План-конспект урока по литературе родного края 7 класс


Управление образования администрации города Горловка
Горловская гимназия «Интеллект»
Разработка конспекта урока по литературе родного края
на Республиканский конкурс «Краеведческий калейдоскоп: Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины»
«Где-то в Горловке…
Городская и философская лирика в творчестве Ивана Нечипорука»
(7 класс)

Составила
учитель украинского и русского языков и литературы
Ерохина Наталья Сергеевна
Тел. 0507571206; 0930844544
e-mail : yfnf1042@mail.ruГорловка
2015
Аннотация.
Разработка плана-конспекта урока по литературе родного края для обучающихся в 7 классе с текстовым и иллюстративным материалом о творчестве Ивана Нечипорука. Рекомендовано для студентов-филологов и преподавателей литературы.
Вступление.
Город Горловка – один из крупнейших промышленных центров и населённых пунктов Донецкой Народной Республики, имеющий боевое историческое прошлое, а так же немалое культурное наследие, которое активно развивает и достойно представляет теперешнее поколение жителей города.
Одним из представителей литературных деятелей города является талантливый поэт Иван Нечипорук, который не только творит, а и помогает молодому поколению в публикации и распространении произведений, являясь одним из создателей литобъединения «Стражи весны».
В конспекте урока представлена городская и философская лирика
И.Нечипорука, которая поможет обучающимся увидеть в большом промышленном городе яркую осень, почувствовать силу любви горожанина к своей малой родине.Тема урока: Где-то в Горловке… Городская и философская лирика в творчестве Ивана Нечипорука.
Цель урока: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая к духовным исканиям отечественных писателей, познакомить семиклассников с творчеством земляка, раскрыть внутренний мир лирического героя;
научить понимать поэтические образы, анализировать стихотворения; развивать навыки целостного восприятия поэтического произведения через выразительное чтение;
воспитывать читателя, формируя всесторонне развитую личность, прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотические чувства к Донбассу.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: проектор, иллюстрации на осеннюю тематику, презентация.
В который раз я повторяю слова любви к родному краю.Е. Легостаев1.Вступительное слово учителя.
В начале нашего урока нельзя не вспомнить о том, что город Горловка – один из самых больших промышленных и культурных центров Донбасса. Большое количество известных людей прославило имя нашего города: шахтёр Никита Изотов, лётчик-космонавт России и СССР, полковник, Герой Советского Союза Александр Волков, на одной из горловских шахт трудился и известный советский писатель А.П.Гайдар, многие знают также имя известного поэта П. Беспощадного, 120-летие которого отмечается в этом году. И сегодня в это нелёгкое время город не просто выживает, а продолжает жить и трудиться, стараясь залечить раны и восполнить потери. Процесс восстановления тяжёл и долог, но горловчане всегда отличались особой стойкостью духа и жаждой жизни. Во многом такой оптимизм нам даёт и литературное творчество наших земляков.
2.Работа над темой урока.
Конечно, жизнь вносит свои коррективы. И сегодня мы с сожалением говорим о тех, кто покинул родной край. Многие из нас знают, что такое ностальгия, как тяжело быть далеко от родного дома, даже если находишься в прекрасном месте, рядом с отзывчивыми и добрыми людьми. Но душа и мысли летят в свой любимый двор, в голове постоянно возникают воспоминания о тех, с кем рос, играл, встречал новый день и любовался ночным звёздным небом. Об этом и рассказывает одно из стихотворений горловского поэта Ивана Нечипорука .Выразительное чтение учителем стихотворения «Где-то в Горловке». ( Слайд 1)
15240270510 Где-то в Горловке
Иван НечипорукЗдесь небо неуёмно-синее,Черёмухи во всю пьянят.А где-то там цветут робинии,Но к сожаленью без меня.И позабыв про все приличия,Тоскую над чужой рекой.Ведь где-то там цветут гледичии Непостижимо далеко. Гледичии возле гимназии «Интеллект» Впадая на ходу в прострацию, г. Горловка Я полон боли и огня. Ведь в Горловке цветут акации, Но без меня.                      Но без меня.
Беседа.
1.Каким настроением пронизана поэзия?
2.Сталкивались ли вы с подобной ситуацией в жизни?
3.В какой строфе мы чувствуем наивысшую точку эмоционального восприятия окружающего мира лирическим героем?
4.Есть ли в стихотворении слова, которые требуют объяснения?
Справка для учителя:
Робиния в Энциклопедическом словаре:Робиния - род деревьев и кустарников семейства бобовых. Ок. 20 видов, главным образом в Сев. и Центр. Америке. Несколько видов в культуре, особенно широко - т. н. белая акация, завезенная в Европу в нач. 17 в; дерево с ажурной раскидистой кроной и белыми душистыми цветками; один из лучших медоносов.

