Урок географии «Историческое развитие Пензенской области. Экономико-географическое положение области», 9 класс
Тема урока: «Историческое развитие Пензенской области. Экономико-географическое положение области» .Воробьева Татьяна Иосифовна,
учитель географии МБОУСОШ с.Каменка Башмаковского района Пензенской области
География 9 кл.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление об историческом прошлом Пензенской области, изучить ЭГП области.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение работать с картами атласа, расширять кругозор на основе знаний краеведческого материала
Воспитательная – воспитывать чувство гордости и ответственности за свой край, внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Тип урока : комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Оборудование: политико-административная карта Пензенской области, физическая карта мира(на ней красной фишкой отмечена Пензенская область), контурная карта Пензенской области, учебное пособие «География Пензенской области» И.И.Курицын, атлас Пензенской области, выставка книг о Пензенской области
Литература :учебное пособие «География Пензенской области» И.И.Курицын
Описание урока: урок географии в 9 кл. на данную тему проводится в IV четверти , в рабочей программе на изучение Географии Пензенской области отводится 10 часов. Первый урок проводится по указанной теме. Материал урока позволяет познакомиться учащимся с историческим прошлым области, особенностями экономико-географического положения .Использование стихотворений и исторической справки помогает учащимся развивать интерес к истории области.
Структурные части и смысловые блоки Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент
1 мин. Проверка подготовки рабочего места учащегося Подготовка рабочего места
2.Изучение нового материала
3. Закрепление
4.Задание на дом 33 мин.
5 мин.
1 мин.
1.Вступительное слово учителя: велика наша Родина, необъятны ее просторы. Но начинается она для каждого из нас с родного края. Наш родной край- Пензенская область. Она расположена в бассейне реки Волга, почти в центре страны. У народов, населяющих пензенскую землю, интересная и большая история. Без прошлого нет настоящего, не может быть и будущего. Чтобы понять события сегодняшних дней и оценить их правильно, необходимо хорошо знать прошлое и помнить его.
* * *Из глубоких чащоб выходил олень,
Да других зверей мало ль рыскало.
Как на месте том, на холме крутом,
На семи ветрах крепость выросла.
И стал город там, на холме ростиПрямо башнями в небо врезался
Воеводин дом за глубоким рвом,
Стала крепость та зваться Пензою.
Не велик, да строг вел догляд острог
Чтобы гости прыть приубавили.
Не вязали б плот, не искали б брод
Да к Москве коней не направили.
2.Формирование истории края сложно и интересно. (исп.презентации)
1663 год-год основания города Пенза. В городе было 642 двора.
1665 год-население города составило3,2-3,3 тыс. чел.
1701 год-Пенза подчинялась Азовскому адмиралтейству.
1781 год- Пензе был дан герб: 3 снопа- пшеничный, ячменный, просяной на фоне щита.
1801 год-Пенза впервые стала губернским городом.
04.02.1939 год- образование Пензенской области в современных границах
3.О Пензенской области написано много книг. Знакомство учащихся с выставкой книг «Край наш Пензенский»
4.Викторина по краеведению:
С какой целью был основан город?
В каком году был дан первый герб и что он собой представлял?
С Пензой связаны имена известных людей. Назовите их.
Пенза- город студентов. Сколько ВУЗов в Пензе? Назовите их.
Назовите промышленные предприятия города
5.Какова же площадь области? Работа с текстом пособия стр. 3. Сравнить площадь области, протяженность с З на ВВ тетадь сделать запись: «Площадь области 43,3 тыс. кв. км, это больше чем площадь Молдавии, Армении, Бельгии и Нидерландов. .Протяженность с З на В -330 км., с С на Ю-204 км.
6. Пензенская область до революции:
1913 год :родилось 94992 чел,
-умерло 64332 человека,
-на ремонт школ израсходовано- 58303 руб,
-на содержание полиции израсходовано-58303 руб.,
- в городской больнице было 30 коек.
-Какие мысли рождаются у вас когда вы смотрите на эти цифры?
7.Великая Отечественная война.
1941-1945 г.г.Сообщение ученика.
Учащийся читает стихотворение.
8.Пензенская область в 90-е годы XX века. Сравнить с цифрами дореволюционной Пензы.
1988 год- за сутки в области производилось:
Химического оборудования на 184 тыс.руб.
