Интегрированный урок по географии и биологии Природные зоны, животный и растительный мир Архангельской области


Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир Архангельской области"
“Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и тоже”
(Сенека, римский философ, I век)
Люди должны любить и уважать природу,
ведь она фундамент человеческой жизни.
Следует помнить, что не природе нужна защита
(она сильнее человечества), а людям, что бы жить.
Цель урока: Углубить знания учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных зон Архангельской области.
Задачи:
Сформировать представления о природных зонах Архангельской области.
Развивать умения самостоятельно работать в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию.
Рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне.
Оборудование:
географическая карта природных зон России;
гербарии растений природных зон Архангельской области;
Красная книга Архангельской области;
изображения животных и растений;
тестовые задания;
наименования природных зон Архангельской области;
мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
Слайд 1. Учитель биологии: Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок пройдёт необычно. Вы покажете свои знания не только по биологии, но и по географии.
Учитель географии: На уроке мы совершим увлекательное путешествие в царство природы нашей необъятной, прекрасной малой Родины.
Учитель биологии: Эпиграфом урока прозвучит стихотворение, которое прочитает Марк (Приложение 1).
Учитель географии: Спасибо Марк. Ребята, на какие мысли навело вас это стихотворение? О чём мы будем говорить на этом уроке? С какой стороны мы можем рассмотреть малую Родину на уроках биологии и географии?
(высказывания детей)………
Да, тема сегодняшнего урока: «Природные зоны, растительный и животный мир Архангельской области». (Слайд 2)
Учитель биологии: Как вы думаете какова цель нашего урока?
(высказывание детей)………..
Цель: итак, цель нашего урока - расширить знания о природе Архангельской области; сформировать знания по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных зон Архангельской области.
Учитель биологии: Ребята,  какова роль животных и растений в жизни человека?
(высказывание детей)………..
(Слайд 3) Учитель биологии обобщает: Растительный мир дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и отдых, используются для обустройства жилища и дает кров.
Животный мир – служит основной белковой пищей животного происхождения человека; используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела, декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы, шапки, унты), издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты (рога оленя), молоко сохатых и оленей; используются для перевозки грузов: олени, лошади, верблюды.Учитель географии: Вы рассказали что дают человеку растения и животные. А как же мы, люди, помогаем природе? Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры?
(высказывание детей)………..
(Слайд 4) Учитель географии обобщает: создаются национальные парки, заповедники, биосферные заповедники, заказники.
В нашей области находятся Пинежский заповедник - особо охраняемая природная территория в Пинежском районе. Водлозерский национальный парк – расположен на территории Пудожского района Республики Карелия и Онежского района Архангельской области, Кенозерский национальный парк – расположенный в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов, Онежское Поморье — национальный парк на территории Архангельской области в северной части Онежского полуострова (создан 26 февраля 2013 года, в год экологии), Русская Арктика — национальный парк в Архангельской области. Находится в северной части архипелага Новая Земля. Кроме этого, на территории области расположено 33 заказника.
(Слайд 5) Учитель биологии: Ребята, вы знаете, что существует  Красная книга России. А для чего она создана? Такая книга есть и в нашей области: Красная книга Архангельской области. Книга переиздана в 2008 год. Во втором издании Красной книги Архангельской области (без учёта территории Ненецкого автономного округа) содержатся данные о 203 таксонах (5 видов грибов, 10 видов лишайников, 46 видов мхов, 90 видов сосудистых растений, 4 вида беспозвоночных и 48 видов позвоночных животных), которые отнесены к 8 категориям редкости.
(Слайд 6) Учитель географии: Ребята, а в каких природных зонах расположена Архангельская область? Правильно, молодцы. Это Арктические пустыни, тундра и тайга. Сейчас вы разобьётесь на 3 группы. (Класс разбит на три природные зоны: зоной арктических пустынь, зоной тундры и зоной тайги).
Итак, сегодня на уроке вы сами узнаете о географическом положении, климате, и, конечно, о растительном и животном мире этих территорий.
Учитель биологии: Каждая группа получит лист с дополнительной информацией (Приложение 2), за определённое время, вы должны ответить на вопросы после текста. ВОПРОСЫ БУДУТ СЛЕДУЮЩИЕ: 1. Географическое положение природной зоны (показать на карте).
2. Растения и Животные природной зоны, и их приспособленности к определённой среде обитания.