ГЛЕДИЧИЯ
(Gleditsia), род листопадных деревьев сем. бобовых. Стебли и листья с простыми и ветвистыми колючками. Цветки мелкие, зеленоватые, в укороченных пазушных кистях. Плод — боб с чечевицеобразными семенами. Св. 10 видов, в тропиках и субтропиках обоих полушарий; в СССР в лесах Талыша (Вост. Закавказье) исчезающий вид — Г. каспийская (G. caspia), в Красной книге СССР; 7 видов — в культуре. В парках и садах в юж. р-нах СССР разводят сев.-амер. Г. обыкновенную (G. triacanthos); размножается семенами, используется для облесения степей. Медонос. Твёрдая древесина Г. идёт на изготовление разл. изделий, шпал, столбов.
.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)
3)Ролевая игра.
А теперь мы поближе познакомимся с нашим автором . Для этого возьмём у него интервью. В роли журналиста будет ученик нашего класса (Ф.И.), а за поэта выступит учащийся (Ф.И.).
Журналист. Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям о поэте , творчество которого прославляет наш край. Это Иван Нечипорук.
Здравствуйте, скажите, когда и где Вы родились и где прошло Ваше детство?
Поэт. Родился 24 июня 1975г. на окраинном посёлке Глубокая города Горловка Донецкой области, в семье шахтёра. В 1982 году пошёл в СШ №6, где крайне не успешно закончил 9 классов.  Затем учёба в филиале ПТУ №92, но по специальности, полученной в училище работать не захотел. Вслед за другом пришёл на шахту им. Ю.А. Гагарина «временно» поработать поверхностным слесарем, а через 2 года перевёлся подземным рабочим. Работал на шахтах Донбасса горно-рабочим очистного забоя и горномонтажником. Среднее образование получил лишь в 1999 году, закончив ВСШРМ №1.

Журналист. Как же Вы пришли к литературному творчеству?Поэт. В 2004 году поступил в Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, на заочное отделение по специальности «Украинский язык и литература, зарубежная литература», который закончил в 2008 году со степенью бакалавра. В 2009 году закончил филологический факультет Славянского Государственного Педагогического Университета, получив диплом специалиста. В данный момент - работник ГП «Артёмуголь», шахта им. А.И. Гаевого.

       Стихи пробовал писать ещё в школе, но начало творческого подхода к поэзии датируется 1994 годом. Первое опубликованное стихотворение «Опять Балканы…» было напечатано в апреле 1999 года. В том же году, благодаря встрече с горловской поэтессой Тамарой Гончаровой, впервые пришёл в литературное объединение «Забой». Первые годы литературной деятельности дались очень тяжело из-за отсутствия публикаций в прессе. Но позже, когда  страх безмолвия отступил, стали появляться публикации в газетах, альманахах и сборниках,  стал активно участвовать в литдвижении края.
Журналист. Насколько нам известно, вы не замыкаетесь в узком кругу собственных планов, а ещё и активно помогаете молодым дарованиям, активно пропагандируете их творчество.
Поэт. В 2004 году стал лауреатом областной литпремии им. Николая Рыбалко. С 2003 года увлёкся публицистикой, сотрудничал с городскими, областными и всеукраинскими газетами ("Кочегарка", "Вечерняя Горловка", "Дзержинский шахтёр", "Шахтёр Украины", "Донеччина", "Отражение"). В данный момент в качестве публициста  сотрудничаю с интернет-СМИ (публицистику подписываю, чаще всего, псевдонимом  - И.А. Черняев).

