома есть фортепиано, а также для тех, кто быстро усваивает материал, технические требования можно разнообразить и усложнить.
Чтение с листа
Чтением с листа необходимо заниматься с учеником на протяжении всего периода обучения. Сначала надо подбирать пьесы с движением мелодии «поступенно» или через одну – две клавиши. Постепенно рисунок мелодии усложняется. Ученик должен хорошо освоить запись фортепианных пьес на двух строчках, ориентироваться в диезных и бемольных тональностях, различных ритмах. Исходя из того, что урок по фортепиано очень короткий, можно задавать пьесу для чтения с листа не целиком, а периодами или фразами, чтобы ученик имел возможность освоить различные виды фортепианной фактуры и аккомпанемента. Читать с листа можно по сборникам, которые используют на уроках сольфеджио (Баева – Зебряк, Калмыков – Фридкин и др.). Позже рекомендуется подбирать пьесы из «Фортепианной игры» (ред. Николаева), «Фортепиано 1 класс» (ред. Милича), «Сборника фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» (ред. Ляховицкая). В настоящее время издается много сборников для начинающих пианистов, которые также можно использовать для чтения с листа. Полезно играть с учеником вместе: он правой рукой, а педагог левой и наоборот. В таком случае учение имеет возможность сосредоточиться на партии одной руки, но прослушивать фактуру в целом.

Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»
Индивидуальные занятия проходят в классах, соответствующих противопожарной безопасности и санитарным нормам. Классы снабжены инструментами (фортепиано), которые регулярно настраиваются. Также в ДМШ есть доступ к нотному и методическому материалу, к фондам фонотеки.

Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения –8 (9) лет
Распределение по годам обучения

Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Продолжительность учебных занятий
(в год)
32
33
33
33
33
33
33
33
33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Общее количество
часов на аудиторные занятия
263
33


296


Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
64
66
66
66
66
66
66
66
66

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
526
66


592

Максимальное количество часов занятий в неделю
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Общее максимальное количество часов по годам
96
99
99
99
99
99
99
99
99

Общее максимальное количество часов на весь период обучения
789
99


888



срок обучения – 5 (6)
Распределение по годам обучения

Класс
1
2
3
4
5
6

Продолжительность учебных занятий
(в год)
33
33
33
33
33
33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
1
1
1
1
1
1

Общее количество
часов на аудиторные занятия
165
33


198

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
2
2

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
66
66
66
66
66
66

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
330
66


396

Максимальное количество часов занятий в неделю
3
3
3
3
3
3

Общее максимальное количество часов по годам
99
99
99
99
99
99

Общее максимальное количество часов на весь период обучения
495
99


594


2. Годовые требования по классам
Учащиеся исполнительских направлений с 5(6)-летним сроком обучения сдают зачёт по фортепиано в 2-5 классах, во втором полугодии
Учащиеся исполнительских направлений с 8(9)-летним сроком обучения сдают зачёт по фортепиано во 2-8 классах, втором полугодии
На зачётах в рамках промежуточной аттестации исполняется 2 разнохарактерных произведения.
Общие требования по классам по учебному предмету «Фортепиано»
1 год обучения
В первый год обучения по учебному предмету «Фортепиано» вся работа направлена на ознакомление с фортепиано, на организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков.
Ученик должен проходить параллельно с упражнениями и освоением нотной грамоты начальные пьесы из сборников для фортепиано. Произведения подбирает педагог исходя из индивидуальных особенностей ученика.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

1 класс
1.Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11.
2.Литовко Ю. Пастушок (канон).
1. Слонов Ю, Полька
2.Литкова И. «Кукла танцует»


2 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 – 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы, ансамбли. Во втором классе можно читать с листа, т.к. ученик уже должен иметь определенные навыки игры на фортепиано.
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру гамм на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также трехзначные аккорды в этих тональностях (тоническое трезвучие с обращениями) отдельными руками.
На зачете надо исполнить 2 произведения по выбору педагога
Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

2 класс
1..Осокин М. Вечерняя гармония.
2. Тюрк. Песня

1.Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор, 1 часть
2.Штейбельт Д. Соч. 33. Адажио.

