Рабочая программа 2016 года НПО по дисциплине Обществознание для специальности Мастер по обработке цифровой информации














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дисциплины: ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

по профессии:
09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
















Москва 2016


ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией_______________
Протокол № 1_
от «_28_» _августа_ 2016 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования
09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________/Хакимова О.Р.
Заместитель директора по содержанию
образования
___________/_Третьякова Н.С.




Составитель (автор): Никандрова Е.В., кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ КДПИ имени К. Фаберже


Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО





















Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины ОДБ.05 Обществознание (технический профиль) по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня (НПО).
Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Результаты освоения учебной дисциплины «Обществознание»
В результате изучения данной учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.
Настоящий курс обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки специалиста.
На изучение дисциплины по рабочему учебному плану отводится 212 час, из них: 141 часов – занятия на уроках, 71 часа самостоятельной учебной нагрузки студента.
Формами промежуточного контроля по данной дисциплине, в соответствии с рабочим учебным планом предусмотрены: контрольная работа в 2, 3 семестрах, а формой итогового контроля в 4,5,6 семестрах - зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний
о человеке и обществе

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.




Тема 1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре
человека и общества

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия
как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Раздел 3. Экономика
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.
Экономические системы. Экономика семьи
Студент должен:
знать:
важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство;
экономический выбор;
источники доходов семьи;
теорию предельной полезности.
уметь:
рассчитать семейный бюджет.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Тема 3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике
Студент должен:
знать:
экономические функции государства;
виды налогов;
основные факторы экономического роста;
цели и задачи кредитно-денежной политики;
основные признаки предприятия;
организационно-правовые формы предприятий;
основные формы организации производства;
характеристика производительности труда;
методы измерения производительности труда;
показатели уровня производительности труда.
уметь:
классифицировать издержки предприятия;
рассчитывать длительности производственного цикла;
анализировать спрос и предложения, рыночного равновесия.
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика.
Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Студент должен:
знать:
понятие заработной платы;
формы оплаты труда;
поощрительные системы оплаты труда;
политику государства в области занятости населения;
сущность и функции денег;
роль денег в экономике;
виды банковских операций;
причины возникновения инфляции;
социально-экономические последствия инфляции;
понятие валового внутреннего продукта;
цели национального производства и состав ВВП.
уметь:
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики
Студент должен:
знать:
международное разделение труда;
государственную политику в области международной торговли;
факторы, определяющие валютные курсы;
глобальные экономические проблемы;
экономические реформы в России.
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Раздел 5. Политика как общественное явление
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки.

Тема 5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Раздел 6. Право
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.

Тема 6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Тема 6.4. Международное право
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

















Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Макс.
учебн. нагрузка студента, час
Количество аудиторных часов
Самостоятельная работа студента



Всего
Лаб. работ.
Практ. занят.


1
2
3
4
5
6

Введение
2
2




Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
32
20


12

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
18
12


6

Тема 1.2. Общество как сложная динамическая система
14
8


6

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
32
20


12

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
6
2


4

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
8
4


4

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
18
14


4

Раздел 3. Экономика
46
30


16

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
12
8


4

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
14
10


4

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
12
8


4

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Глобальные экономические проблемы.
8
4


4

Раздел 4. Социальные отношения
32
20


12

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
10
6


4

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
10
6


4

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
12
8


4

Раздел 5. Политика как общественное явление
30
20


10

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
13
8


5

Тема 5.2. Участники политического процесса
17
12


5

Раздел 6. Право
38
29


9

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
8
6


2

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
13
10


3

Тема 6.3. Отрасли российского права
13
10


3

Тема 6.4. Международное право
4
3


1

Всего по дисциплине:
212
141


71





Виды самостоятельной работы студентов
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
Формы
контроля
Объём часов

1
2
3
4

Раздел 1. Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Подготовить реферат по теме: «Стратегия выживания человечества»
Подготовить сообщение на тему: «Предназначение человека».
реферат

доклад
12

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Подготовить доклад по одной из тем:
1. Категории морали;
2. Высшие духовные ценности;
3. Моральный идеал;
4. Нравственная оценка деятельности.
Подобрать материалы периодической печати по теме: «Москва – крупный научный и образовательный центр».
доклад





сообщение
12

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Написать доклад по теме: «Семейный бюджет и черта бедности». Составить свой бюджет и проанализировать его.
Устный
ответ
4

