КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО — ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кущевский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края







УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО
«Кущевский медицинский колледж»
_______________ Н.В. Цапкина
« ____» ___________ 2015 год










КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
по учебной дисциплине
«Основы Микробиологии и иммунологиии»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ









Ст-ца Кущевская
2015 г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) программы учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии


Организация разработчик:
ГБОУ СПО «Кущёвский медицинский колледж»

Разработчик:
ГБОУ СПО «Кущёвский медицинский колледж» преподаватель
Н.А. Фоменко










Рассмотрено на заседании ЦК № 2
Протокол № 10 от «23» июня 2015 г.
Председатель ЦК № 2 Т.В. Кащенко /______________/



Одобрено методическим советом колледжа
Протокол №_____от «_____»_______________ 2015 г.








I. Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств

1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Специальность
Формы промежуточной аттестации

1
2

34.02.01 «Сестринское дело»
КЭ


2. Область применения комплекта контрольно - оценочных средств
Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело».
Формой аттестации по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» для отделения «Сестринское дело» - комплексный экзамен.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике








Перечень основных показателей оценки результатов освоения учебной дисциплины в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

Решение ситуационных задач.
Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.
Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях

- проводить простейшие микробиологические исследования
Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микрокопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.
Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).
Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.
Описание культуральных свойств бактерий, грибов.
Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации

- осуществлять профилактику распространения инфекции
Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.
Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.
Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы)

-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к разным группам (бактериям, грибам, простейшим) по рисункам, фотографиям, муляжам на основании морфологических и культуральных свойств.
Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.
Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.
Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.
Решение заданий в тестовой форме.


Знания:
- морфологии, физиологии, экологии микроорганизмов, методов их изучения


Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».
Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.
Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи и других биотопов»

- основных методов асептики и антисептики
Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.
Решение ситуационных задач.
Выполнение тестовых заданий.

- основ эпидемиологии инфекционных болезней;
- путей заражения, локализации микроорганизмов в организме человека;
-основ химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней


Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач. Заполнение таблиц по дифдиагностике.
Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.
Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации

- факторов защиты;
- видов иммунитета, его значение для человека и общества;
-принципов иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека;
-применения иммунологических реакций в медицинской практике
Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач.
Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов.
Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.
Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества


















