Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ, 10 класс(1 час, расширенное), Семакин И.Г.
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора училища по учебной работе
С. Маврин
«____»______________ 2014__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор училища
В. Шкирков
«____»______________ 2014__г.
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
Классы: 10Б
Количество часов:
- 1 час в неделю;
- 35 часов в год
Преподаватели: Марченко Юлия Владимировна, высшая квалификационная категория
Малаев Сергей Павлович, высшая квалификационная категория
Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,
протокол № от «» . 20 г.
Руководитель отдельной дисциплины
______________________ И. Воронина
(подпись) (расшифровка)
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлено на основе рабочей программы, соответствующей программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»). Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Основные цели обучения информатике в 10 классе:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся – формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:
определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;
осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Изучение информатики на базовом уровне продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).
Основной акцент делается на расширение и углубление знаний и умений, приобретённых суворовцем на предыдущем уровне обучения как в теоретической, так и в практической части.
Программой предполагается проведение практических работ (20–25 минут, согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10), направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов (проектов) – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для суворовцев. На проведение практических работ программой отводится более 50% учебного времени. При выполнении практических работ предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. После изучения разделов «Информация», «Программирование» и «Информационные процессы» предусмотрены проверочные и контрольные работы.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение суворовцами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
В 10 классе организация познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения краткосрочных проектов, где необходима уже коллективная форма работы.
Учебно-методический комплект
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (готовится к изданию)
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
№ урока
Тема урока
Содержание
Тип урока
Использование интерактивных средств обучения (демонстрации)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы контроля
Задание на с/п
Дата проведения
знать
уметь
СК
ВК
КП
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ИНФОРМАЦИЯ (12ч)
Введение. Структура информатики.
Теоретическая информатика, прикладная информатика, правила ТБ
УОНМ
Презентация, ЦОР
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе
- из каких частей состоит предметная область информатики
- определять виды алгоритмов
- записывать алгоритмы с помощью различных форм представления
К
Стр.5-10
5.09
Информация. Представление информации. Кодирование.
Информация, философские концепции информации, шифрование, дешифрование
УОНМ
Презентация, ЦОР
- три концепции информации
- понятие информации в частных науках, теории информации
- язык представления информации; виды
- определять вид полученной информации
- измерять объем полученной информации
- переводить количество информации в различные единицы измерения
К
§ 1, к.в
12.09
Информация. Представление информации.
Кодирование, выбор способа кодирования информации, телеграфный код, код Бодо
УЗИМ
Презентация, ЦОР
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- распознавать способ кодирования текстовой, числовой, графической информации
К, ФО
§2, к.в.
19.09
Практическая работа. Шифрование данных.
Определение информации, виды информации, способы шифровки
КУ
Презентация, ЦОР
- понятия «шифрование», «дешифрование»
- шифровать и дешифровать текстовую информацию
Индивидуальные задания
26.09
Измерение информации. Алфавитный подход.
Алфавитный подход к измерению информации, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста.
УОНМ
Презентация, ЦОР
сущность алфавитного подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
К
§3, к.в, № 8,9,10
3.10
Практическая работа. Измерение информации. Содержательный подход.
Неопределенность знания. Содержательный подход к измерению информации, главная формула информатики.
УЗИМ
Презентация, ЦОР
- связь между единицами измерения информации, сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
К, ПР
§4, к.в, № 5,6,7
10.10
Измерение информации.
Формулы для измерения количества информации
КУ
Презентация, ЦОР
- связь между единицами измерения информации
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
ПР
§4, к.в, № 8,9,10
17.10
Практическая работа. Представление чисел.
Представление данных, представление чисел в компьютере
УОНМ
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
ПР
§5, к.в, №8,9
24.10
Представление чисел в компьютере. Контрольная работа № 1 «Информация».
Формат представления целых чисел.
УЗИМ
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
-принципы представления вещественных чисел
- определять по внутреннему коду значение числа
КР
§5, к.в
7.11
Практическая работа. Представле
·ние текстов. Сжатие текстов.
Форматы представления текстовой информации.
КУ
Презентация, ЦОР
- способы кодирования текста в компьютере
- кодировать текстовую информацию
К
§6 , к.в, карточка
14.11
Практическая работа. Представление изображения.
Дискретное представление изображения, цветовая модель RGB, CMYK, глубина цвета, растровая и векторная графика
КУ
Презентация, ЦОР
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
ФО, ПР
§6 , к.в, №6,15
21.11
Представление звука в компьютере.
Дискретность представления звуковой информации,
КУ
Презентация, ЦОР
- способы дискретного (цифрового) представление звука
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
ПР
§6 , к.в, №18,19
28.11
ПРОГРАММИРОВАНИЕ (18 ч.)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Этапы решения задачи на компьютере. Понятие алгоритма. Данные и величины. Типы данных. Базовые алгоритмические структуры. ЯП Паскаль. Структура программы на Паскале.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
-какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
-система команд компьютера
-классификация структур алгоритмов,
-основные принципы структурного программирования
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
К
§12-14
5.12
Программирование линейных алгоритмов.
Алфавит, служебные слова, идентификаторы. Типы данных в Паскале. Правила записи арифметических выражений.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- систему типов данных в Паскале
-операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
К, ФО
§ 15, 16, карточка
12.12
Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов.