       В 2010 году, создал при содействии Анны Воиновой, Галины Кузнецовой (Ивановой) и Ивана Волосюка литобъединение «Стражи весны», став его первым смотрителем. В 2009 году стал членом Международного клуба православных литераторов «Омилия», а через год был принят в  Межрегиональный союз писателей  (входит в Международное сообщество писательских союзов (бывший СП СССР)). В 2010 году за книгу «Трудоприношение» был удостоен литпремии им. Евгения Легостаева, а в 2012 году за книгу «Каждым нервом» получил областную литературную премию им. Виктора Шутова. 27 апреля 2013 года стал делегатом VI съезда Межрегионального союза писателей в Луганске, по итогам которого вошёл в состав правления МСП. Так же на этом съезде был отмечен литературной премией имени "Молодой Гвардии".  Летом 2013 года получил Региональную  литературную премию им. А. Стаханова. В сентябре 2014 года, был принят в ряды Союза писателей России. В 2015 году был удостоен литературной премии им. Михаила Матусовского.Стихи   публиковались в журналах: «Донбасс» (Донецк).
Журналист. Большое спасибо за интервью, будем ждать новых произведений.
4)Свою жизненную позицию автор твёрдо задекларировал в стихотворении «К Донбассу». Выразительное чтение поэзии учащимися. (Слайд 2)
К Донбассу
Иван Нечипорук***Рассеиваний больше не приемлю,Сложив свой мир из образов, примет.Как смею родиною называть я землю, Где ни копров, ни терриконов нет?И я живу, и берегу сыновье Святое чувство, помня каждый час,Что я исполнен трепетной любовьюК родной земле по имени Донбасс!
5)Беседа.
1.Что такое патриотизм?
2.Что для вас означают слова «родная земля»? (моя улица, город; дом, где живёт бабушка, дедушка; место в городе, где гулял с родителями…)

Вид из окна по ул. Гречнева г. Горловка Улица Малыныча г. Горловка
6) В творчестве всех поэтов присутствует тема осени. Это не просто пора года, это – состояние души. Какой же увидел осень наш поэт? Сейчас мы познакомимся со стихотворением с яркими образами и метафорами.
Выразительное чтение поэзии семиклассниками. (Слайд 3)

Тополь горит
Иван Нечипорук***Тополь горит, как большой канделябр,В небе курлычут незримые стаи,Жёлтой куницей крадётся октябрь,Пышным хвостом за собой заметая.Город смирился с осенней тоскойИ отдыхает от боли и страха…Я растворяюсь в потоке людском И отрясаю одежды от праха.Чувствую запах костров за верстуИ принимаю его как подарок.Ветер шумит и каштановый стукЛупит в тамтамы пустых тротуаров.

