Статья «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Статья
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила: Киосева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы

с. Ульяновское, 2017
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Объектом описания в настоящей конкурсной работе является мой опыт по применению педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: Систематизировать накопленные знания по использованию игровой технологии и технологии арттерапии.
В процессе выполнения конкурсной работы рассмотрены теоретические аспекты и проведен анализ использования данных педагогических технологий.
В процессе работы стало очевидно, что понятие «методика» шире понятия «технология». Если методика направлена на решение задач: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4) как учить результативно? И это особенно ценно при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
Данная работа и о том, педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ=цели+задачи+содержание+методы(приемы,средства)+формыобучения
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Работа может быть интересна педагогам - психологам общеобразовательных организаций.
Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией –
заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В.П.Беспалько.
1.Концептуальные основы
Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом.
Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского educational technology – «образовательная технология».
Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами.
Педагогическую технологию отмечают два принципиальных момента: Первый: технология – это гарантированность конечного результата;
технология – это проект будущего учебного процесса.
Второй: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.
Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Следовательно, возникает потребность в поиске, адаптации таких здравоохранительных педагогических технологий, которые интересны и эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе я применяю педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровую технологию и технологию арт-терапевтической работы (далее технология арттерапии), как средство развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Считаю, что наиболее эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка...
Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительныйпоток представлений,понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
История возникновения игр как способа решения проблем, передачи информации о реальной деятельности для обучения, находит свое отражение в книге Д.Б. Эльконина «Психология игры».
В работе немецкого ученного «Душевная жизнь ребенка» автор К. Гросс назвал игру теорией упражнения или самовоспитания. К. Гросс писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре».
Это же положение поддержал В.Л. Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта».
З.Я. Фрейд, рассматривал всю жизнь и деятельность человека, как проявление изначальных биологических влечений.
«Несправедливо думать, – отмечал он, – что ребенок смотрит на созданный им мир в игре несерьезно; наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но – действительность. Ребенок прекрасно отличает, не смотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни».
Анализируя процесс детской игры З.Я. Фрейд доказал, что и в играх ребенок претворяет свои переживания.
Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Игра форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Технология арттерапии. (музыкотерапия,  пескотерапия, фототерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл в1938 году.
Арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу(1956).
На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичу, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности. Данная  технология связана с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, она позволяет  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
2. Содержательный компонент обучения
Общие цели обучения:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Конкретные цели игровой технологии
1. Помочь ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
2. Помочь ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
3. Расширить круг интересов ребенка;
Конкретные цели арттерапии:1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.7. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Содержание учебного материала:
Предметные игры
Тренинговые игры
Интеллектуально-познавательные игры
Сюжетные и ролевые игры
Драматизация
Творческие конкурсы
Игры со словами
3. Процессуальная часть
Организация учебного процесса.
Организация коррекционно-развивающего процесса в МКОУ Чикская СОШ № 6 осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", образовательными программами и расписанием занятий. С учетом потребностей и возможностей обучающихся занятия могут осуществляться в группах или индивидуально.
    Одним из важнейших направлений моей деятельности является работа по реализации проекта « Создание ресурсного центра по инклюзивному образованию на базе МКОУ «Чикская СОШ №6 Коченевского района Новосибирской области, способствующего всестороннему развитию и сохранению здоровья детей ОВЗ».
 Методы и формы работы.
В своей работе я применяю целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп).
Методы работы можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов.
Для того чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты, я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Методы и формы деятельности учащихся.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в зависимости от темы и цели занятия, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры, развивающие, сюжетно - ролевые, театрализованные, игры – драматизации, психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.
Участие детей в игровой деятельности помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Дети, примеряя на себя различные образы, обретают индивидуальность и учатся понимать переживания других людей, а педагог-психолог во время занятий мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка. 4. Диагностика учебного процесса.
В работе учителя диагностика - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Как отмечает И.В. Дубровина, «в диагностике необходимо выделить психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, учащихся, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая».
Наблюдение - один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений.
Цель наблюдения - изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет функции:
-«развлекательная»;
-коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре;
-игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игр;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Описание практического опыта
Постановка задачи / проблемы
Была выявлена проблема:  использование традиционных технологий, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда приносит ожидаемый результат. Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья не эффективна.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Для разрешения проблемы у меня возникла идея: наряду с использованием традиционных технологий, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть игровая технология и технология арттерапия.
Согласно ФГОС НОО п.19.8 Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-Осуществление индивидуально-ориентированной  психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
- Возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ;
Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников.
Задачи:
- Преодолеть затруднения учащихся в учебной деятельности.
- Развитить коммуникативные навыки.
- Обучить навыкам адаптации учащихся к социуму.
- Сформировать положительную мотивацию к обучению
- Создать условия для развития сохранных функций;
Этапы решения задачи/проблемы
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Основу этой работы составляют четыре этапа:
диагностика проблем, информация о проблеме и возможных путях ее решения,
консультации на этапе принятия решения,
разработка плана решения проблемы,
решение проблемы.
Структура  коррекционно-развивающего занятия
вводная часть основная часть заключительная часть
ритуал приветствия, планирование игр и упражнений реализация коррекционно-развивающего занятия в соответствии с целью рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания
Психокоррекционный комплекс состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
Диагностический
Коррекционный
Оценочный
Прогностический
Основные результаты, которые были достигнуты
Анализируя результаты своей деятельности, были достигнуты следующие результаты:
Повысился уровень адаптированности в ОУ и в социуме в общем у обучающихся.
Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов.
Сформирована мотивация к обучению.
Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
Достижения детей с ОВЗ: по итогам всевозможных конкурсов 37 % обучающихся отмечены сертификатами участника, памятными подарками, дипломами и благодарственными письмами.
Направления развития
Перспективы:

- Продолжать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Расширять работу с социумом.
- Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.
- Распространять свой опыт работы.
Результаты, которые планируется достичь
Полная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в группу здоровых сверстников.
Использууемая литература
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во «МОДЕК», 2002. – 352 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дубровина И. В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И. В.Дубровина, А. Д.Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В.Вохмянина.
– М., 1998
4.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.
5. Кларин, М. Педагогическая технология в учебном процессе / М. Кларин. – М., 2009.
6. Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006. - 204 с.
7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Ксензова.–М.:ПедагогическоеобществоРоссии, 2006.–224 с.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Се-левко. – М.: Народное образование, 2005. – 256c.
9. Финогенов,А.В.Игровыетехнологиившколе:учеб.-метод.пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
10. Эльконин,Д.Б.Психологияигры/Д.Б.Эльконин.–М.,2002. –с.124.