ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные условия развития общества требуют специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, которая основывается не только на расширении информационного поля, но и на владении различными компетентностями, в том числе коммуникативной.
На основании анализа сущности компетентностного подхода, разделяя точку Д.А.Иванова, К.Г Митрофанова, О.В. Соколовой, мы исходим из понимания коммуникативной компетентности как готовности  и способности человека к конструктивному вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми. При этом под способностью мы понимаем содержание понятия в значении английского слова «aбилити», то есть как умение выполнять действия.
Проанализировав сущность коммуникативной компетентности и многолетний личный опыт работы в начальной школе,  мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности является проектно-исследовательская деятельность учащихся, интегрирующая их урочную и внеурочную учебную работу.
Проектно-исследовательскую деятельность мы определяем как органический синтез  проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения. И проектная, и учебно-исследовательская деятельности школьников при правильной их организации сами по себе создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Так, в учебно-исследовательской деятельности ребенок в ситуации неопределенности приступает к поиску решения изучаемой проблемы. Важнейшей особенностью и условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования.
В рамках проектно-исследовательской деятельности мы понимаем проектную деятельность как выдвижение сценариев развития решаемой ситуации, которая из-за неточных фактов может развиваться в другом направлении, независимо от нашего желания и предположения. Исследовательская же деятельность будет выполнять, согласно мнению А.В. Леонтовича, роль «ограничения» на безудержную, не всегда обоснованную «фантазию проектного мышления и следующую за ней деятельность по преобразованию окружающего». Проектно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, отличается от проектной и учебно-исследовательской деятельности тем, что она подразумевает личностную ответственность (основанную на исследовании) за внедрение того или иного проекта.  Особенности проектно-исследовательской деятельности предполагают активное общение и взаимодействие участников, что определяет их коммуникативное развитие, а следовательно, формирование коммуникативной компетентности.
Мы выделили три стадии проектно-исследовательской деятельности: 1) стадия актуализации и мотивации; 2) стадия проектирования; 3) итоговая стадия. На стадии актуализации и мотивации ученики определяют важность обсуждаемого вопроса, его личностное значение для каждого участника проектно-исследовательской деятельности, выходят на проблему, которую сами формулируют. На стадии проектирования ученики разрабатывают план ее решения, выдвигают гипотезу и проверяют ее, продумывают методики исследования, выявляют ресурсное обеспечение, вступают в совместную деятельность, которая требует распределения обязанностей. Для решения поставленной проблемы учащиеся используют различные источники информации, с которыми им необходимо уметь работать, актуализируют знания, умения и навыки, применяют творческий подход, что в целом уже определяет их уровень компетентности. На стадии подведения итогов учащиеся защищают проект, претворяют его в жизнь (если это предполагается), оценивают результаты работы.
Включение учащихся начальных классов в проектно-исследовательскую деятельность имеет положительные результаты, которые выражаются в том, что даже ученики 1 класса оказываются способными создавать качественные и серьезные исследовательские проекты. Так, на Втором Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов в г. Москве в апреле 2006 года ученический проект, выполненный первоклассником Владом Баласовым под руководством автора, занял второе место среди работ российских школьников до 11 лет. Авторы еще двух проектов стали номинантами. Всего в текущем учебном году на четыре различных Всероссийских конкурса были представлены 22 исследовательских проекта учащихся 1 класса «А» СОШ №26,  пятнадцать из них отмечены дипломами лауреатов.
Библиографический список
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. – юМежвузовский "Физтех-центр": admin@researcher.ru.