РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 «Основы микробиологии и иммунологии «Сестринское дело» (34.02.01)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)
(ГБПОУ ДЗ г.Москвы «МК № 5» (филиал№4))
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 «Основы микробиологии и иммунологии»
(наименование дисциплины)
«Сестринское дело» (34.02.01)
базового уровня среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Москва, 2016
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
« »
Протокол №
от « » 2016г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
Председатель цикловой методической комиссии_________/
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора, заведующий филиалом
_____________/
Подпись Ф.И.О.
«_____»____________2016 г.
Составитель: Маклаков И..А. Преподаватель высшей квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)
(ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
Рецезент: Хачикян А.Б. Преподаватель первой квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и иммунологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО : 34.02.01 «Сестринское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования в части профессиональных компетенций:
-осуществлять контроль состояния пациента;
-проводить санитарно-эпидемические мероприятия;
-проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
-проводить иммунопрофилактику;
-организовывать здоровьесберегающую среду;
-организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения;
- организовывать и контролировать выполнение требований охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах и офисах общей врачебной (семейной) практики.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» является составной частью Профессионального цикла, включающий в себя Общепрофессиональные дисциплины по специальности: 34.02.01Сестринское дело
Базовый уровень среднего профессионального образования
Учебная дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Учебная дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
При изучении теоретического материала учитываются внутрипредметные и межпредметные связи, которые формируют знания, умения и компетенции обучающихся, позволяют объединить знания общеобразовательных дисциплин в единое понимание естественнонаучных знаний и способствовать более осознанному и успешному освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин по профилю обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Профильная составляющая (направленность) общепрофессиональной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
Путем отбора дидактических единиц программы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии», знание которых будет необходимо при освоении ПМ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося 37 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 74
в том числе: практические занятия 24
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 37
в том числе: Подготовка реферативных сообщений 2
4
2
4
4
4
2
4
4
4
3
Составление глоссария Составление тематических кроссвордов Составление таблиц Выполнение заданий в тестовой форме Решение ситуационных задач Составление графологических структур Составление конспекта описания культуральных свойств микроорганизмов Подготовка санбюллетеней, памяток 10. Составление схем 11. Подготовка слайд-презентаций Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. (выполнения тестовых заданий, практических заданий, решения ситуационных задач ,подготовка презентаций, бесед с разными группами населения на тему «Профилактика распространения патогенных микроорганизмов».)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.Общая микробиология
7 Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов Содержание учебного материала
2 1
1. Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине.
Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности Самостоятельная работа обучающихся1
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«История и развития науки микробиологии»,
«Использование микроорганизмов в практической деятельности человека»,
«Использование микроорганизмов в медицине». 2 Тема 1.2. Экология микроорганизмов
Содержание учебного материала
2 2
1. Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов.
Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов. Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека Самостоятельная работа обучающихся2
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы» 1 Раздел 2.
Бактериология
29 Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Содержание учебного материала 2 1. Принципы классификации бактерий. Ультраструктурная организация бактерий и других микроорганизмов (микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов). Основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. Формы бактериальной клетки: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся 1
Самостоятельная работа обучающихся3
Работа с источниками информации (бумажными, электронными) 1 Тема 2.2
Микроскопические методы изучения бактерий
Содержание учебного материала 2 2
1. Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму. Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации.. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований
Практические занятия 2 Правила работы с микроскопом. Описание микробиологических препаратов.
Самостоятельная работа обучающихся4
1.Подготовка рефератов на темы: «Биологическая безопасность при работе в микробиологической лаборатории», «Проведение микробиологических исследований при бактериальных инфекциях».
2.Схематическое изображение видов микроорганизмов 3 Тема 2.3.
Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования Содержание учебного материала 2 2
1. Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их спецефичности.
Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации.Методы выделение чистой культуры бактерий.
Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов
Практические занятия 2 1. Культивирование бактерий. Изучение культуральных свойств. Самостоятельная работа обучающихся5
Составление сравнительной таблицы питательных сред.
Зарисовка схем дыхания и размножения бактерий
Подготовка рефератов на темы: «Бактериологические методы исследования»
3 Тема 2.4. Частная бактериология Содержание учебного материала 6 1
1. Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).
Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях. Самостоятельная работа обучающихся6
Подготовка рефератов по темам:
«Эшерихиозы и профилактика»,
Составление конспекта профилактичесой беседы на темы:
«Профилактика бактериальных кишечных инфекций»
«Профилактика бактериальных респираторных инфекций» 3 Тема 2.5. Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам
Содержание учебного материала 2 1. Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микрорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам Самостоятельная работа обучающихся7
Подготовка рефератов по темам:
«Лечение бактериальных инфекций». 1 Раздел 3. Микология
9 1
Тема 3.1. Общая характеристика грибов. Классификация, строение и физиология грибов
Содержание учебного материала 2 1. Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы.
Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста.Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.
Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха Самостоятельная работа обучающихся8
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составить таблицу «Классификация микозов». Подготовка реферата на тему: «Диагностика микозов». 1 Тема 3.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов
Содержание учебного материала 2 2
1. Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы.
Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета Практические занятия
2 1. Методы микробиологической диагностики микозов Самостоятельная работа обучающихся9
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме:
«Предупреждение распространения микозов». 2 Раздел 4. Паразитология 9 Тема 4.1. Общие вопросы медицинской паразитологии. Частная протозоология Содержание учебного материала
2 2
1. Общие вопросы медицинской паразитологии. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Методы диагностики , лечения и профилактики паразитарных заболеваний.
Общая характеристика подцарства простейшие. Классификация простейших: саркодовые (дизентирийная амёба), жгутиковые (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровики (малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузории (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизненных циклов. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.
Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях
Самостоятельная работа обучающихся10
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по темам:
1.«Профилактика амебиаза»,
2.«Профилактика протозоов».
2 Тема 4.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов.
Содержание учебного материала 2 1. Медицинская гельминтология. Классификация гельминтов.
Особенности морфологии и жизненных циклов гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, способы заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Основные клинические симптомы гельминтозов. Методы лабораторной диагностики гельминтов в биологическом материале (кал, моча). Профилактика гельминтозов Практические занятия 2 1. Методы микробиологической диагностики протозоов
Методы лабораторной диагностики гельминтозов. 2
Самостоятельная работа обучающихся11
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика гельминтозов».
1 ИТОГО: 1 семестр 26/8/20 Раздел 5. Вирусология
18 Тема 5.1. Основы медицинской вирусологии. Методы лабораторной диагностики вирусов
Содержание учебного материала 2 1. Основы медицинской вирусологии. Характеристика вирусов как особой формы жизни относительно других организмов. Таксономия и классификация вирусов. Морфология и структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы существования вирусов в природе.
Строение бактериофагов. Вирулентные и умеренные фаги. Практическое применение фагов в медицине Методы вирусологической диагностики 2
Практические занятия
1. Методы микробиологической диагностики вирусных инфекции. 2 Самостоятельная работа обучающихся12
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание реферата на тему: «Вирусы – возбудители инфекционных болезней человека», 1 Тема 5.2. Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета
Содержание учебного материала 4 2
1. Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. Особенности противовирусного иммунитета. Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. Особенности противовирусного иммунитета. Практические занятия
4 1
2 Возбудители вирусных инфекций
Профилактика распространения вирусных инфекций.
Самостоятельная работа обучающихся13
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика вирусных инфекций»
Заполнить таблицу «Источники вирусных инфекций и пути передачи»
Подготовка реферата по теме:
«Особенности лечения вирусных инфекций» 5 Раздел 6.
Основы инфектологии и эпидемиологи 9 Тема 6.1. Учение об инфекционном процессе. Содержание учебного материала 2 2
1. Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характеристика микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний: патогенность и вирулентность, инфицирующая и летальная доза, адгезивность, тропность, инвазивность, агрессивность, токсичность и токсигенность. Характерные признаки инфекционных заболеваний: специфичность, контагиозность, цикличность, наличие иммунизационного процесса Самостоятельная работа обучающихся14
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Заполнить таблицу «Пути и факторы передачи инфекционных болезней»
1
Тема 6.2. Учение об эпидемическом процессе. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий Содержание учебного материала
2 2
1. Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции Практические занятия 2 Участие медицинской сестры в профилактических и противоэпидемических мероприятиях. .Понятие об очаге инфекционного заболевания. Комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи. Самостоятельная работа обучающихся15
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов на темы: «Комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи», «Принцип борьбы с ВБИ» 2 Раздел 7. Клиническая микробиология
9 Тема 7.1. Микрофлора организма человека
Содержание учебного материала
2 1. Распространение микроорганизмов в природе: в почве, в воде, в воздухе, на теле человека. Понятие «нормальная микрофлора человека». Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека. Нарушение состава микрофлоры человека. Дисбактериоз, причины, симптомы, принципы восстановления 2
Самостоятельная работа обучающихся16
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях.
Подготовка реферата на тему: «Состав микрофлоры тела здорового человека» 1 Тема 7.2. Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований
Практические занятия
2 2
Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований
Самостоятельная работа обучающихся17
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление памятки для мед.персонала по методике взятия биоматериала. 2 Тема 7.3. Внутрибольничные инфекции. Методы стерилизации и дезинфекции
Содержание учебного материала
2 2
1. Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) и ее классификация. Основные причины возникновения ВБИ. Профилактика ВБИ. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.
Стерилизация. Дезинфекция. Самостоятельная работа обучающихся18
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов. 1 Раздел 8
Основы иммунологии
Содержание учебного материала 21 Тема. 8.1 Учение об иммунитете. Иммунная система организма.