Операторы присваивания, ввода/вывода информации.
УПЗУ
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
- составлять простейшие линейные программы
ПР
§17§ 15, 16, №7
19.12
Практическая работа. Логические величины и выражения.
Высказывание, логические величины, логические операции, логические константы. Логические операции в ЯП Паскаль.
УОНМ
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления
СР, К
§18
26.12
Программирование ветвлений.
Назначение и синтаксис условного оператора в полной и краткой форме, оператор выбора
УЗИМ,
КУ
Презентация, ЦОР
-условный оператор IF
- оператор выбора select case
- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора
ФО, К
§ 19
Практическая работа. Программирование ветвящихся алгоритмов.
Примеры программ с ветвлением.
УЗИМ,
- операторы ветвления
- составлять программы с использованием ветвления
СР, ПР
§ 20, №6
Программирование циклов
Циклический алгоритм, виды циклов. Циклические операторы в ЯП Паскаль.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
К
§21
Практическая работа. Программирование циклов.
Вложенные и итерационные циклы
УЗИМ,
КУ
Презентация, ЦОР
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- программировать итерационные циклы
ПР
§22, индив. задания
Программирование циклических алгоритмов. Практическая контрольная работа № 2 по теме «Основные алгоритмические конструкции».
Циклический алгоритм, виды циклов. Циклические операторы в ЯП Паскаль.
УЗИМ,
- порядок выполнения вложенных циклов
- программировать вложенные циклы
§21,22индив. задания
Подпрограммы.
Вспомогательный алгоритм, подпрограмма.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
- правила описания и использования подпрограмм-функций
- правила описания и использования подпрограмм-процедур
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
- описывать функции и процедуры на Паскале
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам
К
§23
Практическая работа. Программирование с использованием подпрограмм.
Процедуры и функции. Параметры подпрограмм.
УЗИМ,
§23, карточка
Понятие об одномерном массиве.
Массив, описание массива, элемент массива. Ввод/вывод массива, действия над массивом.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- правила описания массивов на Паскале
-задать описание массива, обозначения элементов массива
К
§24
Практическая работа. Ввод и вывод одномерного массива.
Типовые задачи обработки массива
УЗИМ
Презентация, ЦОР
- правила организации ввода и вывода значений массива
-составлять типовые программы на заполнение массива
ФО, ПР
§26, карточка
Практическая работа. Типовые алгоритмы обработки массивов.
Типовые задачи обработки массива
УЗИМ
Презентация, ЦОР
- правила программной обработки массивов
-составлять типовые программы обработки массивов: поиск и подсчет элементов
СР, ПР
§24, 26, карточка
Работа с массивами
Типовые задачи обработки массива
УОНМ
Презентация, ЦОР
- правила описания многомерных массивов на Паскале
- нахождение максимального и минимального значений
§25, карточка
Работа с символьной информацией.
Символьная величина, описание символьных переменных, код символа,
УОНМ
Презентация, ЦОР
- правила описания символьных величин и символьных строк
- записывать символьные величины
- обрабатывать символьные величины с помощью функции
К
§27
Практическая работа. Программирование обработки строк символов.
Строковый тип данных, операции сцепления, отношения, стандартные функции и процедуры.
УОНМ, УЗИМ
Презентация, ЦОР
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
ФО, ПР
§28, карточка
Контрольная работа №3 «Массивы данных».
КР
КР
- основные операторы ЯП
-основные алгоритмические конструкции
- составлять программы на ЯП
- реализовывать алгоритмические конструкции в ЯП
И/З
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (5 ч.)
Хранение и передача информации.
Цифровые и нецифровые носители информации. Модель передачи информации. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Шум, защита от шума.
УОНМ
Презентация, ЦОР
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
К
§7, 8, к.в.
Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».
Обработка информации. Виды обработки информации. Исполнитель обработки. Правила обработки. Алгоритмическая машина.
УЗИМ
Презентация, ЦОР
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
ФО, ПР
§9, к.в.
Практическая работа. Автоматическая обработка информации.
Алгоритмическая машина Поста.
УОНМ
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
-составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
К
§10, к.в
Автоматическая обработка информации. Контрольная работа №4 «Информационные процессы».
УЗИМ КР
Презентация, ЦОР
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
- уметь различать информационные процессы в компьютере
ПР
§10
Информационные процессы в компьютере.
Неймановская архитектура ЭВМ. Однопроцессорные и многопроцессорные системы. Суперкомпьютер.
УОНМ
Презентация, ЦОР, видеосюжет
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
- поколения ЭВМ
- разновидности суперкомпьютеров и их характеристики
К
§11
Условные обозначения:
- УОНМ – урок ознакомления с новым материалом;
- УЗИМ – урок закрепления изученного материала;
- УПЗУ – урок применения знаний и умений;
- КУ – комбинированный урок;
- УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
- П – презентация;
- ЦОР – цифровой образовательный ресурс;
- К – конспект;
- СР – самостоятельная работа;
- ПР – практическая работа;
- КР – контрольная работа;
- ФО – фронтальный опрос;
- ДМ –дидактические материалы;
- Д - диктант
Преподаватель __________________Малаев С. П.
Преподаватель _________________ Марченко Ю.В.
«____»_______________ 20 ____ г.