Статья «Оценивание обучения и оценивание для обучения»


«Оценивание обучения и оценивание для обучения»
Дубовская Эльвина Геннадьевна
ГУ « Средняя общеобразовательная школа № 29 »
Казахстан г. Павлодар

В основных направлениях развития общего образования Республики Казахстан говорится, что школе необходимо перейти на новый более качественный уровень образования. Что же делается на сегодняшний день в нашем образовательном учреждении в этом направлении? И над чем нам еще предстоит работать?
Современный учитель является важной фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности , педагогического мастерства , творчества , к готовности к инновационныой деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – это управление процессом обучения, воспитания и развития личности. Таким образом , особую значимость сегодня приобретает именно организация урочной деятельности , так как она вступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление. Качество урока зависит от правильных стратегий, подбора приём и методов учителем, правильного их определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Урок , это основная форма организации учебно – воспитательного процесса, которая влияет на качество образования.
Раннее под целью оцениванием подразумевалось подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры продвижения обучения.
Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике формативное оценивание. [2.Практическое пособие для учителя. Формативное оценивание ,стр.5]
Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. [1.Руководство для учителя , стр. 161. ]
В серию своих запланированных уроков я включила различные виды оценивания. На первых уроках данный модуль вызвал у меня огромное затруднение. Так как я работала на школьной практике в 1 классе, дети испытывали большие затруднения при оценивании своей деятельности. При работе на уроках я старалась использовать различные приёмы оценивания: оценивание на различных этапах работы на листах оценивания. Дети проводили как взаимооценивание, так и самооценивание по критериям приведённые учителем.
Целью данной работы я вижу в умении внимательно наблюдать за ответами, за тем как говорит, или делает другой. В случае самооценивания - размышление о собственных знаниях, понимании или поведении.[1.Руководство для учителя стр. 162]. Это я проследила при оценивании на различных стадиях урока. На стадии организационного момента учитель использовал формативное оценивание (похвала) с целью создания благоприятного климата и проверки готовности к уроку. На стадии вызова я использовала формативное оценивание в технике «Сигнал рукой». Дети оценивали друг друга, используя приём жестов. После выполнения задания, дети должны оценить свои знания и выслушав ответы детей других групп. На стадии осмысления содержания использовала такой вид оценивания, как критериальное. Перед детьми было задание, которое они должны выполнить и оценить себя после проверки по критериям предложенные учителем. При выполнении данной работы у некоторых детей вызвало затруднения, потому что дети первого класса привыкли, что оценивание всегда исходит от учителя. Поэтому, когда детям была предоставлена возможность оценить себя и результат выставить в листы оценивания, возникло очень много вопросов. Но я думаю, если данные виды оценивания использовать в системе при дальнейшей работе, то дети обязательно научатся производить самооценивание и взаимооценивание, для того , чтобы видеть свои ошибки и устранять в дальнейшей работе.
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного прогресса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика. [Практическое пособие для учителя. Формативное оценивание ,стр.6].
Очень плодотворно на морально-психологический климат подействовало оценивание, такое, как аплодисменты (одна из форм формативного оценивания). Дети настолько стали более активнее и позитивнее.. После выступления спикера, аплодисменты стали хорошим мотиватором и двигателем активности на уроке. Раннее в классе передо мной стояла проблема. Как вовлечь на 100 % учащихся в учебную деятельность, как вызвать у них активность и повышения работоспособности. При внедрении различных форм оценивания, я пронаблюдала, что у детей повышается работоспособность, познавательный интерес в связи с тем, что деятельность исходящая во время работы будет обязательно оценена. Я старалась принципиально менять процедуру оценивания и свою позицию в ней: организует оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценивания ученического действия в руки самих детей.
При проверке знаний я использовала суммативное оценивание, в виде теста по пройденным темам. Тест включал в себя определение уровня знаний по пройденному материалу. При подведении итогов суммативного оценивания, я пришла к выводу, что положительный моментом является то, что мы видим более полную картину по усвоенным знаниям, умение применять знания в жизни.
