Выступление на конференции для учителей адаптивного класса
Выявление лучших практик по привлечению общественности к разработке и реализации АООП для детей с ОВЗ
В 2014 году Омская область вошла в число регионов, участвующих в апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возникла необходимость обновления содержания образования в подходах организации коррекционной работы, в создании условий для успешной социализации и адаптации лиц с инвалидностью.
В связи с этим школой была разработана дорожная карта и план-график по введению ФГОС. За счет средств областного бюджета прошли повышение квалификации 5 педагогов для работы с детьми с ОВЗ. С 1 сентября 2015-2016 учебного года мы начали работать по новым стандартам в пилотном режиме.
Как прописано в Стандарте, для обучающихся с ОВЗ предусмотрен выбор одного из четырех вариантов образовательных программ. Первый и второй варианты предусматривают получение обучающимися с ОВЗ цензового образования. Третий и четвертый варианты предназначены для обучения детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. Творческой группой педагогов были разработаны АООП (I,II варианты), КТП, а так же подобраны дидактические материалы, большая часть которых изготовлена своими руками.
В настоящее время трое первоклассников осваивают примерные адаптированные основные общеобразовательные программы: двое обучающихся занимаются по 1 варианту и один обучающийся по 2 варианту (ТМНР), уровень развития которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья.
Для этого обучающегося совместно с родителями была разработана специальная индивидуальная программа развития - СИПР. Обязательным компонентом СИПР является краткая психолога- педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно - развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания СИПР на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
При разработке и реализации АООП особое внимание уделялось коррекционно - развивающим, логопедическим занятиям и ритмике, так как дети неговорящие.
Коррекционная работа была организована по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно - развивающее, консультационное, информационно- просветительское, социально- педагогическое.
Диагностика осуществлялась в несколько этапов. Первичное обследование проводилось в течение сентября месяца, в ходе которого вместе с родителями и социально- психологической службой школы выявились особые образовательные потребности и личностные достижения обучающихся. Дальнейшая диагностика проводилась на протяжении всего периода обучения в форме наблюдения. Кроме того были определены контрольные точки для проведения промежуточной диагностики (I и II полугодия) с целью корректировки плана коррекционной работы. Диагностическая работа осуществлялась в рамках школьного ПМП консилиума. Первые месяцы было тяжело наладить диалог с родителями (они ожидали, что произойдет чудо и ребенок заговорит), но постепенно работа наладилась. В режиме сотрудничества обсуждали достижения в развитии каждого ученика.
В содержание коррекционно –развивающей области были включены занятия ритмикой, логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов. Содержание данной работы было составлено в соответствии с рекомендациями ПМПКомиссии. Благодаря реализованной коррекционно-развивающей работе у детей с умственной отсталостью поддерживался оптимальный уровень активности: обучающиеся учатся регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности.
Консультационная помощь (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник) оказывалась семьям с целью решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении АООП.
Большая работа проводилась с родителями и при разработке и реализации направлений воспитательной работы: проведение традиционных праздников, посещение новогоднего представления в г. Омске, совместные мероприятия с библиотекой, участие в дистанционных конкурсах. Родители активно сотрудничают с комплексным центром социальной поддержи населения (КЦСОН).
Организация внеурочной деятельности осуществлялась при участии родительской общественности. Внеурочная деятельность направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и на взаимодействие с разными людьми. Внеурочная деятельность (общекультурное направление) реализовывалась с помощью занятий кружка «Глина» в объеме 1 час в неделю. Участие ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности так же соотносится с его психофизическими особенностям, позволяет максимально социализировать, делая его равным среди сверстников, помогая ему стать успешным и уверенным в своих силах и возможностях.
На каждого обучающегося заведено Портфолио, в которое включаются работы обучающегося. Отбор работ для Портфолио ведется самими обучающимися совместно с классным руководителем при участии семьи.
За год работы мы добились маленьких успехов и побед. Это стало возможным благодаря совместной, кропотливой работе с родителями.
Михаил О.(I вариант), обучение на дому: пишет на слух свое имя, знает алфавит, может списывать небольшие слова и показывать их на картинках. Научился составлять сказки по сюжетным картинкам. Различает эмоции на лице человека (огорчение, радость, испуг). На занятиях физической культуры стал заниматься более ответственно. В тренажерном зале осваивает тренажеры. Походка стала более уверенная, чем была в начале года (мама водила за руку). Знает животных: домашних, диких; птиц. Знает и показывает насекомых, рыб. Буквы обводит более уверенно и аккуратно. Знает счет в пределах 10. Различает основные цвета, геометрические фигуры. Умеет работать с пиктограммами, компьютерами, различает музыкальные инструменты.
Михаил посещал занятия внеурочной деятельности. За это время в портфолио накопилось много работ. Участвовал вместе с мамой и педагогами во всероссийских конкурсах "АРТ-талант Вдохновение " и получил дипломы победителя (1 место) в номинации ДПИ.
Дмитрий Т. (IIвариант), обучение на дому: знает алфавит, из азбуки складывает самостоятельно более 40 слов. Стал держать карандаш, авторучку. Научился пользоваться клеем, скотчем, ножницами. Делает это с удовольствием. Знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых. Стал произносить буквы, но пока очень тихо. Знает эмоции: радость, огорчение, страх. Счет в пределах 10. Различает основные цвета. Любит музыку, с удовольствием выполняет музыкальные физминутки. Знает музыкальные инструменты. Любит танцевать вальс, кружиться. Умеет работать с пиктограммами.
Мирослав О (Iвариант), адаптивный класс: запомнил алфавит без картинок, начал составлять слоги. На уроке речевой практики очень эмоционально рассказывает сюжет к картинкам. По образцу может выполнить нормативы, но не в полном объеме.
Нам есть над, чем работать и к чему стремиться: не хватает узких специалистов-дефектолога, психолога, логопеда, квалифицированных педагогов, необходимых для организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями. Отсутствуют должные материально- технические условия для получения образования детей, ранее считавшихся «необучаемыми». Необходимо создание толерантной среды в ОО посредством реализации социально- значимых проектов, включение общественных организаций в пропаганду идей инклюзивного образования. Развитие системы оказания ранней помощи семьям, воспитывающих детей- инвалидов.
Таким образом, первый год реализации ФГОС детей с умственной отсталостью показал, что для успешного решения задач воспитания и обучения детей с ОВЗ важно взаимодействие педагогического коллектива с семьей, с общественными организациями. Это взаимодействие позволит выявить особенности психофизического развития ребенка, а также подобрать и создать оптимальные условия полноценной и гармоничной личности в условиях инклюзивного образования.
Учитель дефектолог адаптивного класса
МБОУ «Оконешниковская СШ»