7)Беседа.
1.Какие впечатления от стихотворения у вас остались?
2.Какие ассоциации возникли во время прочтения поэзии?
3.Любите ли вы осень?
4.Работа в группах.
А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы: «Художники» и «Музыканты».
«Художники» работают над мини-проектом «Цвет стихотворения» (используя технологическую карту «Символы цветов», попробуйте раскрыть содержание цветовой палитры стихотворения «Тополь горит»).
(Приложение 2)
«Музыканты» работают над мини-проектом «Музыка стихотворения» (используя технологическую карту «Характеристика музыки», попробуйте раскрыть содержание палитры звуков стихотворения «Тополь горит»). (Приложение 3)
5.Подведение итогов.
И в завершении урока в качестве подведения итогов я предлагаю вам составить сенкан, в котором вы сможете показать своё мастерство в использовании словесных форм для выражения мыслей. (Приложение 4)
Пример:
Поэт
Романтичный, пленительный
Показывает, размышляет, возвеличивает
Новые образы города
Талант
5. Рефлексия.
Закончите предложения:
На уроке я познакомился (лась) с …
Больше всего меня поразило …
Поэзия для меня – это …
6. Выставление отметок, комментарии учителя.
Домашнее задание
Глубже познакомится с творчеством И.Нечипорука, а так же других поэтов г.Горловка, подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения.
Творческое задание (на выбор) : подготовить иллюстрацию к понравившейся поэзии; написать эссе по теме «Осень в городе»; написать сочинение-рассуждение о судьбах мигрантов.
Приложение 1.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
         Тема стихотворения:          - пейзаж;          - общественно-политическая;          - любовная/интимная;          - философская.
         Сюжет:          - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);          - без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова 5. Композиция лирического произведения. Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
         Композиция: размер, рифма, ритм.          Размер:          акцентный стих;          _ _' _ амфибрахий;          _ _ _' анапест;          верлибр (свободный или белый стих);          '_ _ _ дактиль;          дольник;          '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;          _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
         Рифма:          аабб - парная;          абаб - перекрёстная;          абба - кольцевая.          анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.          переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов.
         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:          - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;          - гипербола - художественное преувеличение;          - ирония - скрытая насмешка;          - литота - художественное преуменьшение;          - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;          - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;          - паралеллизм;          - сравнение;          - эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. Приложение 2.
Технологическая карта «Символы цветов»
красный – олицетворяет страсть, независимость, мощную энергию, силу и власть. Здесь следует подчеркнуть, что согласно древним верованиям, красные пояса, кушаки, ленты, вплетенные в волосы, и даже красные ниточки, повязанные на запястье, способны защитить от дурного глаза, злых духов, завистников и недоброжелателей;
желтый – цвет Солнца, света и золота, считается, что он символизирует счастье, изобилие и умиротворение;
оранжевый – в психологии трактуется, как цвет, способный улучшать настроение и нести позитивные эмоции. На Востоке оранжевый, как и уже упомянутый желтый, называют цветом Солнца;
зеленый – означает жизнь, природу и ее неисчерпаемое богатство. Считается, что он способен успокаивать, настраивать на мудрые мысли и поиск жизненных ценностей;
голубой и синий – являются символами стабильности, уверенности, постоянства. Это цвета высоты и глубины, олицетворяющие верность, искренность и честность;
фиолетовый – один из самых загадочных цветов радуги, которому приписывают магические свойства. В психологии предполагается, что он символизирует человеческое стремление к высшему духовному сознанию.
Приложение 3.
Технологическая карта «Характеристика музыки»
Радостно
Весело, блестяще, легко, ослепительно, искрясь, проворно, ловко, феерично, приподнято, юрко, невесомо, звонко, игриво, полетно, звучнобойкоЗадорно, празднично, лучисто, лучезарно, бодро, ярко,живоТоржественно
Величественно, величаво, помпезно, церемонно, триумфально, ликующе, шумно, значительно, роскошно, победно, восторженно,бравурно, эффектно, озарено, призывно, пышно, грандиозно, открыто
оптимистично
Энергично
Мужественно, крепко, уверенно, неодолимо, непокорно, решительно
твердо, неукротимо, напористо, смело, упруго, неотступно, отважно
независимо, молодцевато, гордо, настойчиво, маршеобразно, необратимо, самозабвенно, сильно
ЭлегийноМеланхолично, милосердно, нерешительно, несмело, растерянно, вкрадчиво, безвольно, разочарованно, беззащитно, прозрачно, покорноЛирично
Волшебно, волнительно, задушевно, мечтательно, интимно, сентиментально
Просветлённо, расслабленно, добродушно, дремотно, равнодушно
Поэтично
Мечтательно, доверчиво, задумчиво, духовно, проникновенно, благородно, скромно
Хмуро
Холодно, угнетающе, темно, глухо, приглушённо, сердито, предупреждающе, зловеще, невыразительно, бесцветно, неприветливоПриложение 4.
Правила составления сенканаСЕНКАН — это пятистрочный нерифмованный стих, сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи, ощущение и представление и формулировать их несколькими словами. 
Сенкан составляется по таким правилам:1 Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).2. Вторая  строка  представляет собой описание темы, который состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима, который передает, сущность темы.Сенкан не обязательно должен иметь ритм и рифму. Это свободное произведение.      
Например:
ВечностьПленительная, изнуряющая Тяготит, учит, открываетНовые горизонты нескончаемого...Перемены...
Список ссылок использованных материалов
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/09/netraditsionnye-formy-i-metody-obucheniya-na-urokakhhttp://www.myshared.ru/slide/177824/http://musicov.me/?song=%CA%EB%E0%F1%F1%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF+%EC%F3%E7%FB%EA%E0+%E2+%F1%EE%E2%F0%E5%EC%E5%ED%ED%EE%E9+%EE%E1%F0%E0%E1%EE%F2%EA%E5http://ololo.fm/search/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B5http://avtografika.blogspot.com/2009/10/blog-post_2.htmlhttp://multiurok.ru/natacha57/files/sostavlieniie-sienkana-kak-svobodnogho-stikha.htmlhttp://domraland.narod.ru/library/slovar.pdf