1. Понятие об иммунитете, его виды. Неспецифические и специфические факторы защиты организма.
Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Иммунологическая толерантность.
Строение иммунной системы: центральные и перефиреческие органы. Основные клетки иммунной системы.
Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.
4 2
Самостоятельная работа обучающихся19
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов на тему
«Неспецифические и специфические факторы защиты организма», «Современные достижения иммунологии» 2 Тема 8.2. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Иммунодефициты
1. Содержание учебного материала
Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. Медицинские иммунобиологические препараты: их состав, свойства, назначение.
Врожденные и приобретенные иммунодефициты. ВИЧ – инфекция: характеристика возбудителя, клинические проявления, способы диагностики. 2 2
Практические занятия
Оценка иммунного статуса. Патология иммунной системы. 2 Самостоятельная работа обучающихся20
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов на тему: « ВИЧ – инфекция» 1 Тема: 8.3.
Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики.
Содержание учебного материала 2 1. Иммунопрофилактика и иммунотерапии. Вакцины: назначение, особенности создаваемого иммунитета.
Реакция организма на введение вакцин – «вакцинная инфекция».
Анатоксины.Реакция организма на введение анатоксинов.
Серотерапия и серопрофилактика, особенности создаваемого иммунитета.
Осложнения при серотерапии. Практические занятия
2 Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. Самостоятельная работа обучающихся21
Работа с источниками информации (бумажными, электронными). Составление рефератов на темы: «Осложнения при серотерапии», «Виды вакцин», «Практическое применение иммунологических реакций» 2 Тема: 8.4.
Применение иммунологических реакций в медицинской практике Содержание учебного материала 2 Характеристика иммунологических реакций и области их практического применения. Понятие об иммуноиндикации, серо-, аллергодиагностике и оценке иммунологического статуса 2
Практические занятия
2 1.
Техника проведения иммунологических реакций
Итого 2 сем. 24/16/17 Всего: 111 часов Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- общий рабочий стол для работы с реактивами;
- книжный шкаф;
- шкаф для реактивов;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведённых исследований и др.;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов инфекционным агентом;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.
3. Аппаратура и приборы
- лупа ручная (4х-7х);
- микроскопы с иммерсионной системой;
4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, , обеспечивающие проведение практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Используемая литература:
Основные источники:
1. Борисов Л.Б.
Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.
2. Воробьёв А.А.
Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Воробьёв А.А., Быков А.С.
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии6 Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4. Воробьёв А.А.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
5. Сбойчаков В.Б.
Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Тец В.В.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Медицина, 2002.
Дополнительные источники:
1. Алешукина А.В.
Медицинская микробиология: Учебное пособие. – Ростов н\д: Феникс, 2003.
2. Г.Р. Бурместер
Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Воробьёв А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. –М.: Мед. информ. Агентство, 2006.
4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.
Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.
Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.
6. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А.
Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.
Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований: Учебное лит. Для учащихся мед. училищ и колледжей. – М.: Медицина, 2004.
8. Лабинская А.С.
Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований. Издательство: Медицина, 2005.
9. Лабинская А.С.
Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Книга 1.Издательство: БИНОМ, 2008.
10. Малов В.А.
Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
11. Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И.
Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
12. Марри П.Р., Шей И.Р.
Клиническая микробиология. Краткое руководство: Пер. с англ. – М.: Мир, 2006.
13. Маянский А.Н.
Патогенетическая микробиология. Издательство: НГМА, 2006.
14. Покровский В.И., Поздеев О.К.
Медицинская микробиология. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.
Интернет ресурсы:
1. МедУнивер - медицинский информационный портал для интересующихся. Общая микробиология. meduniver.com
2. Медицинское видео. Книги по медицине. Медицинский фото атлас.Общая микробиология. meduniver.com
3. Медицинская микробиология и иммунология в Интернете.
Сайт одного из лидирующих в мире журналов по микробиологии. Издается Обществом oбщей микробиологии (The Society for General Microbiology ) для специалистов различного профиля.
www.medicum.nnov.ru/nmj/2003/1/38.php4. Лаб-Биомед - сайт компании Lab-Biomed. Современная микробиология
5. Гигиенический контроль. Оборудование. Химический анализ. www.microbio.ru6. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари slovari.yandex.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формируемые общие компетенции и профессиональные компетенции
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований Решение ситуационных задач.
Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.
Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.
Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).
Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.
Описание культуральных свойств бактерий, грибов.
Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств.
Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.
Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.
Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.
Выполнение тестовых заданий ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.
Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.
Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы) ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1-2.3
ПК 2.5-2.6
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними.
Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии» ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».
Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.
Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи ( других биотопов)» ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Знать основные методы асептики и антисептики Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.
Решение ситуационных задач.
Выполнение тестовых заданий. ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач.
Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.
Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации ОК 1-5
ОК 8
ОК 11
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач.
Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.
Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1-2.3
ПК 2.5-2.6