3 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 – 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы (1 – 2 с элементами полифонии), ансамбли. Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа.
Техническое развитие. Продолжать игру гамм на 2 октавы отдельными руками, но расширить круг изучаемых тональностей. 1 – 2 гаммы освоить исполнение двумя руками, а также играть расходящуюся гамму от одного звука (до, соль). Играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками.
На зачете надо исполнить 2 произведения по выбору педагога.
Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

3 класс
1.Пёрселл Г. Ария ре минор.
2. Черни К. (Гермер Г.). Этюд №4 (т.1)

1.Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор, 1 часть
2.Чайковский П. «Старинная французская песенка».

4 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них 2 – 3 этюда на различные виды техники, 3 – 4 разнохарактерные пьесы (1 – 2 с элементами полифонии). Рекомендуется с 4 класса больше внимания уделять полифоническим пьесам (старинные танцы), а также вводить в репертуар небольшие по объему произведения крупной формы. Продолжать изучение ансамблей и чтение с листа.
Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков. Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и аккорды новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы. Расходящиеся гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика. Начать изучение коротких арпеджио в одной – двух тональностях отдельными руками.
На зачете ученик должен исполнить 2 – 3 произведения. Из них обязательно 1 этюд. Одну из двуручных пьес можно заменить на ансамбль.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

4 класс
1.Бах И.С. Менуэт-трио соль минор.
Черни К. (Гермер Г.). Этюд №1 (2 тетрадь)

1.Зиринг В. Сонатина Соль-мажор.
2.Черни К. (Гермер Г.). Этюд №1 (2 тетрадь)

5 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 – 3 этюда, одну полифоническую пьесу или пьесу с элементами полифонии, одно произведение крупной формы, ансамбли. Продолжать работу по чтению с листа.
Техническое развитие. За год ученик должен освоить 2 – 3 гаммы по следующим требованиям: в параллельном движении двумя руками, в расходящемся движении от одного звука, тоническое трезвучие с обращениями отдельными руками. Продолжать игру гамм отдельными руками и аккордов в новых тональностях (по выбору педагога).
На зачете ученик должен исполнить 2 – 3 произведения, одно из них этюд. Желательно исполнение на зачете произведения крупной формы. Для учеников, обучающихся по пятилетней программе и заканчивающих музыкальную школу, рекомендуется провести зачет в более торжественной обстановке.
Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

5 класс
1. Чайковский П. «Новая кукла»
2. Черни К. (ред. Гермера). Этюд №23 (1 т.)
1. Чайковский П. «Старинная французская песенка»
2. Шуман Р.«Смелый
наездник»

6 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 9 произведений. Необходимо вводить в репертуар произведения различных авторов (русских, западноевропейских, современных композиторов) в целях всестороннего развития музыкального кругозора ученика. Также рекомендуется включать в репертуар обработки народных песен и ансамблевые произведения. Продолжать работу по совершенствованию навыков чтения с листа.
На зачете ученик должен исполнить 2 – 3 произведения. Из них 1 этюд. Желательно исполнение на зачете полифонической пьесы и произведения крупной формы. Возможна замена двуручной пьесы ансамблевым произведением.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

6 класс
1. Шостакович Д. Шарманка
2.Скарлатти Д. Ария ре минор
1.Даргомыжский А. Вальс («Табакерка»)
2.Лешгорн А. Соч. 66. Этюд №2

