Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся - детей с ограниченными возможностями здоровья.


Организация обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
В течение 2012-2015 годов Наталья Константиновна занималась с обучающимися с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (последствия травмы - инклюзивно) и ДЦП( на дому).
Анализ существующих проблем:
1. В силу своих заболеваний обучающиеся данной категории не могут вести активный образ жизни, включаться в активные игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности и невозможностью ее полноценной реализации.
2.Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания школьника в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми.
3.Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире.
4.Тревожность: мешает обучающемуся развиваться и является стимулом к возникновению и развитию мотива избегания неудач. Тревожность ведет к снижению самооценки и к снижению уровня притязаний.
5. При ДЦП имеет ряд специфических особенностей: а)неравномерный , дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; б)повышенная инертность и замедленность всех психических процессов; в)выраженность астенических проявлений; г)сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Целью работы Натальи Константиновны с детьми с ОВЗ является: Создание условий для получения среднего общего образования, становления и проявления индивидуальностей обучающихся, усвоения базовых знаний и формирования образовательной компетенции.
Задачами являются:
1. Формирование у обучающихся коммуникативных навыков, умений , способности понимать себя и других.
2.Создание условий для развития инициативы и самостоятельности обучающихся.
3. Обеспечение условий для реализации творческих возможностей и потребностей ученика.
4. Помощь обучающемуся в обретении уверенности своей значимости;
5.Формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Организация учебного процесса:
1.Обеспечение доступа обучающихся и их родителей к учебно-методическому комплексу , дидактическим материалам, комплектам электронных образовательных ресурсов.
1. Составление адаптированных программ, индивидуальных планов и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
2.Предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится; наличие зоны для релаксации.
3. Знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикаментозных средств , изменения позы, произведения элементов двигательной активности.
4. Знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника.
5. Создание доброжелательной атмосферы в классе по отношению к обучающимся с ОВЗ.
6. Педагогическая рефлексия.
7. Педагогическая коррекция
8.Системное взаимодействие для оптимизации учебно-воспитательного процесса всего окружения обучающегося (семья, Интернет, школа, дом, друзья);
3.Психолога
1.Воспитателя
2.Учителя
В работе с обучающимися Наталья Константиновна стремилась сочетать качества:
4.Психотерапевта

5. Родителя

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Принципы учебно-воспитательного процесса:
1.Оптимальный -соответствующий возрасту , исходному уровню обученности и мотивации.
2.Системно-деятельностный, так как психические процессы развиваются у обучающихся только в деятельности.
3. Принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
4.Принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
Средства обучения:
1.Перечень ОРО
2. Банк заданий обязательного уровня и возможность работы на нескольких уровнях усвоения
4.Карточка-информатор : "Сегодня на уроке"
5. С целью алгоритмизации самостоятельной деятельности, Натальей Константиновной составлены общие и частные алгоритмы и инструкции по управлению деятельностью обучающихся: а)Приемы работы с книгой, способствующие формированию учебно-информационных и коммуника-тивных компетенций, способности самостоятельного составления заданий, вопросов к тексту, к одноклассникам. б)Алгоритмы : сравнения , анализа синтеза, классификации, обобщения , индукции.
5. Диагностическая таблица для отслеживания знаний и умений учащихся, что позволяет выявить пробелы, помогает в дальнейшей работе.
6. Использование ИКТ. Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формируются такие важные структуры, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Задействуются основные сенсорные системы обучающегося, особенно кинестетическая, так как именно она связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
7.Средства эмоциональной разгрузки: Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у обучающихся усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.
8. Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Наталья Константиновна использует их фрагменты на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
9. Использование учебных тренажеров, тестовых заданий дает возможность работать обучающемуся в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
поэтапное разъяснение заданий

Обеспечение аудио-визуальными средствами обучения.
предоставление алгоритмов для выполнения заданий


наглядно-действенный показ способа действия
дидактические игры

обеспечение перемены видов деятельности
чередование занятий и физкультурных пауз
Методы обучения детей с ОВЗ



создание условий для применения полученных знаний, умений и
навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
ежедневная отметка
предоставление дополнительного времени для завершения выполнения заданий

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для Натальи Константиновны является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Дидактический мониторинг результатов
учебной деятельности в %
1. 2014-2015 уч.г 10класс. Обучающийся с последствием травмы нижних конечностей. Инклюзивно.

Устная монологическая речь в соответствии с требованиями модели обучающегося 10 класса- 7-8 минут


Письменная монологическая речь в соответствии с требованиями модели обучающегося 10 класса-100 знаков в минуту



2. 2013-2014 уч. г 11 класс. Обучающийся с ДЦП. Инклюзивно.



Устная монологическая речь в соответствии с требованиями модели обучающегося 11 класса- 9-10 минут


Письменная монологическая речь в соответствии с требованиями модели обучающегося 11 класса-120 знаков в минуту


Выводы: наблюдается положительная динамика обученности, качества знаний и сформированности ОУУН. Это свидетельствует об эффективности используемых педагогических технологий, форм и методов обучения.
Нормативно-правовая база
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования);
региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование ».
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.Федеральные документы
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: "Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации."
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).