Рабочая программа дисциплины Основы микробиологии и иммунологии для специальности Сестринское дело
Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
базовой подготовки
Г. КИНЕШМА 2015 г
Рассмотрена
на заседании ЦМК
Протокол № _______________
от « _____ » _____________ 2015 г.
Председатель ЦМК____________
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе: ________________С.А.Краснова
« _____ » _____________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КМК»
Разработчики:
Мелентьева Надежда Александровна, преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кинешемский медицинский колледж».
Баринкова Татьяна Сергеевна – методист Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кинешемский медицинский колледж».
Эксперт:
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 . Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии относится к профессиональному циклу дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
У.1. проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
У.2. проводить простейшие микробиологические исследования;
У.3. дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
У.4. осуществлять профилактику распространения инфекции;
знать:
З.1. роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
З. 2. морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
З.3. основные методы асептики и антисептики;
З.4. основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
З.5. факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике;
Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
написание рефератов, докладов
подготовка текстов профилактических бесед
выполнение домашней работы
10
6
20
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Общая микробиология
Тема 1.1. Введение
Содержание учебного материала
1
Роль микроорганизмов в жизни человека и общества
Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества. Научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
Составление сообщений по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними.
1
Тема 1.2. Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы
Содержание учебного материала
3
Морфология, физиология и экология микроорганизмов, методы их изучения Проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований
Поводить простейшие микробиологические исследования
Прокариоты и эукариоты. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Предмет и задачи бактериологии, микологии, паразитологии, вирусологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой.
Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз. Симбиотические отношения: мутуализм, комменсализм, паразитизм, характеристика каждого типа взаимоотношений, их значение для человека.
Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и оснащение базовой лаборатории.
Правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом.
1
Практические занятия Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
1
Тема 1.3. Экология микроорганизмов
Содержание учебного материала
6
Основные методы асептики и антисептики
Понятие об экологии. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней.
Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы.
Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы.
Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Аппараты для тепловой стерилизации (паровой стерилизатор,воздушный стерилизатор, другие стерилизаторы), их устройство, правила работы, техника безопасности при эксплуатации.
Понятие о дезинфекции. Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции.
Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспресс-контроля стерилизации и дезинфекции.
Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики.
Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.
2
Практические занятия
Стерилизация. Дезинфекция.Сбор,хранение,утилизация,медицинскихотходов,содержащих инфицированный материал.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов и пр.Составление рефератов на тему «Микрофлора окружающей среды».
3
Тема 1.4. Учение об инфекционном и эпидемическом процессах
Содержание учебного материала
4
Основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Паразитарная форма взаимоотношений микро – и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционных болезней: зависимость от вида патогенного микроорганизма, контагиозность, цикличность. Периоды инфекционной болезни. Формы инфекционного процесса.
Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природнаяочаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация).
Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях, составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения (например, о соблюдении правил личной гигиены в целях профилактики кишечных инфекций для школьников начальных классов).
3
Тема 1.5. Учение об иммунитете
Содержание учебного материала
8
Дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Осуществлять профилактику распространения инфекции, факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Виды иммунитета.
Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение.
Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение.
Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы.
Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение.
1
Практические занятия
Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета в развитии общества», «Медицинские иммунологические препараты (например вакцины), их практическое применение и значение для человека и общества»
3
Раздел 2. Бактериология
Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения
Содержание учебного материала
2
Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы. Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение.
Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам.
Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований.
1
Практические занятия
Изучение морфологии бактерий
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Приготовление препаратов для музея препаратов кабинета микробиологии.
1,5
Тема 2.2. Физиология бактерий, методы её изучения
Содержание учебного материала
2
Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий.
Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации.
Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий. Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов.
1
Практические занятия
Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях
1,5
Тема 2.3. Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях
Содержание учебного материала
8
Дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Осуществлять профилактику распространения инфекции
Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.
Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).
Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности.
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом, методом серийных разведений, постановкой (-лактамозного теста, экспресс-методами.
Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.
Методы микробиологической диагностики бактериальных инфекций: микроскопическое и бактериологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина); аллергические диагностические пробы (кожные, invitro); молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот).
1
Практические занятия
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами)
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения.
4
Раздел 3. Микология
Тема 3.1. Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения
Содержание учебного материала
2
Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. Морфология грибов.
Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устой
·