7 – 8 - 9 год обучения
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 9 произведений, в том числе этюды, полифонические пьесы, произведение крупной формы, ансамбли.
В 6 – 7 классах ученик должен уже обладать необходимыми пианистическими навыками для того, чтобы разучить аккомпанемент выбранного произведения и уметь аккомпанировать другому ученику несложные пьесы. В качестве солиста может выступать и педагог, ведущий у ученика основной инструмент (баян, балалайку и т.д.). Стараться на каждом уроке выделять время для чтения с листа.
На зачёте ученик должен исполнить 3 – 4 произведения по выбору педагога. Основная цель этого зачета показать, насколько ученик освоил инструмент фортепиано и получил навыки игры на этом инструменте.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

7-8 классы
1.Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
2.Гладковский А. «Маленькая танцовщица»
1. Чайковский П. «Старинная французская песенка»
2. Шуман Р. «Смелый наездник»

Таблица 19.
Примерные программы для итоговой аттестации

8 класс
(минимум)
1.Шуберт Ф. Вальс Соль мажор
2.Бортнянский Д. Соната До мажор (Рондо)
1.Лядов А. Канон. Соч.34
2.Григ Э. «Песня о герое (Соч. 17)

Таблица 20.
Примерные программы для итоговой аттестации

8 класс
(максимум)
1.Геллер С. Этюд №6 (25 мелодических этюдов)
2.Дебюсси К. «Маленький негритёнок»
3.Свиридов Г. Грустная песенка
1.Дюссек И. Сонатина Ми-бемоль мажор (Соч.20)
2.Бах И. С. Двухголосная инвенция ми минор
3.Черни К. Соч. 299 Этюд №11


IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Целями аттестации являются:
установление фактического уровня знаний обучающихся, их практических умений и навыков;
соотнесение этого уровня с требованиями, нормами заложенном в учебном предмете;
контроль выполнения образовательной программы.
Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен:
на поддержание учебной дисциплины;
выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету;
организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала;
имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий обучающихся и предполагает использование словесной и дифференцированной системы оценивания по пятибалльной шкале, допускающей выставление плюсов и минусов к оценке (2,3-,3,3+,4-,4,4+,5-,5,5+).
Оценки текущего контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, в дневник обучающегося и в общешкольную ведомость (четвертные оценки).
Четвертные оценки выставляются по результатам текущего контроля успеваемости обучающихся в течение четверти или полугодия.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится во II полугодии. Форма ее проведения – зачет, с приглашением комиссии и выставлением оценки. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в тематических мероприятиях, концертах. На контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио, этюдов в соответствии с программными требованиями.
3. Критерии оценок
Критерии оценки качества исполнения
Оценка
Критерии оценивания выступления


5
Исполнение программы: наизусть, выразительно, отличное знание текста, владение необходимыми техническими штрихами; понимание стиля исполняемого произведения. Присутствует творческая индивидуальность.

4

Оценка отражает уверенное исполнение, с наибольшей выразительностью, но допущены неточности в тексте.

3

При исполнении обнаружено плохое количество недочётов: плохое знание нотного текста, игра с остановками и многочисленными исправлениями, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата. Неаккуратное, малоэмоциональное исполнение


2
Комплекс серьёзных недостатков: невыученный нотный текст, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

8. Ожидаемые результаты освоения программы
– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных   технических приемов;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.