Могу сделать вывод, что для обучения младших школьников приемам оценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания. При использовании методов взаимооценивания и самооценивания работу учащихся должны оценивать по заранее определенным критериям. Ученик или группа учеников, которые оценивают работу, другого ученика или группы, извлекают пользу для себя, так же пользу для себя должен извлечь тот, кого проверяют.. При оценивании работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и при необходимости исправить их , и недопуск данных ошибок в последующей учебной деятельности. Взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности, умение вести диалог, предоставлять доказательную базу и развивать орфографическую зоркость.
Активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников и их ответственности. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома соответствующим образом.
В моей перспективе я хочу внедрить в системе все виды оценивания, для того, чтобы дети не только могли не допускать ошибки, но и учится друг у друга , слышать друг друга, подводить итог своей учёбы.
Так же я столкнулась с проблемой по данному направлению с родителями. Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили меньшую оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему - то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, не может объективно оценить его. Оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы
На одном из родительских собраний, я разделила всех родителей на группы, для этого я раздала карточки с тремя геометрическими фигурами, которые они должны были выбрать. Для того, чтобы установить доброжелательную атмосферу и положительный настрой, провела занятие- тренинг «Познай себя», попросила обвести свою руку карандашом на листке и написать на каждом пальце качества, которые им присущи. На обратной стороне листа другие участники написали другие качества, которые присущи тому, чья сторона ладони. После завершения работы мы начали сравнивать, есть ли соответствие. Во время обсуждения мы узнали что - то новое о себе, а также как видят нас другие люди. Проведение тренинга позволило наладить  эмоциональный настрой . Для того чтобы показать им какого вида оценивания можно применять на уроке я предложила им нарисовать зайца в полный рост. Родители стали рисовать, утверждая , что они плохо рисуют, но после работы они были сами удивлены результату своей работы. Вначале они самооценили себя, взаимооценили друг друга, а потом оценили свои работы по критериям, которые были им предложены.. После работы я меня интересовало мнение родителей «Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какие виды оценивания были применены? Какая оценка была наиболее объективная и почему?» Они ответили, что применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании они были самокритично и поставили низкую оценку, легче всего им было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям. Я думаю, что благодаря удачно выбранному заданию я смогла донести не только виды оценивания, но и о необходимости критериев для выставления оценки. А также хочу отметить, что при критериальном оценивании мною был предоставлен готовый критериальный лист, я думаю не надо было давать готовый критериальный лист, а лучше было бы если мы вместе с родителями разработали бы критерии оценки совместно, тогда они смогли понять, как это делать.
 Следующей моей задачей было, чтобы родители не только практически, но и теоретически узнали о видах оценивания, и я приготовила презентацию и рассказала о сумативном и формативном оценивании, важности критериального оценивания для успешности обучения. Родителям было очень интересно, так как они узнали о новых подходах оценивании. Далее было обсуждение: как бы они оценивали своих детей.
 Итоги своего собрания я подвела при помощи приема критического мышления «Горячий стул». Этот прием удачно был применен в процессе рефлексии.
После проведения собрания я сделала для себя выводы:
-цели процесса и ожидаемые результаты обучения были хорошо достигнуты. Так как во время занятия я старалась объяснить теоретически и применить практически виды оценивания. В процессе выполнении задании родители поняли важность этих видов оценивания в учебном процессе, а так же каким образом они могут повлиять на успешность учебного процесса. Так же хочу отметить, что при следующем проведении собрания , я наверное распределю роли в группе. Так как наблюдая за работой каждого участника, я заметила, что не все в равной степени были активны.
Я считаю, что мне необходимо учесть опыт проведения занятия и продолжить работать над данной темой. В дальнейшем я планирую так же знакомить родителей с видами работы на уроках .Список использованной литературы:
Руководство для учителя. [161,162 ]Практическое пособие для учителя [5,6 ]