Шерстяных тканей на 44 тыс.руб.
Обуви на 27 тыс.руб.
Велосипедов 2672 шт.
Часов бытовых 25 тыс. шт.
-Сравнить со статистическим материалом 1913 г., сделать выводы.
Работа с исторической справкой.
-1967 г.- за заслуги в развитии промышленности и сельского хозяйства вручен орден «Ленина».
-1984 г.-г.Пенза получил орден Трудового Красного знамени.
Вот почему на гербе современной Пензенской области есть и снопы, и анкерное колесо, и ласточка, устремленная ввысь.
9.В чем же причина взлета экономики Пензенской области?
-Работа с пособием стр. 3-4; стр.60.
Задание :выявить особенности ЭГП области;
нанести данные на опорную схему.
1.Расскажите об историческом прошлом края, используя статистический материал и историческую справку
2.В чем причина взлета экономики Пензенской области?
1.Знать историческое прошлое края.
2.Довести до сведения родителей историческую справку, статистический материал
3.Стр. 3-4, 60 пособия. ЭГП области
Слушают информацию
Работа со статистическим материалом
Отвечают на вопросы викторины
Работа с пособием «География Пензенской области» И.И.КурицынРабота в тетради.
Отвечают на вопрос.
Сообщение.. 22 июня 1941 г- в этот день гитлеровская Германия напала на нашу страну. Эхо войны пронеслось и по нашему краю. 1942045 г.г. Пензенские военкоматы призвали на военную службу 7097 женщин, которые служили в госпиталях, частях связи, войсках ПВО. На призывных пунктах шла мобилизация, а в Пензу уже поступали первые группы эвакуированных. Они прибыли из Москвы, Ленинграда, Орла, Курска, Воронежа, Сталинграда, Ростова, Мурманска.В Пензу, Кузнецк, Н-Ломов, Каменку, Грабово , Бессоновку эвакуированные приехали вместе с промышленными предприятиями оборонной промышленности, которые по указанию правительства перебазировались туда из Москвы, Ленинграда, Киева, Полтавы, Литвы, Белоруссии.
Из области на передовую отправлялись «Катюши», минометы, боеприпасы, взрыватели, снаряды, винты для самолетов, шинельное сукно, валенки, маскировочные халаты. В артелях производились сани, лыжи, тара.
Труд колхозниц и колхозников был поистине героическим. Сельчане давали стране мясо,, молоко, картофель, а главное- хлеб.
В июле –августе 1941 г. В области было организовано 90 эвакогоспиталя для раненых (три в Башмаково).
Во время войны пензенцы несли службу в частях , которые обороняли и защищали многие города , участвовали в военных операциях.
190379 пензенцев не вернулись с войны, с самой кровавой из войн- Великой Отечественной.
Жители области свято чтут память тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину. В Пензе установлен обелиск Славы Героям. В нашем селе тоже есть памятник односельчанам, которые ценой жизни спасли нашу Родину от варварского фашистского нашествия. Мы всегда должны помнить имена участников войны, оставшихся в живых и чтить память тех, кто отдал свои жизни в борьбе против фашизма.
Ученик читает стих. «Мы из Пензы» Л.Яшина
Здесь над Сурской волной вырос город родной,
И людьми и делами красивыйЗдесь мы все рождены,
В середине страны
Возле самого сердца России.
А суровой порой, город стал в общий строй,
Хоть и был тыловой городишко
И снаряды -на фронт, и «катюши» на фронт
И на фронт за отцами мальчишки.
Ой ,родная земля! Раны, госпиталя.
Люди горе в избытке узнали.
Вот еще самолет. На Берлин танк пойдет,
Против врага с миром восстали!
А самолетов огни! Так похожи они
На горящую в сердце отвагу.
И как вечности знак, начертал наш земляк
«Мы из Пензы» на стенах Рейхстага.
Работа со стат. материалом.
Сравнение .Учащийся читает стихотворение.
М.Кириллов
* * *Пенза- удел свой находит в работе
Герб ее- символ счастливой судьбы:
Ласточка –молния в гордом полете,
Спелых хлебов золотые снопы.
Ветер листву молодую полощет,
Ясен над Пензой моей небосвод.
Нежная песня про милую рощу
По новостройке тихонько плывет.
Работа с материалом пособия, работа в тетради.
Отвечают на вопросы.