10. Примерные репертуарные списки
Методические рекомендации
Ученики народного и духового отделений занимаются по фортепиано по тем же сборникам, что и на отделении специального фортепиано. Это классический репертуар начинающих пианистов. Но надо учесть, что появилось много сборников новых изданий, в которые введены пьесы, ранее не исполняемые. Педагог должен хорошо ориентироваться в традиционной и новой фортепианной литературе, подбирать в репертуар ученика разнообразные пьесы, чтобы ребенок мог познакомиться с произведениями композиторов-классиков, а также пьесами современных авторов. Этюды надо подбирать на различные виды техники, с целью наиболее эффективного развития пианистических навыков. В программе дается обновленный репертуарный список, по которому рекомендуется заниматься в классе общего фортепиано. При подборе произведений нельзя забывать об индивидуальных особенностях и возможностях ученика.
Предлагаемый репертуарный список дает возможность подбирать программу, исходя из индивидуальных особенностей ученика (возраст, музыкальные данные, наличие инструмента).
1, 2, 3 год обучения.
Этюды.
- Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав.№№1-30
- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. №№1-3, 7, 9-13, 15-19.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.I. Сост. С. Ляховицкая и Л. Баренбойм (по выбору).
- Черни К. Избранные этюды (ред. Г. Гермер). Ч.I. №№1-6.
- Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№1-15.
Соч. 160. 25 легких этюдов: №№1-20
- Школа игры на фортепиано (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).
- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 1 класс. Киев, 1983.
Пьесы. Произведения крупной формы.
- Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и 1 классов ДМШ. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2002.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие (по выбору). Изд. Ю. Челкаускаса. Москва, 1996.
- Библиотека юного пианиста. Вып. 1. Сост. В. Натансон (по выбору).
- Библиотека юного пианиста. Тетр. 1 (под. ред. В. Катанского),Москва,2002.
- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. Изд. «Кифара», Москва 2002: Рэгби; Basso ostinato; Оркестр приехал; В народном духе; Блюз I;
Блюз II.
- Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке, Мазурка.
- Кабалевский Д. Соч. 27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса
- Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.
Соч. 33. Миниатюры: Разлука.
- Маленькому пианисту. Под ред. Б. Милича (по выбору).
- Маленький пианист. Под ред. М. Соколова (по выбору).
- Первая встреча с музыкой. Под ред. А. Артоболевской (по выбору).
- Первые шаги в музыке. Под ред. Т. Сергеевой (по выбору).
- Слонов Ю. Пьесы для детей: Сказочка, Кукушка, Колыбельная.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть I. Сост. С. Ляховицкая (по выбору).
- Сборник пьес для фортепиано ДМШ. 1-2 классы (по выбору).
- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Н. Любомудрова). 1-2 выпуски (по выбору).
- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. А. Бакулов и К. Сорокин) Пьесы 1 класс (любые выпуски).
- Хрестоматия педагогического репертуара.1 класс (ред. В. Катанский). Москва 2002
- Школа игры на фортепиано. (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).
- Школа. Самоучитель игры на фортепиано: Кукла (чилийская народная песня);
Петушок (немецкая народная песня); Ку-ку (кубинская народная песня); П. Хил. С днем рождения.
Ансамбли.
- Ансамбли. 1-3 классы детской музыкальной школы (Ред. В. Григоренко). Москва 1994.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. Ю. Челкаускаса. Москва 1996
Т. Хренников. Токкатина.
В. Калинников. Киска.
М. Глинка. Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин»)
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1, 2. Сост. С. Ляховицкая. (по выбору).
- Хрестоматия педагогического репертуара. 1 класс. Сост. Н. Любомудрова (по выбору).
- Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин. 1 класс. (по выбору).
4-5 год обучения.
Этюды.
- Лак Т. Соч. 172. Этюды №№5, 6, 8.
- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20-23.
- Лешгорн А. Соч. 65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).
- Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч. I – по выбору.
Пьесы.
- Вилла-Лобок Э. Избранные нетрудные пьесы (по выбору).
- Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.
- Гречанинов А. Соч. 118, Восточный напев. Соч. 123, Бусинки, Грустная песенка.
- Кабалевский Д. Соч. 27. Токкатина. Соч. 39. Клоуны.
- Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.
- Майкапар С. Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла. Соч. 28. Бирюльки: Эхо в горах, Весною.
- Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни: Песня, Полька. До мажор.
- Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Американская народная песня.
- Фрид Г. Семь пьес: «С Новым годом!», Весенняя песенка.
- Хачатурян А. Андантино.
- Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка и др.
- Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. I 3-4 кл. Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина. По выбору.
Произведения крупной формы.
- Андре А. Соч. 34. Сонатина №5 Фа мажор, ч. I.
- Беркович И. Сонатина До мажор.
- Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1.
- Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.
- Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор.
- Диабелли А. Соч. 151. Сонатина №1. Рондо.
- Кабалевский Д. Соч. 27. Сонатина Ля минор.
- Клементи М. Соч. 36. Сонатина До мажор ч. 2, 3. Сонатина Соль мажор ч. 1, 2.
- Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 55, №1. Сонатина До мажор, ч. 1, 2.
- Мелартин Э. Сонатина Соль минор.
- Моцарт Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1, 2.
- Раков Н. Сонатина До мажор.
- Чимароза Д. Сонатина Ре минор.
Полифонические произведения.
- Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах. Менуэт №3 До минор, Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19.
- Избранные произведения композиторов XVI, XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып. 2 под ред. Н. Кувшинникова. По выбору.
- Обработки народных песен.
Ансамбли.
Произведения по выбору из сборников:
- Библиотека юного пианиста. Избранные ансамбли. Вып. 1. Сост. Натансон М.
- Библиотека юного пианиста. Пьесы на народные темы для фортепиано в 4 руки.
- Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. Сост. А. Борзенков.
- Калинка. Альбом начинающего пианиста. Вып. 2. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Младшие и средние классы. Сост.С. Диденко
6-8(9) год обучения.
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда; из соч. 61 и 88: №№1 – 3, 24; из соч. 88 этюды: №№ 5,7.
-Бертини А. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9
Лак Т. Соч. 172 Этюды: №№ 4, 5
Лемуан А. Соч. 37 Этюды по выбору
Лешгорн А. Соч. 66 Этюды №№ 1 – 4
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера I, II ч. по выбору
Пьесы.
Бетховен Л. Аллеманда, Элегия, багатель соль минор, Элизе.
Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано (по выбору)
Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, дождик, Мазурка.
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом. По выбору.
Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. По выбору.
Хрестоматия пед. Репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К. Сорокин (по выбору).
Произведения крупной формы.
Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Ред. Н. Любомудрова (по выбору).
Хрестоматия пед. репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К. Сорокин (по выбору).
Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: До мажор, Фа-мажор; тетр. 2: Ре мажор.
Двухголосые инвенции: До мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, ля минор.
Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Полифонические произведения. Ред. Н. Любомудрова и Ред. А. Бакулов и К. Сорокин.
Ансамбли.
Рекомендуемые сборники по выбору:
Легкие пьесы для чтения с листа в 4 руки. Сост. Т. Яковлева.
Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес. Сост. С. Ляховицкая.
Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. Ред. Е. Орехова. Вып. 2. Ред. В. Марутаев.
Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки. Тетр. 1, 2. Сост. А. Бакулов.

Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах.
Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач - координация рук, пальцев наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально - исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. Включать в репертуар различные переложения классической и популярной музыки (детские песни, русские народные песни и романсы российские и зарубежные эстрадные мелодии).
Очень важно чтобы переложения были пианистически удобными и ориентированы на возможности учащихся соответствующего уровня подготовки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика.
В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.
Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в репертуар произведения для ансамбля, что развивает умение слушать общую музыкальную ткань.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой, это позволяет маленьким музыкантам при пока ещё ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию пьесы. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано.
Желательно, чтобы ученик попробовал свои силы в качестве концертмейстера. Поскольку при исполнении аккомпанемента ставятся совершенно иные задачи, для этого лучше всего подобрать произведения с лёгким аккомпанементом, для струнного, народного или духового – ударного инструмента или голоса.

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты». Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов по предмету "фортепиано" представлены в Таблице 2. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную
педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

Список используемой литературы:
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1971.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Российское музыкальное издательство. 1996.
Милич Б. Фортепиано маленькому пианисту ДМШ М: Кифара 2002.
Милич Б. Фортепиано 1класс ДМШ. М: Кифара 2002.
Милич Б. Фортепиано. 2 класс ДМШ. М: Кифара 2002.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1961.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1959.










13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14415




 2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·… Заголовок 1Заголовок 2, Знак Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615