II. Пакет экзаменующегося
Инструктаж:
1. Внимательно прочитайте задания.
2. Определите основные положения ответа на теоретический вопрос.
3. Прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы.
4. Время выполнения-20 минут.
Задания№1
Перечислить возбудителей вирусных инфекций. Рассказать о мерах
неспецифической профилактики вирусных заболеваний.
Задача
В материале, полученном при дуоденальном зондировании, обнаружены подвижные простейшие размером 10-15 мкм, грушевидные, задний конец заострен. Во время движения – поворачиваются вокруг продольной оси тела, как бы с боку на бок. Определите вид простейших.
Задания№2
Инфекционный процесс. Дать определение, перечислить его формы.
2. Задача
При дегельминтации у больного выделились фрагменты крупного лентовидного гельминта, длина члеников намного больше ширины, в центре члеников видно слегка выступающее темное пятнышко
- Определите вид
Задания№3
Перечислить основные формы бактерий. Рассказать о строении бактериальной
клетки.
Задача
Из стационара после выздоровления выписан пациент, перенесший газовую гангрену. В каком режиме необходимо провести стерилизацию постельного белья пациента?
Задания№4
Эпидемический и инфекционный процессы. Дать определение, назвать звенья, механизмы и пути передачи возбудителя, степени интенсивности процесса.
Выполнить технику проведения исследования микроорганизмов методом
«висячей капли».
Задания№5
Вирусы. Морфология и структура, стадии репродукции.
Задача
Из стационара после выздоровления выписан пациент, перенесший газовую гангрену. В каком режиме необходимо провести стерилизацию постельного белья пациента?
Задания№6
Назвать периоды в истории развития микробиологии и иммунологии, дать их краткую характеристику.
Задача
При микробиологическом исследовании отделяемого фурункула выделен S.aureus. К какой группе представителей нормальной микрофлоры кожи относится этот микроорганизм?
Задания№7
Перечислить медленные инфекции и назвать их характерные признаки.
Задача
Определите последовательность работы в инфекционном очаге.
(расставьте номера)
1. Сбор эпидемиологического анамнеза
2. Взятие материала у контактных лиц
3. Введение контактным вакцины, иммуноглобулина, выдача бактериофага
4. Выявление среди контактных восприимчивых лиц
5. Заполнение экстренного извещения
6. Сообщение в поликлинику и СЭС о выявлении больного
7. Назначение текущей дезинфекции
8. Изоляция больного
9. Выявление лиц, контактировавших с больным
Задания№8
Основные формы иммунного реагирования организма. Перечислить и дать
краткую характеристику.
Задача
После работы бактериолог должен провести дезинфекцию своего рабочего стола и рук. - Какие дезинфицирующие растворы и в каких концентрациях необходимо использовать для этих целей?
Задания№9
Перечислить факторы окружающей среды, влияющие на микроорганизмы.
Выполнить технику проведения развернутой реакции агглютинации.
Задания№10
Интерфероны, дать определение, перечислить виды, назвать их свойства.
Задача
При проведении санитарно-бактериологической оценки чистоты питьевой воды выявлено: микробное число-100, общие колиформные бактерии-5.
Ваше заключение о качестве воды.
Задания№11
Органы иммунной системы человека, перечислить, дать характеристику их функций.
Выполнить технику приготовления препарата «раздавленная капля».
Задания№12
Задача
При проведении санитарно-бактериологической оценки чистоты воздуха в родильном зале до работы выявлено: микробное число-1000, S.aureus-10. Ваше заключение о чистоте воздуха. - Какие мероприятия необходимо провести для стерилизации воздуха в родильном зале?
Определить чувствительность бактерий к антибиотикам диско-диффузным
методом.
Задания№13
Протозоология, дать определение, назвать классификацию простейших.
Задача
Больной Н., 43 лет предъявляет жалобы на дисфункцию кишечника (запоры, чередующиеся с поносом, метеоризм, боли в животе). При бактериологическом исследовании фекалий выявлено качественные и количественные изменения в облигатной и факультативной микрофлоре толстого кишечника. Какая степень дисбактериоза имеет место?
Задания№14
Гельминты: рассказать классификацию и особенности их влияния на организм человека.
Задача
В МПБ обнаружен диффузно-мутящий тип роста, на среде Эндо-лактоз позитивные колонии с металлическим блеском.
- Какой микроорганизм может давать такой характер роста?
Задания№15
Иммунитет, его виды, краткая характеристика.
Выполнить технологию оказания медицинской услуги: «Введение
противодифтерийной сыворотки по методу Безредко».
Задания№16
Антигены: дать определение и краткую характеристику свойств антигенов.
Выполнить технику проведения окраски препаратов по Граму.
Задания№17
Назвать классы иммуноглобулинов организма человека, дать их краткую
характеристику.
2. Выполнить технологию оказания медицинской услуги: «Исследование на
энтеробиоз методом липкой ленты».
Задания№18
Современная классификация вакцин, её характеристика.
Выполнить технику проведения реакции связывания комплемента.
Задания№19
Дать определение бактериофага. Перечислить бактериофаги, выпускаемые в России.
Задания№20
Дать классификацию и описать строение грибов.
Задания№21
Назвать виды взаимоотношений микро - и макро организмов, дать их краткую характеристику. Дать классификацию микроорганизмов по степени их биологической опасности.
Задания№22
Назвать основные клетки иммунной системы организма человека и дать их краткую характеристику.
Задания№23
Классификация питательных сред, её характеристика.
Задания№24
Дать определение инфекционного процесса, назвать его формы.
Задания№25
Дать определение внутрибольничной инфекции (ВБИ). Рассказать
профилактику ВБИ.
Задания№26
Выполнить технику проведения отбора проб с рук «методом смывов».
Задания№27
Выполнить технику проведения реакции преципитации Оухтерлони.
Задания№28
Микробиоценоз воды. Микробиоценоз почвы. Дать определение и краткую характеристику.
Задания№29
Описать жизненный цикл широкого лентеца и свиного цепня.
Задания№30
1.Выполнить технику проведения реакции агглютинации на стекле.
Задания№31
Дать понятие о патогенности и вирулентности, летальной и инфицирующей дозы.
Задания№32
Выполнить технику проведения реакции преципитации Асколи.

Задания№33
Выполнить технику проведения реакции связывания комплемента.

Задания№34
Перечислить и дать краткую характеристику методам микробиологической
диагностики.
Выполнить технику проведения посева бактериальной петлей на скошенную и жидкую питательные среды.
Задания№35
1.Назвать иммунодефицитные состояния, дать краткую характеристику.
2.Выделение чистых культур бактерий. Алгоритм исследования.
2.1. Задания для проведения экзамена
III . Пакет экзаменатора
Условия:
дифференцированный зачет проводятся для одной подгруппы. Ответы предоставляются устно. Количество вариантов задания для экзаменующегося по числу студентов в подгруппе.
Место проведения: учебная аудитория.
Время выполнения каждого задания: 20 минут.
Оснащение:
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования,
регистрации результатов проведённых исследований и др.;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов
инфекционным агентом;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в
профилактической деятельности.
Литература для студентов:
Основная
1.Зверев В.В., Бойченко М.Н. «Основы микробиологии и иммунологии» - М.:ГЭОТАР-Медиа,2014 г.
2.Камышева К.С., « Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований»,Ростов н\Д: «Феникс»,2010г.
3.Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» -Изд.8-е,стер.- Ростов н\Д: «Феникс»,2013г.
Дополнительная:
1.Сбойчаков В.Б. «Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений-2-е изд., испр. и доп.-СПб.:СпецЛит,2011 г.
2. Сбойчаков В.Б., Карапац М.М. «Микробиология, вирусология и иммунология руководство к лабораторным занятиям» учебное пособие- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014 г.
2.Приказ №229 от 27.06.2001 г.

Критерии оценок:
критерии оценок устного ответа
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной патологии; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной патологии, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной патологии; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога;
- 2 «неудовлетворительно» – неверный теоретический ответ.
критерии оценок задач
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога,
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента.















Заголовок 1Nђ Заголовок 2 Заголовок 3\ђ Заголовок 415