Учащимся даётся время 7 – 10 мин. На работу, затем каждая группа защищает свой ответ.
Учитель биологии: Молодцы ребята! Справились с заданием! И сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал.
Учитель географии: У вас на столе лежат тесты (Приложение 3), на который вам необходимо ответить.
Для ответа ученикам дается 5-7 минут. (взаимопроверка)
На дополнение:
Если остаётся время ребята выполняют следующее задание:
Преодолев все препятствия, подведем некоторые итоги, а именно, вооружившись знаниями, полученными на сегодняшнем уроке составим пищевую цепь (Приложение 4) (на доске разместить карточки с названиями растений и животных) между растениями и животными и определить, к какой зоне Архангельской области эта цепь относится.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель биологии: Я думаю, что путешествуя по природным комплексам Архангельской области, вы приобрели знания, которые пригодятся вам в жизни, почувствуете меру ответственности за состояние окружающей среды.
Учитель географии: Вы – будущие хозяева нашей страны, Земли, и от вас будет зависеть будущее планеты и людей.
Рефлексия. Перед вами на столах лежат смайлики с улыбкой, без улыбки и с поникшими уголками губ. Оцените свою работу на уроке, прикрепив выбранный смайлик к доске.
Учитель биологии: Домашнее задание - Напишите мини-сочинение о любом животном, обитающем в пределах Онежского района (образ жизни, питание, приспособления к жизни на данной территории).
Источники:
1.http://www.kurortmag.ru/dictionary/Z/Zapovedniki_i_nacional'nie_parki_Severa_(Arhangel'skaja_oblast')/2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F5%E0%ED%E3%E5%EB%FC%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC3. sever-travel.ru›arkhangelsk/articles/
4. http://severland.narod.ru/arhobl.htm5. http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20/68-2011-01-05-09-18-30/563-tyndra-rastitelnost.htmlПриложение 1
А.Яшина “Только на Родине”
Да, только здесь, на Севере моем, Такие дали и такие зори,Дрейфующие льдины в Белом море, Игра сполохов на небе ночном.Нехожеными кажутся леса, Бездонными – озерные затоны, Неслыханными – птичьи голоса, Невиданными – каменные склоны.Здесь, словно в сказке, каждая тропаВас к роднику выводит непременно. Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной.И, уж конечно, нет нигде людей Такой души и прямоты, и силы,И девушек таких вот, строгих, милых, Как здесь в лесах, На родине моей.Но если б вырос я в другом краю,То все неповторимое,Как чудо,Переместилось, верно бы, отсюдаВ тот край, другой – На родину мою.
Приложение 2
Приложение 3
ТЕСТ
1. Типичное животное тундры:
А. Белый медведь В. Лось
Б. Песец Г. Заяц
2. Человек — часть:
А. Гидросферы В. Литосферы
Б. Биосферы 3. Вычеркнуть растения не соответствующие природной зоне Тайги:
Ель, лишайники, береза, голубика, карликовая береза.
4. Приспособления белого медведя к проживанию в зоне Арктических пустынь:
А. Толстый слой жира. В. Впадает на зиму в спячку.
Б. Белая, не пропускающая влагу шерсть.
5. "В этой зоне отсутствуют земноводные и рептилии, а состав птиц и зверей невелик. Растительный покров тундр образован мхами, лишайниками, травянистыми растениями, кустарничками и отчасти кустарниками".
О какой природной зоне идёт речь? ____________________________________________
ТЕСТ
1. Типичное животное тундры:
А. Белый медведь В. Лось
Б. Песец Г. Заяц
2. Человек — часть:
А. Гидросферы В. Литосферы
Б. Биосферы 3. Вычеркнуть растения не соответствующие природной зоне Тайги:
Ель, лишайники, береза, голубика, карликовая береза.
4. Приспособления белого медведя к проживанию в зоне Арктических пустынь:
А. Толстый слой жира. В. Впадает на зиму в спячку.
Б. Белая, не пропускающая влагу шерсть.
5. "В этой зоне отсутствуют земноводные и рептилии, а состав птиц и зверей невелик. Растительный покров тундр образован мхами, лишайниками, травянистыми растениями, кустарничками и отчасти кустарниками".
О какой природной зоне идёт речь? ____________________________________________
Приложение 4
Рыба Медведь Тюлень
Корешки растений Мышь полевка Лиса
Мох Волк Северный Олень