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Написать конспект по теме: «Организационные типы построения производственной структуры предприятия».
проверка конспекта
4

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Написать доклад по теме: «ВВП и ВНП: определение, распределение и расчет».
Устный
ответ
4

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Написать реферат по теме: «Валютные риски и методы их покрытия».
Защита
реферата
4

Раздел 4. Социальные отношения
Письменно ответить на вопрос: «Признаки молодежи как социальной группы».
доклад
12

Раздел 5. Политика как общественное явление
Подготовить доклад по одной из тем:
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
Гражданское общество и государство.
доклад
10

Раздел 6. Право
Письменно ответить на вопрос: «Основные положения международных документов по правам человека».
Проверка письменных отчетов
9

Итого:
71


Виды самостоятельных работ:
– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;
– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (2 семестр)

Общество как сложная динамичная система.
Общество и природа. Общество и культура.
Важнейшие институты общества.
Эволюция и революция. Социальная революция и реформы.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса, его цена.
Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Теория трех стадий развития общества.
Понятие глобализации. Глобальные проблемы современности, их основные группы.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Понятия антропогенеза и социогенеза.
Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного в бытие человека.
Человеческая деятельность, ее многообразие.
Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека.
Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Личность как субъект общественной жизни. Понятие социализации. Свобода и ответственность личности.
Духовный мир человека, его основные элементы. Мировоззрение человека, его типы. Ценности.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание.
Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Социальное познание, его особенности. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество.
Научное познание. Уровни и методы современного научного познания.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания.
Самопознание.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Понятие общества. Сферы общественной жизни.
Рыночные отношения в современной экономике.
Человек, индивид, личность.
Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике.
Человеческая деятельность, ее многообразие.
Россия на пути к рыночной экономике.
Деятельность и общение.
Государство и экономика.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Человек в системе рыночных отношений.
Познание, истина и ее критерии.
Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Научное познание. Значение научной теории.
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
Роль искусства в познании мира.
Социальный статус личности, социальные роли личности.
17.Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход социальным явлениям.
Политическая система общества, ее структура.
Духовное производство и духовное потребление.
Роль права в жизни общества. Правовое государство.
Трудовая деятельность человека.
Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
Свобода в деятельности людей.
Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России.
Исторический процесс и его участники.
Политический плюрализм. Политические партии. Многопартийность.
Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
Политический статус личности.
Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые религии.
Цивилизации и формации.
Наука и общество.
Традиционные и индустриальные общества.
Образование и его роль в развитии общества.
Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Духовный мир личности. Мировоззрение, человек, общество.
Общество и научно-технический прогресс.
Государство. Законодательная, исполнительная и судебная власти.
Рыночные отношения в современной экономике.
Возможности социального познания.
Политическая и правовая культура личности.
Понятие «культура». Культурные универсалии.
Средства массовой информации, их социальная роль.
Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
Социальная стратификация.
Трудовая деятельность человека.
Политика, её субъекты, цели и средства.
Познание. Истина и её критерии.
Человеческая деятельность и её многообразие.
Самопознание.
Искусство в системе культуры.
Образование, его роль в развитии общества. Основные элементы системы образования в России.
Потребитель в экономике.
Валовой национальный продукт. Национальный доход.
Основы рыночного механизма. Спрос и предложение.
Будущее человеческой цивилизации.
Сущность права. Право и мораль.
Семья и семейные отношения.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Общество и его регуляторы.
Право – воплощение справедливости и добра.
Права человека – эволюция развития.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Права потребителей.
Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
Конституция РФ – основной закон жизни государства.
Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Тоталитаризм – феномен XX столетия.
Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
Политика – наука, искусство и профессия.
Свободные выборы – утопия или реальность.
Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
Демократия – за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Лидер – кто он?
Политические идеи русских мыслителей.
Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
Перечень литературы и средств обучения

Основная:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Горелов А. А., Горелова Т.А. Обществознание: учебник. – М., 2011
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.


Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Средства обучения:
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе


Раздел 3. Экономика
Наглядные пособия:
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.
Экономические системы. Экономика семьи
Экономика как сфера деятельности людей
Структура доходов семьи в России
Тема 3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике
График спроса
График предложения
Рыночное равновесие
Кривая спроса на труд
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика.
Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Типы банков
Виды налогов

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики
Международное разделение труда
Внешняя торговля России































Бланк по ГОСТам-внутренний-01Рисунок 1G:\Бланк колледжа\Изменения 01.12.14\Бланк по ГОСТам-внутренний-01.jpg я